Девятая «Серебряная лира»

1 Декабря 2018

Девятая «Серебряная лира»

Фестиваль «Серебряная лира», проходивший с 26 октября по 2 ноября в двух залах Санкт-Петербургской филармонии имени Д. Д. Шостаковича, уверенно приближается к лучшим европейским фестивалям камерной музыки. Ведущих музыкантов мира привлекает возможность выступить на всемирно знаменитых филармонических площадках Петербурга для взыскательной публики Северной столицы.

Открытие фестиваля покорило обаянием молодости и мастерства.
Камерный оркестр «Singolo Orchestra», в составе которого объединились молодые музыканты, работающие в различных коллективах города, тоже молод. Он создан в 2009-м, а с 2013 года постоянным дирижером оркестра является тоже молодой музыкант Ярослав Забояркин.
Симфонии для струнных До мажор К. Ф. Э. Баха, где дыхание уходящего барокко и просыпающееся homo agens будущего классицизма образуют новое энергетическое качество, молодой темперамент исполнителей придал особую свежесть. Ярослав Забояркин эмоционален и пластичен за пультом. «Танцующий дирижер», — шепнула рядом сидящая слушательница.
Очень яркое впечатление произвели Вальсы для струнного оркестра А. Шёнберга. Этот цикл из маленьких изящных пьес, в которых живет вальсирующая Вена Шуберта и Штрауса, — одно из самых ранних произведений композитора (1897 год). Но в сегодняшнем восприятии музыка звучала не только воспоминаниями о венских вальсах, но и интонациями меланхоличных, сентиментальных вальсов Чайковского, Сибелиуса, новогодним сиянием Концертных вальсов Глазунова. При этом едва уловимые «неправильности» в гармонии, сбивки в строгой жанровой ритмо-формуле танца, утрированная многозначительность «зависающих» пауз уже предвосхищают рождающуюся в сознании композитора «Просветленную ночь» (1899 год), «оттолкнувшись» от которой он устремится в надломленный мир экспрессионизма.
Фортепианный дуэт из Нидерландов, Лукас (24 года) и Артур (21 год) Йуссен, уже не первый раз в Санкт-Петербурге. Несмотря на юный возраст, они завоевали всеобщее признание, выступают в самых престижных залах мира. В исполнении Концерта для двух фортепиано до минор И. С. Баха у Лукаса и Артура Йуссен совершенно нет звуковой чрезмерности. В медленной части матовый, издалека рождающийся звук «видится», ощущается кинематографично, словно через прозрачную, колышущуюся штору, разделяющую века. Завораживали длинные линии фраз, незаметно передаваемые пианистами друг другу, на предельно тихом, «шепотом» произносимом pizzicato оркестра.
Великолепно дуэт исполнил Концерт для двух фортепиано № 10 Ми-бемоль мажор Моцарта. Интонационный диалог дуэта прост и изыскан одновременно. Трели, словно мягкое «выдуваемое» флейтовое frullatto. Финал был исполнен пианистами и оркестром легко, жизнерадостно, словно порыв свежего ветра. В поклоне исполнителей, дружеских объятиях музыкантов из Нидерландов и Санкт-Петербурга было что-то трогательное, светлое и очень праздничное.
Столь же впечатляющим примером фестивального сотрудничества стал еще один концерт. Венгерский виолончелист Ласло Феньо, живущий в Германии, вошел в мировую элиту виолончелистов после триумфа на Международном конкурсе имени Пабло Казальса, заслужив похвалу таких мэтров, как Мстислав Ростропович, Наталья Гутман и Курт Мазур. Ласло вместе с петербургской пианисткой Ингой Дзекцер идеально соединились в ансамбль, совпали по ощущению звука. Как сказала Инга, «словно играли всю жизнь». Особенное впечатление произвела классическо-романтическая часть программы (Бетховен, Семь вариаций для виолончели и фортепиано на тему арии «Когда мужчина чувствует любовь» из оперы Моцарта «Волшебная флейта»; Шуберт, Соната-арпеджионе ля минор; Чайковский, Pezzo capriccioso op. 62, Ноктюрн op.19, № 4). Благородное звучание дуэта обволакивало ароматом ностальгии, волнующей сердце. В музыке Яначека («Сказка») и Кодаи («Венгерское рондо» для виолончели и фортепиано) музыканты ярко и заразительно передали неповторимый колорит народной музыки.
Струнный квартет Белградской филармонии представил очень интересную и разнообразную программу. Квартет № 4 Д. Шостаковича, написанный в 1949 году, в трудное для композитора время, был исполнен музыкантами с глубоким пониманием всех сложных содержательных нюансов музыки великого композитора.
Струнный квартет фа мажор Мориса Равеля, написанный в 1903 году, открывает широкие возможности проявиться мастерству ансамбля. Елена Драгнич (первая скрипка) уверенно ведет за собой ансамбль. Совершенно мастерски музыканты справились со сложными ритмами, интересными техническими и артикуляционными приемами, которыми «начинил» Равель свое произведение (приемы подражания ударным, своеобразное pizzicato). Красочная палитра композиторской изобретательности передает содержание музыки, балансирующее на грани импрессионисткой пейзажности и зарождения эспрессионистской эмоции.
Исполнение Квартета № 15 Бетховена в Петербурге всегда символично: невозможно не вспоминать о том, что на написание поздних квартетов композитора вдохновил петербургский меценат князь Голицын. Произведение было сыграно Белградским квартетом с огромным вдохновением и вызвало благодарный отклик в зале.
Alban Berg Ensemble Wien (Австрия) был создан в 2016 году, вобрал в себя струнный квартет «Гуго Вольф» и еще трех инструменталистов: такой состав расширил репертуарные возможности коллектива.
Ансамбль погрузил нас в мир позднего романтизма (Фортепианный квартет Малера, Трио для фортепиано, кларнета и виолончели ля минор, op. 114 Брамса). Нельзя не отметить очень сильную пианистку Ариан Хэринг (она совершенно по-мужски вела ансамбль за собой), особо окрашенное звучание виолончели Флориана Бернера (немного с хрипотцой в низком, гудящем, типично брамсовском регистре) и блестящего кларнетиста Александра Нойбауера.
Ансамбль открыл слушателям музыку австрийского композитора Эрика Корнгольда, которому еще в 11-летнем возрасте Малер в 1906 году предрек славу. Сюита для фортепиано (для левой руки), двух скрипок и виолончели, op. 23 насыщена сильными эмоциями, музыкальными ассоциациями и ощущением кинематографичности, которое оказалось не случайным.
В 1934 году Корнгольд получил приглашение из Голливуда и долгое время работал в области американской киномузыки.
Барочный ансамбль D’Accordo из Азербайджана (художественный руководитель заслуженная артистка Азербайджана Илаха Садых-заде), так же как и австрийский коллектив, создан в 2016 году. Выступление этого коллектива было одним из самых ярких впечатлений фестиваля.
Разнообразная программа из инструментальных и вокальных произведений Люлли, Перселла, Преториуса, Уччелини, Генделя, Боккерини, Броски, Фальконтери была исполнена ансамблем D’Accordo не просто высокопрофессионально, но и ярко, празднично, с огромной увлеченностью, любовью и точным чувством стиля барочной музыки.
В ансамбле два потрясающих солиста: Фарида Мамедова и Ильхам Назаров.
Фарида Мамедова (сопрано) — солистка Азербайджанского академического театра оперы и балета. Ее яркий, мощный голос становится виртуозно легким при исполнении барочных фиоритур. А существование в оперных ариях совершенно театральное, но без «пережима», органичное в условиях концертного исполнения.
Сегодня постоянную филармоническую публику Петербурга уже вряд ли можно удивить контратенорами, но Ильхам Назаров, мне кажется, пленил ее по-настоящему. Божественного тембра голос, выразительная филировка звука, аккуратные, на piano, но наполненные сильным чувством высокие ноты (от таких «верхушек» Фаринелли раньше дамы падали в обморок, а у нас и сегодня замирало сердце), безупречное чувство формы и логики развития музыкального образа, артистизм… Знаменитая ария Ринальдо из одноименной оперы Генделя просто взорвала зал. Безусловно, трехгодичная стажировка в итальянской Academia D’Arte Lirica и участие в нескольких итальянских фестивалях в сочетании с природной одаренностью певца способствовали формированию настоящего мастера, вызывающего заслуженное восхищение публики.
Тщательно продуманная программа ансамбля, построенная на эмоциональных контрастах, включала игровые, театральные сцены. Финалы отделений артисты превратили в веселые праздничные импровизации-интерактивы, к которым зал подключился ритмичным подхлопыванием.
Направление Classical Crossover было представлено на фестивале двумя коллективами. Георг Брайншмид с ансамблем ZAP (Австрия) играет обработки произведений известных композиторов разных эпох (Баха, Вивальди, Генделя, Фрэнка Заппы), а также собственные сочинения. Инструментальный состав — контрабас, вибрафон, перкуссия, фортепиано. Первая же композиция навеяла черно-белые романтические кино-воспоминания 60–70-х годов, когда за кадром звучала музыка Баха в исполнении вокального ансамбля Swingle Singers, взорвавшего музыкальный мир своей необычностью. В ZAP лидером является один из ведущих австрийских джазовых контрабасистов, композитор и аранжировщик Георг Брайншмид. Темы классических произведений становятся только поводом для импровизационой фантазии музыкантов. Когда это делается так искусно, импровизации начинают обладать гипнотической силой, то погружая в медитативные размышления, то захватывая бешеной энергией ритма с феерически сложным контрабасовым соло, как в пьесе, посвященной нашему известному валторнисту Аркадию Шилклоперу, с которым Георг много играл.
Завершавший фестиваль концерт Turtle Island Quartet (струнный джазовый квартет, США) стал еще одним примером сотрудничества с петербургскими музыкантами. Наши гости попросили выступить вместе с ними легендарного джазового мультиинструменталиста Давида Голощёкина, который деликатно «подсветил» на вибрафоне композиции квартета. Исполнители продемонстрировали высочайшую академическую культуру звука и заразительную свободу джазовой импровизации. Им удалось «разогреть» и покорить серьезную публику Большого зала филармонии и поставить яркую точку в большом празднике камерной музыки.
Елена ИСТРАТОВА
Источник:  http://nstar-spb.ru/
Короткая ссылка на новость: https://www.nstar-spb.ru/~Lekv4