Детская филармония С. М. Шальмана: игра не понарошку

5 Апреля 2016

Детская филармония С. М. Шальмана: игра не понарошку

Концерт класса… Казалось бы, обыденное событие: воспитанники одного преподавателя собираются вместе, но порой программа получается пестрая — и технически, и стилистически… Совершенно невозможна такая ситуация в классе заслуженного работника культуры РФ, кандидата искусствоведения Савелия Марковича Шальмана. 2 марта 2016 года в Доме композиторов состоялся концерт учеников маэстро.

«Искусство скрипки и смычка. Вечер современной музыки» — название на афише приковывало взгляд. Дети играют не классику прошлых веков, с которой принято начинать обучение, — они играют современную музыку! Большая часть сочинений, отобранных для концертной программы, вышла из-под пера петербургских композиторов. Классный вечер превратился в концерт с концепцией, стройной внутренней логикой. А связующими звеньями меж всеми звучавшими сочинениями стали емкие, живые комментарии самого С. М. Шальмана.
Каждый солист в классе Савелия Марковича, несмотря на юный возраст, — личность. Серьезен и обаятелен в своей собранности Никита Андреев. Насыщенным, теплым звуком исполнил он пьесу Е. Рушанского «Ласковая осень»; задумчиво грустил, а затем пускался в пляс его смычок в двух музыкальных картинках Д. Золотницкого к сказке Х.-К. Андерсена «Огниво» («В тюрьме» и «Радость солдата»). Настя Петрова увлеченно и сосредоточенно исполнила вторую часть Концертино Ж. Металлиди. «Жанна Лазаревна — мама этой пьесы, а я — ее папа», — рассказывал Савелий Маркович. Следя за обновлением репертуара, Шальман попросил Жанну Лазаревну написать сочинение для детей, приложив список самых необходимых штрихов, и появилось очаровательное Концертино в духе Кабалевского. Настю Петрову Савелий Маркович назвал своей «музыкальной внучкой»: в его классе с пяти лет училась Настина мама, ныне успешная скрипачка, солистка ЗКР. Насте Городниной удалось одолеть трудную пьесу С. Важова «Речитатив», скрипично передав тонкие оттенки человеческого голоса. «Классическим гавотом» Настя открыла череду пьес Б. Гольца, чья жизнь была безвременно отнята войной. Меланья Точилова, виртуозная юная исполнительница, покорила слушателей гольцевским «Скерцо» и Allegro
В. Гаврилина для скрипки и фортепиано. Ксения Калугина в Andantino и Prestо Гаврилина совершала перевоплощения: от образа сумрачного, напряженного (Andantino) к надменно-капризному (Presto). Клезмерским напевом «Нигуна» П. Геккера заворожила публику София Барканова. Арина Сувинская уверенно справилась с непростой Сонатой С. М. Слонимского. Талантливые ученики Шальмана играли и ансамблевую музыку: фрагмент из оперы-буффа
Ю. Фалика «Плутни Скапена» (Никита Андреев, Дарья Семенова) Квартет Гольца (Меланья Точилова, Никита Андреев, Дарья Семенова, Элис Нуртдинова).
В честь Года литературы в концерте прозвучали вальс-парафраз Г. Корчмара «Ссора Ленского с Онегиным» (Дарья Семенова) и романс Чайковского «Нет, только тот, кто знал…» в переложении для скрипки Миши Эльмана (Меланья Точилова).
На протяжении всего концерта за роялем бессменно находилась Полина Михайлова — мобильный, чуткий концертмейстер, появление которой в классе С. М. Шальман назвал «прекрасным приобретением». Полина стала для каждого солиста рукой (обеими руками!) поддержки, и дети раскрывались легко и непринужденно.
Концерт был богат гостями: солист АСО Давид Чакветадзе подарил слушателям премьеру Второй скрипичной сонаты Р. Мэттью-Уолкера, посвященной С. М. Шальману. А оптимистичный вальс «Юность» Е. Петрова, исполненный консерваторкой-первокурсницей Анной Грибковой (скрипка) и Виталием Петровым (фортепиано), стал финальным аккордом концерта.
Елена НАЛИВАЕВА
Источник:  http://nstar-spb.ru/
Короткая ссылка на новость: https://www.nstar-spb.ru/~UsSK2