Делать добро

Фото: Максим Николаев

Фото: Максим Николаев

17 Апреля 2020

Делать добро

В Большом зале Санкт-Петербургской филармонии состоялся необычный концерт-представление «Прощальный час в Иерусалиме. Оратория о Святой земле». Авторы и устроители замахнулись на глобальное: действо охватывает ни мало ни много весь Ветхий и Новый Заветы — от сотворения мира до Воскресения Христа. 

Есть в этом и размах, и светлый наив: человечество много веков осмысляет великие тексты, к ним не раз обращались музыкальные гении и выдающиеся композиторы. 
И всё же организаторы рискнули. Обработали тринадцать старинных духовных кантов, бережно хранимых в архивах монастырей. Их четыре года искала и отбирала монахиня Евфросиния (Матвеева) — автор идеи, продюсер оратории и организатор действа; а аранжировал канты Вячеслав Ахмедзянов. Оркестровую партитуру тщательно записали в исполнении сборного московского оркестра с привлечением первоклассных музыкантов. Выбрали и выстроили тексты. Частично они читаются драматическими актерами Яниной Романовой (московский «Современник») и Владимиром Маликовым (петербургский Александринский театр), частично пропеваются солистами Мариинского театра: Татьяной Павловской (сопрано), Юлией Маточкиной (меццо-сопрано), Романом Бурденко (баритон) и Владимиром Феляуэром (бас). Все — певцы первого ранга главной оперной сцены Петербурга.
Постановщик Ольга Маликова нашла интересный необычный прием — сюжеты Святого Писания не только слышны, но и изображаются на большом экране: по ходу действия рука художницы Катерины Барсуковой создает на песке прекрасные, согретые сердцем рисунки — образы и сцены из Библии и Евангелия. Это очень интересно и органично входит в драматургию представления, ничуть не мешая восприятию текстов и пения и совершенно не приедаясь на протяжении полутора часов. Творимые в присутствии зрителей рисунки чередуются с корректным монохромным видеорядом на главном и боковых экранах, по расположению ассоциативно напоминающих алтарный триптих.
Но главное в том, КТО находится на сцене рядом с мастеровитыми солистами на фоне оригинальной песочной анимации: может показаться чудом, но это спепоглухие дети из единственного для них в России детского дома-интерната, что в Сергиевом Посаде под Москвой (директор — Галина Епифанова), из его уникального ансамбля «Преодоление», руководимого Светланой Заречновой и Ольгой Мухиной. Пение детей ненарочито вплетается в стройное звучание филармонического хора «Ярославия» под руководством Владимира Контарева. 
Как удается учителям и воспитателям интерната вовлечь этих детей в музыкальный процесс, научить слышать музыку внутренним слухом, петь — это остается абсолютной загадкой. Поистине, пути Господни неисповедимы.
Непереоценимо достоинство всей этой акции, на которую целый большой коллектив сподвигла монахиня Евфросиния, женщина неукротимой воли к содеянию добра. Благотворительный концерт-представление — часть ее большого проекта: построить деревню, где могли бы продолжить нормальную плодотворную жизнь выпускники интерната слепоглухих. Поселение, где жили бы семьи, занимаясь ремеслами и доступными видами искусства, воспитывая детей и не чувствуя себя изгоями. 
Великое дело — помогать ближним, какой бы банальностью ни казалось это тем, кто относится к этому лишь как к банальности. Все вдохновители, организаторы и участники представления оратории — люди иного склада. Им это необходимо. Как один из важнейших смыслов жизни.
Исполнение нового масштабного произведения на основе старинных русских кантов — это еще и культуртрегерство. Мало кто из широкой публики вообще знает, что такое кант. А это песня с мелодией, иногда конкретного, но зачастую анонимного автора, которая была популярна и любима. Под нее подставлялись самые разные тексты, в том числе и духовные. Из кантов с бытовым или лирическим текстом родился русский городской романс. Духовные канты имели религиозные тексты. Вот такой музыкальный материал и был использован авторами композиции. За что им отдельное спасибо.
В Петербурге была премьера этого музыкально-театрального проекта, который проводит благотворительный фонд памяти Преподобномученицы Великой княгини Елисаветы Феодоровны, используя грант Президента Российской Федерации и при поддержке фонда Алины Кабаевой. Далее, когда в стране наладится нормальная жизнь без угрозы эпидемии, оратория будет исполнена еще в трех городах России и привлечет (не может не привлечь!) к проблеме слепоглухих детей немало сочувствующих и практически помогающих людей, а главное — своим высоким гуманизмом пробудит в людях потребность делать добро.
Нора ПОТАПОВА
Санкт-Петербургский Музыкальный вестник, № 4 (176), апрель 2020 г.
Источник:  https://nstar-spb.ru/
Короткая ссылка на новость: https://www.nstar-spb.ru/~KfWBe