«Да! Водевиль есть вещь…»

Фото: Юлия Чопорова

Фото: Юлия Чопорова

4 Марта 2020

«Да! Водевиль есть вещь…»

В Доме актера представлена музыкальная комедия Натальи Волковой «Дом на Петербургской стороне» по мотивам водевилей П. А. Каратыгина и П. И. Григорьева (сценическая редакция Евгения Зимина и Натальи Хрущёвой).

Как бы ни иронизировал Грибоедов над непритязательным «репертуаром для домашнего театра», — и перемены в общественном устройстве, и возрастание образовательного и культурного уровня публики, и колебания доходов разных социальных слоев, и повышение роли рекламы в привлечении зрителей — 
все это вытерпел самый давний в России тип развлекательного театрального действа. И, несмотря на усиление конкуренции со стороны зрелищ для самых широких, менее взыскательных кругов населения, сохранил за собой хоть небольшую, но прочную нишу. Достаточно сказать, что за вторую половину прошлого века в нашей стране водевиль «Аз и ферт» выдержал три экранизации, «Лев Гурыч Синичкин» — две. Фильм «Ах, водевиль, водевиль…», также имеющий почтенного возраста литературную основу, вообще успел побывать гвоздем новогодней телепрограммы и запустил в народ обойму крепких вокально-инструментальных хитов.
Показ в петербургском Доме актера музыкальной комедии «Дом на Петербургской стороне» убедительно засвидетельствовал: пока живы композиторы, не поленившиеся прочитать что-то кроме учебников по профильным дисциплинам, ни один музыкально-драматический жанр не погибнет. 
Зрителям показали хорошо продуманную «вещь», в которой удачно сочетаются: 
— «минималистский» ансамбль с явно неслучайным подбором инструментов (фортепиано, скрипка, флейта, бас-гитара); 
— музыка — по преимуществу вокальная, удобоисполнимая для артистов, а иногда претендующая и на самостоятельную роль «бессловесного комментатора ситуации»; музыка, неизменно сочетающая демократичную певучесть и танцевальность с отчетливой экспрессивностью, ярко окрашенная в лирические, комические, чаще же в откровенно сатирические тона;
— и родной, такой узнаваемый текстовый материал — легкий, при этом ненавязчиво нравоучительный (прямо по заветам Горация: «развлекая, поучать») и жизнеутверждающий.
И кроме того, соблюдена чистота жанра. Написать на любой (хоть заигранный донельзя, хоть новоизобретенный) сюжет мюзикл, 
т. е. сопроводить его узнаваемыми интонациями сегодняшней «попсы» (ну или рока, если того пафос требует), — это скорее банально. А вот сделать то, чего давно никто толком не делает, — по сути, классическую оперетту (по старинной канве, допускающей чудесные разрешения сложных ситуаций, сказочность вместо сплошной «суровой правды жизни»; со стилизованной если не под время действия, то под время расцвета жанра музыкой) — это задача для высококультурного и требовательного к себе художника.
Наталья Волкова — именно такой композитор: ее музыкально-сценической фантазии, подкрепленной почти математическим расчетом, подвластны и «старый добрый» Шарль Перро, и куда менее старый (до кричащей актуальности), далеко не всегда добрый Гоголь. А когда за подготовку вытащенных с пыльной полки текстов берется Наталья Хрущёва — автор множества стихотворений для самых юных читателей, явно отражающих принцип «Как для взрослых, но только лучше», — можно быть уверенным: 
— ни один зритель-слушатель не успеет отличить, где слова полуторавековой давности, а где свеженаписанные, а только припом-
нит пушкинское «О стихах я не говорю: половина — должны войти в пословицу»;
— «замшелый» сюжет заиграет свежими красками и будет восприниматься словно сочиненный сегодня.
Оформление спектакля отлично сработало на тот же эффект. Серая, во всю сцену ширма, перед которой исполняются прологи и финальные куплеты, изображает фасады доходных домов, сливающиеся в сплошной «забор», — это предвестье начала урбанизации, иллюстрация «муравейника», где одинаково легко потерять только что встреченного понравившегося человека и нежданно столкнуться с пропавшим из виду давним знакомым. Ну а живописные наряды героев, реальный, а не бутафорский реквизит убеждают: да, несмотря на очевидные переклички с современностью (дороговизна съемного жилья! санкции за несвоевременные платежи! невозможность урегулировать отношения с шумными соседями! и пр.), это действительно позапрошлый век! Это жизнь наших же далеких предков, в которую любопытно ведь заглянуть, даром что с ними поговорить уже никак не удастся… 
Ныне антрепризную постановку «Дома на Петербургской стороне» можно увидеть на Малой сцене «Мюзик-холла».

Всё, что эстрадой мы с вами зовём,
Всё начиналось на этих подмостках, — 
пелось в советском фильме.

Давайте же уважать многолетнюю историю нашего музыкального театра. Благо сегодня рядом с нами живут и действуют достойные продолжатели его традиций. Их творениям нужны эрудированные и разборчивые не менее самих авторов ценители — чтобы каждый показ был встречен так же тепло и радостно, как «Дом на Петербургской стороне» Натальи Волковой приняли в Доме актера на Невском.
Александр МОНОСОВ
Санкт-Петербургский Музыкальный вестник, № 3 (175), март 2020 г.
Источник:  https://nstar-spb.ru/
Короткая ссылка на новость: https://www.nstar-spb.ru/~XcZRK