Чтобы кони не застоялись![]() Фото: Мария Ковалёва Чтобы кони не застоялисьСтранное, грустное, тревожное время. Мастерам легкого жанра, как и всем, надо выжить — не только материально, но, главное, морально. Им, как воздух, необходим драйв, зритель, аплодисменты. При вынужденном сокращении «большого» репертуара самые неугомонные в петербургском Театре музкомедии ищут неожиданные ходы, забытые сценические формы, иной, кабаретно-камерный формат — чтобы «кони не застоялись».
Возмутителем спокойствия здесь часто выступает главный дирижер Андрей Алексеев. Вот отыскал, что театру по адресу Итальянская, 13, вовсе не 90 лет, отпразднованные в прошлом году, а все 110! Уже подзабылось, что прежде здесь располагался театр «Палас» (а внизу процветал ресторан-кабаре!), где успешно шла вся опереточная классика и новинки начала ХХ века, в том числе оперетта-фарс чеха Вильгельма Шпачека «Тук-тук». Из нее-то Алексеев «со дружиною» и скроил забавную пьеску с очень профессиональной, вполне культурной музыкой. Спектакль поставлен Верой Домбровской стилистически корректно — непринужденно, без пошлости, с иронией к тому, что разыграно, пластически выразительно (благодаря Владимиру Романовскому) и весело. В общем, пикантный водевиль на пятерых в сопровождении оркестра (тут же, сбоку) и старой пишущей машинки. Отсюда и название: прелестная секретарша Зинаида (Наталья Савченко) печатает — тук-тук! А вокруг нее вертится интрига: трое мужчин с эротическими намерениями и «благородный отец» с алкогольным пристрастием. У самого удачливого героя-любовника (Фёдор Осипов), ловкого обаятельного пройдохи, ни малейших матримониальных намерений нет; у другого, не первой свежести Генерала — феноменально органичного комика Александра Круковского — как бы тоже нет, но очень хочется. У третьего (Владимир Садков) голова кругом от влюбленности и готовности к женитьбе, но он дурак. Правда, ему принадлежит самое вдохновенное ариозо и чувствительные стихи, но это не спасает его от «лямурного краха». А «благородный отец» Олега Ромашина за красивую бутылку согласен на всё. В разных ситуациях, извлеченных из большой пьесы-оригинала и удачно скомпонованных, возникают стройно спетые и лихо оттанцованные ансамбли: дуэты, терцеты и даже квинтет. Всё компактно, забавно и с развязкой ко всеобщему удовольствию. Так что в это странное и грустное время публике в элегантном фойе Музкомедии неожиданно стало не грустно и не тревожно.
«Когда вся жизнь была иной» — название другой камерной программы артистов Музкомедии более чем актуально, но имеется в виду время иное, нежели преддверие роковой весны 2020-го: это начало ХХ столетия, Серебряный век русской культуры. Ресторан-кабаре при театре «Палас» посещает публика, умеющая ценить не только дорогое шампанское, но изящную двусмысленность, шик, вкус, тонкую поэтическую метафору. Это время славы Вертинского, и автором многих текстов его изысканных миниатюр был популярный в те годы поэт Николай Агнивцев. Много лет спустя в его поэзию влюбился ленинградский композитор Андрей Тихомиров, сегодня живущий в Софии. А в нынешнем Петербурге театрализованную композицию по кабаретным песням Агнивцева — Тихомирова предлагают артисты, уже знакомые нам по веселому водевилю: Наталья Савченко, Фёдор Осипов и Олег Ромашин.
Фраки и вечернее платье, шляпа и цилиндры. Совсем немного характерного грима, задорно выгнутые (или, наоборот, опущенные) бровь и край губы, нарочито нарисованные кукольные ресницы у дамы — и перед нами популярные театральные персонажи Серебряного века — Арлекин, Пьеро, Коломбина. Шутя и попивая шампанское в сопровождении инструментального ансамбля или фортепиано Ольги Алексеевой, актеры, доверительно перебрасываясь репликами и совершенно не форсируя вокал в камерном пространстве, разыгрывают колоритные музыкальные сценки. Иногда интимно пикантные, острохарактерные или лирические, и мы не сразу замечаем, как тон этих сценок становится всё серьезнее. Вот на шеях лицедеев появились кроваво-красные ленточки, вот задумчиво, по-восточному изысканно вьется мелодия баллады «Король Артур», вот звучит иронично-галантно-грустная «Смерть поэта». А завершает композицию прощание со старым Петербургом — «Вы помните». И впечатываются в сознание музыкальные фразы и слова:
Вы помните про те года
Угасшей жизни петербургской?..
Вы помните! Никто тогда
Вас не корил тем, что вы русский...
И на память приходит другой выдающийся спектакль Театра музкомедии: «Белый. Петербург»…
P. S.: 19 декабря театр показал еще одну камерную программу — музыкальную фантазию «Осенние цветы» по мотивам рассказа Куприна, объединяющую романсы известных петербургских композиторов. Там прозвучали и сочинения, которых прежде никто не слышал.
Нора ПОТАПОВА
Санкт-Петербургский Музыкальный вестник, № 1 (184), январь 2021 г.
Источник:
https://nstar-spb.ru/
Короткая ссылка на новость: https://www.nstar-spb.ru/~tIev9
| ![]() ![]()
С 06.12.2022 10:30:00 по 06.06.2023 11:30:00 «Ленинградский пейзаж. Живопись 1950-х – 1980-х годов из собрания Государственного музея истории Санкт-Петербурга»
С 18.01.2023 16:10:00 по 18.06.2023 17:10:00 «Артерии Победы» ![]() |