Черное с белым носить!

Фото: пресс-служба Белгородской филармонии

Фото: пресс-служба Белгородской филармонии

2 Ноября 2020

Черное с белым носить!

Без слушателя, зрителя — искусство мертво. Это очевидно. Но о борьбе за слушателя, мне кажется, сегодня лучше знают региональные концертные организации. В нынешних условиях, на грани балансирования между волнами эпидемии коронавируса, сам факт несорвавшегося открытия 54-го концертного сезона был подарком и для коллектива Белгородской филармонии, и для ее почитателей. 

Все состоялось! Но, помимо этого безусловно отрадного факта, было еще несколько весомых поводов для праздника. Во-первых, концерт-открытие проходил 1 октября, в Международный день музыки, а во-вторых, он должен был стать одновременно презентацией нового рояля Steinway & Sons, подаренного Белгородской филармонии компанией «Металлоинвест». Приобретение долгожданного столь престижного инструмента — это огромное событие для концертной организации, особенно в такое непростое время. 
Накануне для своих подписчиков в группе «ВКонтакте» Филармония объявила конкурс. Нужно было вспомнить наибольшее число пианистов, игравших на филармоническом Steinway-ветеране с момента его появления на белгородской сцене 25 лет назад. Победителем конкурса стала постоянная слушательница филармонических концертов Виктория Иваницкая, она назвала 52 пианиста, в числе которых были и приезжие знаменитости, и белгородские музыканты. В качестве приза она получила приглашение на концерт-презентацию. 
Очень остроумной и объединяющей приподнятым настроением была идея дресс-
кода — всем слушателям было предложено 
прийти «на бал» в черно-белых нарядах. 
В этом — преодоление будничности. Уже сама подготовка к походу в Филармонию и выбор соответствующего костюма добавили праздничных ноток в настроение любителей музыки. 
Все пространство Филармонии и креативные элементы события работали на идею концерта — фасад прекрасного здания, фойе, являющееся выставочным пространством. Создать особую атмосферу, «одеть» просветительские идеи в современные, интересные формы — это особое умение, которым должны обладать сегодняшние менеджеры культуры. Нынешнему событию была посвящена фотовыставка «История рояля в лицах». На фотографиях запечатлены звезды фортепианного искусства, приезжавшие в Белгород и дарившие свое вдохновение слушателям. 
Не потерял своей актуальности представленный год назад проект #классикамодно. Великие русские композиторы «пришли» в Филармонию на концерт, одевшись в стильные современные костюмы, и каждый гость Филармонии получил удивительную возможность приблизиться к ним, стать участником своеобразной автограф-сессии с вечно модными классиками. 
Сценическая церемония открытия и передачи ключа от нового рояля была в меру торжественной и душевной. Управляющий директор Лебединского ГОКа (предприятие входит в компанию «Металлоинвест», благодаря которой и появился новый рояль) Олег Юрьевич Михайлов напомнил о плодотворном десятилетии социально-экономического партнерства компании с городами области и пожелал, чтобы новый рояль стал поводом для новых встреч с выдающимися музыкантами. 
Начальник управления культуры Белгородской области Константин Сергеевич Курганский справедливо отметил, что «Металлоинвест», следующий славным традициям социально ориентированного бизнеса, — один из самых преданных друзей и помощников в поддержании и развитии местной культурной жизни. 
Принимая ключи и паспорт от нового инструмента, директор Белгородской филармонии Светлана Юрьевна Боруха поделилась новой творческой идеей: «Теперь, при наличии двух роялей, наш замечательный симфонический оркестр получит возможность участвовать в исполнении двойных фортепианных концертов. Это уникальный жанр музыкального искусства, с которым раньше белгородцы не имели возможности познакомиться. Теперь на этой сцене смогут выступить ансамбли блистательных пианистов!» 
Еще одной замечательной «придумкой» для презентационной части вечера был видеоролик о том, как выбирался рояль на фабрике Steinway & Sons в Гамбурге пианистом Андреем Ярошинским (официальным представителем фирмы Steinway & Sons), как инструмент был доставлен и встречен на сцене Филармонии.
Право первого клавирабенда с участием нового Steinway было предоставлено заслуженной артистке РФ, лауреату премии Президента России Екатерине Мечетиной. Хороших пианистов много. Но, на мой взгляд, ценность присутствия на этом особом празднике именно Екатерины Мечетиной связана с рядом ее личностных качеств. Только исполнителю с очень мощной (если можно сказать так о женственной, изящной Екатерине Мечетиной) артистической выдержкой было под силу «поднять» сложнейшую программу (Концерт № 1 для фортепиано с оркестром Ф. Шопена и Рапсодия на тему Паганини С. Рахманинова), да еще в одном отделении (!!!) в соответствии с нынешними правилами Роспотребнадзора. Только настоящий педагог (с 2009 года преподает в Московской консерватории), в составе жюри многих конкурсов постоянно отслеживающий появление новых талантов, мог оценить и очень трогательно прокомментировать игру юного музыканта, учащегося Детской музыкальной школы № 1 города Белгорода (класс преподавателя Галины Петровны Бекетовой) Дениса Смирнова, которому было предоставлено символическое право первому прикоснуться к новому роялю (в его исполнении прозвучал «Листок из альбома» Р. Глиэра). Уверена, начинающий пианист запомнит этот момент как очень важный в своей жизни. Наконец, именно Екатерина Мечетина, яркая общественная деятельница (член Президентского совета по культуре), знающая все трудности поддержки и пропаганды музыкальной классики в стране, — могла оценить значимость этого события для Белгородской филармонии. 
Но главным героем дня была, конечно, музыка. Оркестр в развернутой экспозиции классического концерта — настройщик восприятия слушателей. И в этот вечер в «увертюре» Концерта Шопена симфонический оркестр под управлением главного дирижера, заслуженного деятеля искусств РФ Рашита Нигаматуллина сумел собрать воедино весь сложный спектр чувств, переполнявший находящихся в зале слушателей, — особую возвышенную торжественность, сотканную из романтического волнения, страстной устремленности к счастью и одновременно смятения, тревоги, мечтательной нежности и надежды. 
И вот пианистка извлекает первый звук из рояля… 
На одном из мастер-классов Екатерина Мечетина сказала своим ученикам: «Играть произведение всегда нужно так, как будто вы исполняете его в первый раз на всем свете». Я думаю, что вечное «как в первый раз» всегда обусловлено ситуацией момента. 
Для каждого музыканта инструмент — совершенно одухотворенное существо, со своим характером, судьбой. Взаимодействие с ним — это сложный и увлекательный процесс общения. Суть происходящего таинства практически невозможно объяснить слушателю, но результат этого священнодействия каждый в зале ощущает — и всегда по-своему. Поделюсь и я своими индивидуально окрашенными ощущениями, возникшими у меня во время звучания музыки. 
Исполнение Концерта Шопена в этот вечер мне почему-то напоминало доверительный разговор Екатерины Мечетиной с юным белгородским Steinway, который в эти минуты только начинал свою большую жизнь в искусстве. Пианистка деликатно прикасалась к нежным струнам распахнутой души рояля, беседовала с ним самой человечнейшей музыкой Шопена… Казалось, она учила его звучать, очень мягко, не пафосно, не подавляя высокомерным техническим блеском опытного музыканта, а чутко прислушиваясь к его ответной реакции на каждую высказанную мысль. А оркестр подхватывал, бережно служил опорой этого очень важного разговора, «укрупнял» интонацию доверительности до уровня высоких эмоциональных обобще-
ний — и делал это с присущим коллективу вдохновением, которое музыканты не растеряли за время паузы в репетиционном процессе во время карантина. 
Когда-то юная пианистка Катя Мечетина исполняла Рапсодию на тему Паганини Рахманинова вместе с дирижером Рашитом Нигаматуллиным на фестивале в Луганске. И вот, спустя много лет, — новая совместная интерпретация этого сложнейшего сочинения в Белгороде. Великое сочинение всегда резонирует с контекстом другой эпохи и поражает своей созвучностью ей. Как необходима сегодня эта музыка! Очередной угрожающий человечеству Dies irae, образца 2020 года, сегодня порой до безысходности сковывает страхом каждого. Музыка Рахманинова вела нас по сложному пути преодоления этого страха, наполняла силой и верой. Убежденность мощного восходящего рояльного глиссандо в конце — как размашистая надпись на последней странице партитуры: «Верую!» 
Музыкой гениальных композиторов, с помощью прекрасных музыкантов, новый Steinway передал очень важное и необходимое сегодня нам всем музыкальное послание. А особая острота впечатлений и ощущение праздника, которыми был наполнен вечер открытия нового концертного сезона, — это, конечно, результат тщательной работы, с большой любовью к искусству и слушателям проделанной всем коллективом Белгородской филармонии.
Елена ИСТРАТОВА 
Санкт-Петербургский Музыкальный вестник, № 10 (182), ноябрь 2020 г.
Источник:  https://nstar-spb.ru/
Короткая ссылка на новость: https://www.nstar-spb.ru/~burVI