Чем полезны зомби?

4 Октября 2018

Чем полезны зомби?

В нашу жизнь все увереннее входит хоррор. У желающих испытать острые ощущения большой выбор из новостных передач, фильмов и сериалов. Кто-то негодует, что дети смотрят «ужастики», кто-то сам с нетерпением ждет новых серий, едва ли отдавая себе отчет, что герои на экране становятся все менее привлекательными.

Анализу этого явления была посвящена лекция Ануш Варданян «Большое, драматическое и ужасное, или Чем полезны зомби?», открывшая новый сезон «Эпохи просвещения» в БДТ. Основное внимание было уделено сериалу «Ходячие мертвецы» («The Walking Dead») — о людях, которые однажды обнаружили, что оказались в районе мутаций, и должны прилагать немалые усилия, чтобы выжить, не превратиться в зомби.
Написав сценарий, Майкл Арндт долго не мог найти продюсера. Однако прошло несколько лет и сюжет «выстрелил». В основе сценария серия комиксов Роберта Киркмана, начавшая выходить в 2003 году и лишь в 2010 — одновременно с выходом телесериала —
получившая премию Айснера (The Will Eisner Comic Industry Awards). До этого нишу «ужасного» заполняли вампиры: со времени выхода «Дракулы» Френсиса Копполы (1992) они были главными персонажами десятков книг, мюзиклов, кино- и телефильмов.
В сравнении с вампирами зомби проигрывают: у них нет той мудрой вековой усталости, ироничного взгляда на жизнь, обаяния и сексуальной притягательности. Что же произошло в конце «нулевых», чтобы зритель предпочел им зомби, полностью утративших индивидуальность, существующих даже не стадом — безликой толпой без желаний, мыслей, памяти?
Анализируя фильмы прежних лет, Варданян показала, как эволюционирует страх. В начале 1950-х ужас был антропоморфным: инопланетяне раз за разом захватывали Землю, напоминая о противостоянии двух политических систем. Наивные страхи тех времен сегодня выглядят забавными, а рекламный ролик фильма «Ночь живых мертвецов» (1968) напоминает полицейские сводки. Постепенно меняется представление о том, что может быть по-настоящему страшным. Каждый новый этап совпадает с жестокими потрясениями: военными конфликтами, кризисами. В фильмах и сериалах как в зеркале отражается зритель: режиссеры и продюсеры отыскивают ужасы, которые затрагивают каждого.
Ужас «Ходячих мертвецов» — в достоверности того, что мы видим на экране. Это один из способов рассказать нам о нас самих: не мы ли бродим по жизни, не помня прошлого? Страх скидывает оболочку цивилизации, стирает границы между миром живых и мертвых, заставляет задуматься о выживании.
Герои фильма, пытающиеся остаться людьми, противопоставлены другим персонажам комиксов и фильмов — супергероям (в нашей реальности им, возможно, соответствуют Стив Джобс, Илон Маск, Джулиан Ассанж). Но фильм говорит нам о возможности остаться человеком, не приобретая никаких сверхспособностей. Выжить может каждый: надо лишь не дать заразе проникнуть в тебя. Так отвратительное в нашей жизни очищается отвратительным на экране.
Евгения ХАЗДАН
Источник:  http://nstar-spb.ru/
Короткая ссылка на новость: https://www.nstar-spb.ru/~nEUxB