Человечный фестиваль

Фото предоставлено пресс-службой фестиваля

Фото предоставлено пресс-службой фестиваля

1 Октября 2019

Человечный фестиваль

Фестиваль «В сторону Выборга» нынешним летом в двенадцатый раз охватил своими вдохновенными музыкально-поэтическими концертами пространство от Зеленогорска до Выборга. Неизменным художественным руководителем праздника является заслуженный артист России, пианист Алексей Гориболь.

Фестиваль, устраиваемый Институтом Финляндии в Санкт-Петербурге, опирается на прочный организационный фундамент. Слушатели не всегда задумываются об этой стороне дела, но совершенно не случайно на церемонии закрытия всегда горячо приветствуют аплодисментами заместителя директора Института Финляндии в России Елену Перову, без которой сложный фестивальный механизм столь выверенно и четко не заработал бы. 
Второй год директором Института Финляндии является Сани Контула-Вебб. Она глубоко прониклась идеями фестиваля, поняла его душу и ценит организаторов, артистов, создающих прекрасный праздник. После гала-концерта, отметив роль каждого, Сани сказала: «Я понимаю, почему этот фестиваль такой замечательный — потому что он похож на вас, Алексей Гориболь! Вы — необыкновенный!» 
Ни один фестиваль «В сторону Выборга» не похож на предыдущие. Нынешний заметно отличался расширенной финской частью репертуара. Оргкомитет фестиваля сумел сформировать насыщенную и очень разнообразную программу. Перемещаясь по маршруту Зеленогорск — Комарово — Репинские пенаты — Выборг, фестиваль напоминал творческую эстафету участников из России и Финляндии. 
Как всегда, был отмечен целый ряд юбилейных дат. Главная из них — 100-летие со дня рождения писателя Д. А. Гранина. Даниил Александрович много времени проводил в Комарово, до последних дней жизни был преданным поклонником и постоянным почетным гостем фестиваля «В сторону Выборга». Памятный концерт к 100-летию Даниила Гранина в Музее Комарово-Келломяки, подготовленный заслуженным артистом России Анатолием Петровым (БДТ им. Г. А. Товстоногова) и баянистом Владимиром Розановым, был наполнен человеческим теплом и уважением к выдающемуся писателю. 
Программу к 130-летию со дня рождения Анны Андреевны Ахматовой представили музыканты из Финляндии — композитор и вокалистка Вуокко Ховатта и баянист Харри Куусиярви. Творчество Ахматовой знают и высоко ценят в Финляндии. Ее юбилей в рамках фестиваля был отмечен выставкой фотоколлажей в Библиотеке Алвара Аалто (г. Выборг), посвященных поэту и выполненных финскими художницами Санни Сеппо и Анне Хямяляйнен. 
По традиции композиторам — юбилярам года был посвящен и концерт-открытие в Зеленогорской детской школе искусств. Яркой увертюрой концерта стало исполнение Павлом Коноваловым нескольких пьес из цикла «Картинки с выставки» Модеста Мусоргского (180 лет со дня рождения). Целым рядом сочинений был отмечен юбилей двух выдающихся российских композиторов Бориса Тищенко и Валерия Гаврилина (80 лет со дня рождения). 
Скрипач Дмитрий Сеетович, впервые участвовавший в фестивале «В сторону Выборга», убедительно исполнил «Прелюдию» из Сонаты для скрипки соло Бориса Тищенко во всеоружии глубокого интеллектуального проникновения в материал и технического мастерства. 
Постоянная участница фестиваля певица Юлия Корпачёва мастерски исполнила несколько фрагментов из цикла «Грустные песни» Б. Тищенко и с удивительной теплотой и тонким артистизмом «Ни да, ни нет» В. Гаврилина.
Валерию Гаврилину уделялось большое внимание на протяжении всего фестиваля. Вечер в Музее-усадьбе И. Е. Репина был полностью посвящен музыке композитора. Избранные романсы и песни, вокальный цикл «Вечерок» прозвучали в исполнении солисток Мариинского театра Натальи Евстафьевой (меццо-сопрано) и Екатерины Шиманович (сопрано). Четырехручные пьесы Гаврилина исполнил фортепианный дуэт Алексей Гориболь — Павел Коновалов. 
Алексею Гориболю удается каждый раз открывать для слушателей новые или малоизвестные произведения, точно отвечающие теме фестиваля. Так, атмосферой Дома творчества композиторов в Репино вдохновлено было сочинение еще одного юбиляра, петербургского композитора Стани-слава Важова — шесть пьес для фортепиано «Прощание с коттеджем», которые специально были выучены к этому вечеру и тонко исполнены Павлом Коноваловым. 
Особое место в концертах фестиваля занимало в этом году творчество известного финского композитора и дирижера Армаса Ярнефельта, 150-летие со дня рождения которого отмечается в этом году. Знаменательно, что композитор родился в Выборге. Его произведения прозвучали и в концерте-открытии, и в завершающий фестивальный вечер. Значимость этого юбилея была подчеркнута участием в гала-концерте потомка композитора, члена Общества Армаса Ярнефельта Микко Саяри. Здесь же в читальном зале Библиотеки Алвара Аалто прошла и выставка к 150-летию Армаса Ярнефельта. 
Финская музыка и поэзия широко и разнообразно были представлены в программе фестиваля. Произведения Петри Макконена и Кайи Саариахо звучали на концерте в соборе святых Петра и Павла в Выборге. Особый колорит в фестивальную программу привнесло выступление любительского духового оркестра Тиирисмаа из города Холлола, который выступил в костеле Гиацинта в Выборге. Современной поэзии и музыке Финляндии была посвящена программа «Голос женщины. Современная женская поэзия Финляндии» в Библиотеке Алвара Аалто. В программе приняли участие финские и российские артисты: Э. Иоффе, З. Линден, А. Эрямайа, П. Фрадкина (фортепиано). 
Ежегодно слушателям представляется возможность услышать широкий спектр музыки разных эпох и стилей. В стенах евангелическо-лютеранской кирхи Преображения Господня (Зеленогорск) звучала музыка И. С. Баха, Д. Скарлатти, И. Альбениса, М. Кастельнуово-Тедеско, Э. Раутаваара, М. Нисула, П. Макконена, которую замечательно исполнили лауреаты международных конкурсов Александр Крючков (гитара), Егор Свеженцев (гитара) и Владимир Розанов (баян). 
У фестиваля свое лицо, своя история. При всей обширности замыслов, насыщенности программ есть в нем и некая «домашность», семейность. Среди исполнителей — и звезды, которыми гордятся, которых любят и ждут, и новички, для которых фестиваль «В сторону Выборга» может стать стартом перед восхождением к дальнейшим профессиональным успехам. 
В гала-концерте Алексей Гориболь ювелирно объединил знаковые моменты фестивальных программ и всех участников. 
Виртуозное исполнение оригинальной современной музыки финского композитора Э. Раутаваара («Серенады единорога») Егором Свеженцевым органично сочеталось с пасторальным настроением «Переклички птиц» Ж. Ф. Рамо, исполненной в дуэте с Александром Крючковым, впервые принимавшим участие в фестивале и прекрасно дополнившим талантливую команду исполнителей. 
Открытием стало выступление певца Олега Крикуна (тенор). Этот новый подопечный Алексея Гориболя не видит мир так, как видим его мы, но у него прекрасный голос и светлая, открытая, благодарная душа. Романс Неморино из «Любовного напитка» Доницетти Олег спел необычайно чисто. Под чистотой я имею в виду не только интонацию, но и какой-то особый душевный настрой. Думаю, что поклонники фестиваля будут теперь следить за успехами этого певца. 
Владимир Розанов — один из тех, без кого фестиваль уже немыслим. В гала-концерте он исполнил две сонаты Д. Скарлатти. Но мне очень хочется отметить, что Владимир Розанов и Егор Свеженцев уже второй год проводят в рамках фестиваля благотворительные концерты для подопечных фонда «Дикони», который помогает детям, попавшим в сложные жизненные ситуации. Восхищает, с каким трепетом и ответственностью музыканты фестивальной команды относятся к этим выступлениям. 
Финальная часть гала-концерта была поистине кульминационной. Не только по исполнительскому мастерству, но и по смысловой точке, поставленной в завершение фестиваля. 
Первый раз Олесю Петрову я слышала на фестивале «В сторону Выборга» в 2012 году. За эти годы мощь ее таланта развернулась с невероятной силой! Она покорила знаменитые оперные сцены и концертные залы мира. Достаточно сказать, что незадолго до нашего фестиваля она по приглашению дирижера Зубина Меты семь раз с оглушительным успехом спела в Израиле «Реквием» Верди и записала его с легендарным дирижером и звездным составом исполнителей. Сразу после фестиваля она уезжала в Берлин, где должна была петь в «Адриенне Лекуврер» вместе с Анной Нетребко. 
И тем не менее, несмотря на чрезвычайно плотный гастрольный график, Олеся Петрова приезжает на свой родной маленький фестиваль «В сторону Выборга» к любимому концертмейстеру Алексею Гориболю, чтобы спеть музыку одного из самых пронзительных русских композиторов современности — Валерия Гаврилина. В ее исполнении столько тепла, естественности, понимания русской природы этой музыки! Песни из «Русской тетради» в исполнении Олеси Петровой в диалоге (иначе не скажешь!) с Алексеем Гориболем — это истинный шедевр ансамблевого исполнительства. 
Перед тем как Олеся Петрова спела «Осенью» и «Простите меня» (на простые, но полные библейской мудрости стихи А. Володина), Алексей Гориболь сказал полные искренней боли слова об ушедшей недавно актрисе Выборгского театра «Старая крепость» Галине Кибуш. В этих словах заключался смысл, который я имею в виду, называя фестиваль «В сторону Выборга — человечным. Он силен не только профессиональной командой организаторов и исполнителей. Он силен тем, что главным в его основе являются любовь, память, преклонение перед талантом, благодарность, благоговейное отношение к традициям, дружелюбие и поддержка силой настоящего искусства всех нас, ищущих человеческого тепла.
Елена ИСТРАТОВА 
Санкт-Петербургский Музыкальный вестник, № 9 (170), октябрь 2019 г.
Источник:  https://nstar-spb.ru/
Короткая ссылка на новость: https://www.nstar-spb.ru/~HkXFH