Чайковский объединяет мир

Фото: Ксения Худик

Фото: Ксения Худик

30 Июня 2020

Чайковский объединяет мир

7 мая состоялась первая онлайн-конференция, организованная центром музыкальной культуры «Чайковский». 

В день рождения П. И. Чайковского представители музеев и культурных организаций, связанных с наследием гениального композитора, встретились в виртуальном пространстве, чтобы признаться в любви к музыканту и рассказать о своем вкладе в популяризацию его наследия. Клин, Москва, Санкт-Петербург, Воткинск и даже Германия — из разных уголков мира люди вышли на связь друг с другом, чтобы показать, как Чайковский объединяет мир.
Несмотря на то, что в день рождения композитора мы, поклонники его музыки, любители и профессиональные исполнители, не смогли посетить государственный мемориально-архитектурный комплекс «Музей-усадьба П. И. Чайковского» в Вот-кинске или же государственный мемориальный музыкальный музей-заповедник П. И. Чайковского в Клину, у нас была прекрасная возможность отметить юбилей П. И. Чайковского: принять участие в челлендже и записать музыкальное послание. Проект создан Музеем-усадьбой П. И. Чайковского в Клину.
А. Г. Швейдель, заместитель председателя Общественного совета при Министерстве культуры РФ, открыл конференцию: «П. И. Чайковский — символ русской музыки и символ русской культуры». Конференция, несмотря на онлайн-формат, стала важным событием в научно-культурной жизни России, так как в ней приняли участие руководители крупнейших институций, а также ведущие исследователи творчества композитора. А. Г. Швейдель выразил надежду на то, что дискуссия даст импульс для новых серьезных проектов и дальнейшего всестороннего изучения творческого наследия П. И. Чайковского, самого исполняемого русского композитора в мире.
В рамках конференции удалось собрать на одной площадке поклонников творчества композитора, обобщить достижения в исследовании его наследия на протяжении последних пяти лет, проследить, как развивался диалог между слушателями, исполнителями и исследователями творчества П. И. Чайковского. Интерес к музыке композитора неисчерпаем, потому что у каждого исполнителя, журналиста, исследователя — свой Чайковский. По словам организаторов мероприятия, планируется выпуск сборника по итогам конференции. Пока он не вышел, поделимся наиболее яркими, на наш взгляд, эпизодами этого мероприятия.
Т. Н. Неганова, директор Государственного мемориально-архитектурного комплекса «Музей-усадьба П. И. Чайковского» в Вот-кинске, представила обновленную экспозицию в доме, где 180 лет назад родился композитор, а также издания музея, приуроченные к 175-летию композитора. В 2020 году вышла еще одна книга — «100 вопросов о Чайковском». На сайте можно ознакомиться с дея-тельностью музея более подробно, найти предложения на разный вкус и возраст. 
О том, что значит имя композитора для Санкт-Петербургской государственной кон-
серватории имени Н. А. Римского-Корсакова, рассказал ее ректор, заслуженный артист РФ А. Н. Васильев: «Чайковский был петербургским композитором, окончил Петербургскую консерваторию, был в числе первых выпускников. Поэтому для нас важно наследие Петра Ильича, оно для нас бесценно, <…> играет в воспитательной работе весьма, весьма значимую роль». К сожалению, из-за эпидемии коронавируса не состоялась премьера студенческой постановки оперы «Пиковая дама» на сцене театра «Мюзик-Холл». Однако А. Н. Васильев представил участникам конференции буклет о спектакле, режиссером которого выступил А. О. Степанюк. Есть надежда увидеть оперу 5 сентября. Как мы знаем, в Консерватории ведется реконструкция, поэтому музей невозможно посетить, экспонаты находятся на складе общественного хранения. Три года в Консерватории прошли под знаком Чайковского. Как отметил А. Н. Васильев, «мы возвращаемся к истокам, консерваторский театр сегодня стал полностью студенческим». Дирижер, режиссер, артисты в недавно представленных операх, частях трилогии «Евгений Онегин» и «Иоланта», — все студенты. «Чайковский с нами, Чайковский вокруг нас. Мы продолжаем его любить вне зависимости от того, юбилейная это дата или нет», — завершил свое выступление А. Н. Васильев. Юбилей — это особый повод вспомнить, поблагодарить за то гениальное, что композитор дал миру, поздравить друг друга с этим замечательным праздником.
О. В. Хонабьёва, руководитель музея «Чайковский в Москве», филиала Российского национального музея музыки, рассказала о московской сокровищнице документального наследия композитора. Рукописи, письма, исторические документы, личные вещи, гравюры, литографии, автографы… Из экспозиции к 175-летию выставка «Чайковский и мир» превратилась в постоянный центр культурно-просветительской жизни Москвы. Здесь проводятся экскурсии, концерты, абонементные мероприятия, лекции, мастер-классы. Особого внимания заслуживает проект «Чайковский: открытый мир» на сайте «Культура.рф». 
А. В. Комаров, ведущий научный сотрудник Российского национального музея музыки, подробнее рассказал о вышеупомянутом проекте. Он представляет собой рукописное наследие композитора: полнотекстовую базу данных, полные цифровые копии, детальное описание по самым разным параметрам, развернутые комментарии. В базе экспонировано порядка 700 документов, часть документов предоставил отдел рукописей Российской национальной библиотеки. В планах создателей базы — написание расширенных исследовательских статей. Еще одно важное событие, которое заслуживает внимания исследователей, — международная научная конференция «Чайковский и XXI век» (2014 г.). В 2017 году по ее итогам был издан сборник, в котором собраны ценные работы отечественных и зарубежных исследователей. Наконец, А. В. Комаров представил новейшее нотное издание «Чайковский. Итальянское каприччио». 
Проект, актуальный как никогда, представила И. С. Белая, исполнительный директор Ассоциации музыкальных музеев и коллекционеров. «Чайковский объединяет мир» — 
название проекта говорит само за себя. Его основная идея — в том, чтобы подчерк-нуть мировой статус композитора. О своем 
участии в проекте заявили представители большинства стран. Результатом станет профессиональный фильм, свидетельство того, что П. И. Чайковский — это всемирное достояние. Как отметила И. С. Белая, «имя русского гения объединяет мир».
Следующим на связь из Санкт-Петербурга вышел Н. М. Цискаридзе, народный артист РФ, ректор Академии русского балета имени А. Я. Вагановой. Он признался, что его любимая партитура — это «Спящая красавица». По мнению Н. М. Цискаридзе, Чайковский — 
предвестник композиторов-мультипликаторов. Рассуждая о творческом наследии композитора, Н. М. Цискаридзе отметил феноменальный дар П. И. Чайковского создавать партитуры, «гениально грамотные с точки зрения балетности». Вклад, который внес Чайковский в театральный мир, грандиозен, а его музыка никогда не перестанет звучать.
В. В. Лисенко, директор Государственного мемориального музыкального музея-заповедника П. И. Чайковского в Клину, пообещал, что совместно с Государственным Русским музеем в Строгановском дворце будет открыта развернутая выставка, посвященная жизни П. И. Чайковского и его отношению к Петербургу. Она состоится при поддержке Академии русского балета имени А. Я. Вагановой и Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова, а также Мариинского театра. 
В экспозиции будут представлены материалы, которые никогда ранее в одном месте не собирались. 
О знаменательном событии для исследователей творчества композитора рассказала хранитель фонда Чайковского, заведующая отделом рукописей музея-заповедника П. И. Чайковского А. Г. Айнбиндер. Она представила академическое полное собрание сочинений П. И. Чайковского. Уже вышло в свет двенадцать томов, в настоящее время ведется работа над следующими десятью томами. Как руководитель проекта, А. Г. Айнбиндер отметила, что собрание сочинений — это не наука для науки, это исследование музыки для того, чтобы она звучала.
Д. А. фон Мекк, основатель благотворительного фонда имени Н. Ф. фон Мекк, рассказал о достижениях организации, которую он возглавляет. Ознакомиться с проектами и даже принять в них участие можно, посетив официальный сайт.
Очень трогательным было выступление 
П. Мертенса, председателя Общества Чайковского в Германии, который на русском языке рассказал о любви к П. И. Чайковскому: «Мы все любим музыку Чайковского и исследуем всё, что касается жизни и творчества композитора… Чайковский объединяет мир, и это действительно так». П. Мертенс подчеркнул значение слова «мир» как антонима слова «война» и отметил важность международной онлайн-конференции накануне 9 мая, великого праздника Дня Победы. 
Таким образом, благодаря конференции «Время Чайковского» мы еще раз почтили память композитора, гениальность которого всемирно признана, а творческое наследие является одной из составляющих мира 
во всем мире.
Ксения ХУДИК
Санкт-Петербургский Музыкальный вестник, № 6–7 (178–179), июнь-июль 2020 г.
Источник:  https://nstar-spb.ru/
Короткая ссылка на новость: https://www.nstar-spb.ru/~IHwp1