Час мужества

Фото: Г. Бограчёва

Фото: Г. Бограчёва

11 Июня 2019

Час мужества

Открытие нынешней «Петербургской музыкальной весны» прошло в преддверии праздника Победы. 55-я «Весна» отмечала и 75-ю годовщину полного освобождения Ленинграда от вражеской блокады. Торжественная атмосфера открытия была подчеркнута исполнением «Гимна великому городу» Рейнгольда Глиэра.

А следом прозвучали произведения выдающихся мастеров композиторской школы Леиинграда-Петербурга, запечатлевшие подвиг жителей невской столицы и солдат, оборонявших ее. Одному из них — Оресту Александровичу Евлахову — выпало перенести все 900 дней блокады и сохранить на нотных страницах свои «свидетельские показания».
Совсем недавно, в январскую годовщину снятия блокады, композиторский круг «Мелос» провел в Доме композиторов вечер, на котором представил фильм режиссера Нины Прахарж и оператора Григория Ожегова «…И музы устояли». Среди песен советских композиторов, романсов и оперных арий классиков прозвучали фортепианные прелюдии Бориса Гольца, погибшего от голода в марте 1942 года (ему было 28 лет!), и «Ленинградский блокнот» для фортепиано (1944) Ореста Евлахова. Пронзительны датированные сентябрем 1942 года строки из дневника композитора: «Мне 31-й год; если выживу — должен серьезно работать, учиться; писать фуги, развивать мелодическую линию, изучать полифонистов… Моя сфера — оркестр…»
Орест Евлахов выстоял, выжил и дал путевку в жизнь юным коллегам, среди которых немало прямых его учеников. Владимир Сапожников, словно откликаясь на дневниковую запись мэтра, оркестровал пьесы из блокадного блокнота Евлахова. Они и оказались в центре развернутой программы «Час мужества» в Большом зале филармонии, окруженные сочинениями более молодых современников. Дети военных лет в эвакуации узнавали о буднях героического города, а позже сроднились с ним настолько, что их музыка воспринимается как голос из осажденной крепости.
Более молодых… сказавши это, думаю о неумолимости времени: двоих из учеников Ореста Евлахова уже нет с нами. Андрей Павлович Петров свою «Поэму памяти погибших в годы блокады» уподобил скорбным скульптурам Пискаревского кладбища. Но сумел передать в музыке и стойкость духа защитников города, и пафос борьбы с силами зла и насилия.
Борис Иванович Тищенко в симфонии «Хроника блокады» действительно выступил летописцем суровых дней. Здесь при всей обобщенности формы и жанра столько поразительно точных конкретных деталей — раскаты громовой артиллерийской канонады, взрывы бомб, телеграфная «морзянка» и другие приметы военного быта, образы чудовищного бесчеловечного врага. А рядом жалобный напев, скорбная процессия в тишине безжизненных пустых улиц, картины битвы, прорыва блокады… От героических фанфар, открывающих симфонию, к праздничному салюту с беспорядочной солдатской пальбой из всех видов оружия… и к бесхитростному вальсу как символу неумирающей жизни.
Сергей Михайлович Слонимский, живой классик нашей музыки — да продлятся его годы! — один за всех принимал поздравления зала в конце концерта. Оратория «Час мужества» на стихи Анны Ахматовой достойно венчала программу, объединив всех исполнителей — АСО филармонии под управлением Владимира Альтшулера, Концертный хор Института культуры, руководимый Сергеем Екимовым, солистку Мариинского театра Дарью Рябоконь… и благодарную публику! Когда в гимническом финале оратории оркестранты стоя воздавали дань памяти поколению защитников города, в едином порыве с ними поднялся весь зал.
Иосиф РАЙСКИН
Источник:  http://nstar-spb.ru/
Короткая ссылка на новость: https://www.nstar-spb.ru/~WB4Y9