Бостонское чаепитие

28 Ноября 2018

Бостонское чаепитие

«Бостонское чаепитие» — акция протеста американских колонистов. 16 декабря 1783 года недовольные английской налоговой политикой горожане проникли ночью на три британских торговых корабля в порту и выбросили в море груз чая, принадлежавший Ост-Индской компании. Boston Tea Party считают прологом Американской революции.

Поверьте, я не подстрекал к революции в США, когда неосторожно назвал свою встречу с читателями и слушателями «бостонским чаепитием». Хотя улики налицо: встреча действительно состоялась в Бостоне, а хозяйка дома и по совместительству генеральный директор фестиваля «Образовательный мост» доктор искусствоведения Людмила Лейбман угощала собравшихся чаем со сластями… В оправдание свое могу сказать только, что если революция и произойдет, то разве что в умах американцев и россиян — по обе стороны культурного моста, который участники фестиваля вместе с его организаторами строят уже более двадцати лет. Ежегодно весной студенты и преподаватели из Бостона посещают Санкт-Петербург и Москву, а осенью российские музыканты наносят ответный визит в Бостон. Передаю слово Людмиле Лейбман, заранее извиняясь за цитирование панегириков в собственный адрес.
«Среди участников нынешнего XXXIV фестиваля — любимая бостонцами Мария Людько — профессор Санкт-Петербургской консерватории, лирико-колоратурное сопрано. Программы, которые составляет Мария Людько, поражают свои разнообразием. 2 ноября на встрече Марии со студентами на уроке профессора Бостонского университета Светланы Малыхиной, я воочию убедилась, как студенты третьего курса, для которых русский язык не родной, заворожено реагировали на рассказ Марии о профессии певицы. В свою очередь, Светлана Малыхина благодарно отзывалась о встрече с кларнетистом и киноактером Жоржем Девдариани: "Это был чудесный, теплый и трогательный час музыки, стихов, шуток и рассказов. Я была поглощена и не заметила, как пролетело время. Конечно же, нам было мало часа".
Еще одна замечательная встреча, получившая много отзывов и названная "Бостонским чаепитием", состоялась в домашней обстановке в центре Бостона 30 октября. Российский музыкальный критик, главный редактор газеты "Мариинский театр", редактор "Санкт-Петербургского музыкального вестника" Иосиф Райскин рассказал о своей последней книге "Записки филарманьяка". Автор щедро дарил ее слушателям, которые пришли познакомиться с ним в Бостоне. Ответ слушателей не заставил ждать.
— Несколько дней назад во время 34-го фестиваля “Образовательный мост” в Бостоне мне посчастливилось принять участие во встрече с известным петербургским музыковедом, музыкальным критиком, главным редактором газеты “Мариинский театр” Иосифом Генриховичем Райскиным. Встреча, планировавшаяся как презентация его недавно вышедшей книги “Записки филарманьяка”, обернулась интереснейшей беседой о культурной жизни сегодняшнего Петербурга, о Мариинском театре, о филармонических концертах, о музыкальной педагогике и о множестве других тем, одинаково волнующих и бостонцев и петербуржцев. Мне встреча принесла еще и воспоминания о чудесных людях, у которых и с которыми я училась в этом незабываемом городе моей молодости (Сусанна Лопатина).
— Большое вам спасибо за незабываемую встречу с Иосифом Райскиным — писателем, поэтом, музыкантом, искусствоведом, блистательным рассказчиком и… инженером-электриком в одном лице. Пожалуйста, передайте ему нашу признательность за великолепные подарки — его книги. Мы благодарны ему за удивительные открытия и возвращение памяти в нашу молодость (Софья и Марк Добромысловы).
— Я читаю “Записки филарманьяка” с восхищением; это живые прекрасные тексты, воссоздающие историю музыкальной жизни в России на протяжении последних пятидесяти лет (Вера Чиркова).
Продолжая многолетнюю традицию "Образовательного моста", мы пригласили на фестиваль молодых композиторов из Петербурга. К сожалению, не все получили американские визы, но двое — Кристина Бибикова (студентка 5-го курса консерватории, класс Светланы Нестеровой) и Петр Юрченко (студент 2-го курса консерватории, класс Сергея Слонимского) провели в Бостоне насыщенную неделю с 22 по 29 октября. Огромная благодарность тем, кто помог в организации программы для Кристины и Петра, в первую очередь студентам Бостонского университета Патрику Валкеру и Нине Майтланд. Патрик учится на композиторском факультете, Нина изучает русский язык — оба были с нами в Санкт-Петербурге в мае, на предыдущем фестивале "Образовательного моста". И там все четверо познакомились друг с другом. Патрик представил Кристину и Петра своему педагогу Кетти Нез и 25 октября у них прошел настоящий полноценный урок по композиции. Мы планируем пригласить профессора Кетти Нез в мае 2019 года в Петербург на XXXV фестиваль "Образовательного моста", рассказать студентам Санкт-Петербургской консерватории о ее недавно завершенной опере о Сергее Прокофьеве "Лина и волк" ("Lina and the Wolf") по книге Саймона Моррисона "Сергей и Лина".
Вот так и работает "Мост": в 1997 году к нам приезжал композитор Борис Тищенко, ученик Дмитрия Шостаковича; в 2001 — Светлана Нестерова, ученица Бориса Тищенко (вместе с другими молодыми композиторами-петербуржцами —
Антоном Таноновым, Николаем Мажарой, Екатериной Блиновой), в 2018 — Кристина Бибикова, ученица Светланы Нестеровой. Традиция не прерывается, петербуржцы и бостонцы встречаются на "Мосту", проводят время вместе, делятся впечатлениями… Вот одно из них — уже из Петербурга его прислала Кристина Бибикова.
— В этом году мне вместе с Петром Юрченко посчастливилось побывать в красивейшем и старейшем городе Соединенных Штатов Америки — Бостоне. Программа фестиваля “Образовательный мост: Россия — Америка” была насыщенной и разнообразной. На потрясающих концертах Boston Symphony Orchestra мы слышали шедевры мировой классики, посетили концерт современной музыки и познакомились с творчеством американских коллег. Надолго остались в памяти концерты и мастер-классы в Гарвардском музыкальном сообществе.
Немало интересных людей мы встретили в Бостонском университете. Профессор композиции Вартан Агагабян —удивительный человек, его доброта и непосредственность поражают с первой минуты знакомства. В Музее изящных искусств он рассказывал нам об истории американской культуры, а потом в университете с большим интересом слушал нашу музыку и делился своими впечатлениями. В эти же дни нам удалось встретиться с профессором Кетти Нез, которая проявила большое внимание к нашим композициям и дала профессионально ценные советы.
Огромное впечатление произвела на меня богатейшая коллекция Музея Изабеллы Гарднер, с его историей и экспонатами нас знакомила профессор Бостонского университета Светлана Малыхина. Во все время в Бостоне нас сопровождала Татьяна Дмитриевна Холостова — переводчик, человек, без которого новых американских знакомых было бы меньше, а загадок — больше… А писательница Диана Виньковецкая распахнула для нас двери своего большого и уютного дома, делилась интересными рассказами и поддерживала нас.
И конечно же на всех мероприятиях с нами была дорогая Людмила Ароновна Лейбман, которая распланировала наше пребывание на фестивале, четко организовала программу и окружила нас материнской заботой».
Неделя, проведенная мною в Бостоне, запомнилась экскурсиями, концертами, встречами, дискуссиями. В первый же день я исполнил давнюю мечту — благодаря любезному приглашению фестиваля побывал вместе с другими петербуржцами в концертном зале Boston Symphony, освященном именем Сергея Кусевицкого, главного дирижера знаменитого Бостонского симфонического оркестра в течение четверти века, и именами его любимых русских композиторов —
Игоря Стравинского и Сергея Прокофьева. В программе —
Вторая симфония Густава Малера в исполнении Бостонского оркестра, солистов и фестивального хора Танглвуда под управлением нынешнего главного дирижера бостонцев Андриса Нельсонса. В качестве своеобразной прелюдии к малеровскому «Воскресению» была избрана краткая пьеса «Lux aeterna» для хора a cappella композитора из Риги Майи Эйнфельд (к столетию независимости Латвии).
Назавтра меня ждала экскурсия по Бостонскому университету — увлекательное путешествие по разнообразным колледжам, факультетам, общежитиям, библиотекам, спортивным залам и клубам — право же, здесь нам есть чему поучиться у американских коллег. Впечатлили бостонский Музей изящных искусств и совершенно необычное музейное собрание Изабеллы Гарднер. В последующие дни в одной из старейших церквей города в рамках Бостонского фестиваля новой музыки звучали произведения современных композиторов, а в зале Гарвардской ассоциации музыкантов состоялся концерт известного венгерского скрипача Кристофа Барати (кстати, незадолго до того выступавшего в Петербурге)…
Вернусь к «бостонскому чаепитию»: я не столько рассказывал о своих «Записках», сколько отвечал на множество вопросов о музыкальной жизни в современной России. В особенности всех интересовало, как «сосуществуют» в России высокая академическая культура и «масскульт», чувствовалось, что проблемы с музыкальным воспитанием молодежи, с привлечением в залы новых поколений слушателей — и у нас, и в Америке одни и те же. И опыт Мариинского театра с его «музыкальным мостом», возведенным над всем континентом Евразии от Владикавказа до Владивостока, пример Валерия Гергиева, с Пасхальным фестивалем объездившим просторы России, были восприняты с удивлением и уважением.
На обратном пути — я летел домой рейсом из Нью-Йорка —еще одна мечта исполнилась: впервые переступил порог Carnegie Hall, чтобы услышать… оркестр Мариинского
театра. Валерий Гергиев давно перекинул мост между Рос-сией и Америкой, и эта музыкальная переправа над Атлантикой исправно служит миру между нашими народами.
Иосиф РАЙСКИН
Источник:  http://nstar-spb.ru/
Короткая ссылка на новость: https://www.nstar-spb.ru/~y2Kj5