Блокадная графика Соломона Юдовина

4 Февраля 2019

Блокадная графика Соломона Юдовина

С 24 января в Строгановском дворце Русского музея открыта выставка «Соломон Юдовин. Блокадная графика из собраний Русского музея и Евгения Герасимова».

В биографии Соломона Юдовина (1892–1954) — известного художника-графика, ученика Юделя Пэна и Мстислава Добужинского — блокадный цикл работ стал творческой вершиной. Эта графическая серия входит в число самых узнаваемых и знаковых произведений, посвященных блокаде.

Годы жизни и творчества Соломона Юдовина пришлись на первую половину ХХ века — время, насыщенное трагическими событиями, кардинально изменившими жизнь всей страны. По счастливому стечению обстоятельств Юдовин, несмотря на все эти коллизии, долгие годы имел возможность заниматься любимым делом и зарабатывать на жизнь своей профессией, пользуясь публичным признанием.
В 14 лет Юдовин оказался в мастерской знаменитого витебского художника Юделя Пэна — наставника Марка Шагала, Эля Лисицкого, Ильи Чашника и др. В начале 1910-х он приехал в Петербург, где обучался в Рисовальной школе Общества поощрения художеств (под руководством Николая Рериха) и одновременно в частных студиях Михаила Бернштейна и Мстислава Добужинского. Под влиянием последнего он избрал графику основной областью своей художественной деятельности.
В 1923-м его пригласили на должность ученого секретаря
и хранителя в Музей петербургского еврейского историко-этнографического общества. В Ленинграде его и застала Великая Отечественная война.
Юдовин провел в осажденном городе один из самых тяжелых периодов блокады – с самого начала до середины 1942-го, когда он был отправлен в эвакуацию. Именно в это время появилась значительная часть его блокадной серии — рисунки, монотипии, гравюры.
Основой серии послужили натурные эскизы. Неизвестно, были ли они заказными. Под заказом обычно понималось присутствие на улицах города художника, защищенного мандатом — специальным разрешением властей на проведение живописно-графических мероприятий. Такой мандат был доступен немногим (например, Вячеславу Пакулину), а без мандата любого исполнителя натурных набросков могли расстрелять на месте.
Наброски на улицах могли делать и художники, наделенные специфическими полномочиями. Такие блокадные зарисовки являются частью наследия Павла Кондратьева, официально служившего в батальоне по маскировке объектов гражданского и военного назначения.
В отличие от Кондратьева Юдовин свои наброски видел не как мимолетные впечатления, а как зачатки темы, требующей оформления в «материале». Он, вероятно, задумывал сюиту, где каждый лист мог стать отдельной главой книги о войне (похожие планы были и у других ленинградских художников, например у создавшего в первый год войны серию линогравюр «Ленинград в дни блокады» конструктивиста, архитектора Александра Никольского).
Блокадная серия Юдовина включает в себя большое количество сюжетов, исполненных в разных графических техниках — рисунок карандашом, рисунок тушью, монотипия, ксилография, линогравюра. Полные сурового трагизма, часто идущие вразрез с общепринятым в то время парадным официозом, гравюры блокадного цикла Юдовина не раз становились иллюстрациями к книгам о войне. Широкую известность приобрел альбом из 18 линогравюр, впервые вышедший в свет в 1947-м и переиздававшийся позднее —
в 1969-м.
К счастью, в государственных и частных коллекциях сохранились не только печатные экземпляры блокадной серии Юдовина, но и подготовительные рисунки к ним, а также другие самостоятельные графические свидетельства повседневной жизни осажденного города.
На выставке представлено около 150 произведений Юдовина, большая часть из которых экспонируется впервые.
Выставка приурочена к 75-летней годовщине снятия блокады Ленинграда и продлится до 14 марта.
Пресс-служба Государственного Русского музея
С. Б. Юдовин Отдых. 1945 г. 
Из серии Ленинград в дни Великой Отечественной войны. Линогравюра. Фрагмент

Источник:  http://nstar-spb.ru/
Короткая ссылка на новость: https://www.nstar-spb.ru/~QJyLU