«Бедные люди» в Петербурге

Фото: Всеволод Коновалов

Фото: Всеволод Коновалов

11 Января 2021

«Бедные люди» в Петербурге

28 октября 2020 года в зале Екатерининского собрания, на фестивале «Международная неделя консерваторий», состоялась петербургская премьера оперы Глеба Седельникова «Бедные люди». 

Это сочинение было написано композитором в годы обучения в Московской консерватории еще в 1973 году, а в 1974-м было представлено в качестве дипломной работы. Седельников обратился к режиссеру Борису Покровскому, в постановке которого опера впервые прозвучала на сцене Малого зала Московской консерватории. «Бедные люди» принесли Седельникову известность и признание сразу после премьеры. На протяжении нескольких лет опера входила в репертуар Музыкального театра Бориса Покровского; ее ставили во многих городах Советского Союза, а также в Австрии, Болгарии, Германии и Чехии. Тем удивительнее тот факт, что премьерный показ оперы в Петербурге состоялся лишь почти через полвека после ее написания, через восемь лет после смерти композитора! Понадобились годы, чтобы режиссер Андрей Цветков-Толбин и дирижер Михаил Кирхгофф показали петербуржцам творение Седельникова в самом лучшем свете.
Сочинение предназначено для двух певцов в сопровождении струнного квартета. За все время действия оперы главные герои ни разу не встречаются: они пишут друг другу письма. Опера состоит из тринадцати писем, которые, по словам композитора, «представляют собой сонатно-симфоническую структуру с лейтмотивами: <…> тут есть и экспозиция, и выполняющие функцию разработки эпизоды, и, наконец, реприза-кода». Графическое, темброво-однородное звучание струнного квартета подчеркивает эпистолярность самого текста либретто — неизмененного, но сильно сокращенного романа Достоевского. Кроме того, настолько ограниченный состав участников придает действию особое камерное звучание. По сути, опера написана для вокально-инструментального квинтета — вокальные голоса ни разу не звучат одновременно, а роль струнного ансамбля настолько велика, что его нельзя назвать аккомпанементом; вокальный и инструментальные голоса создают единую музыкальную ткань, голоса певцов выделяются лишь как носители словесного текста.
Постановка Цветкова-Толбина усиливает психологический накал оперы «Бедные люди». Главные герои живут через двор друг от друга, но социально-общественные условия их жизни не позволяют им быть вместе. Это состояние одновременной близости и невозможности встретиться создается с помощью стены, разделяющей сцену. Родственные души стремятся друг к другу — и через стену летают письма, протягиваются руки, передаются подарки. Но не более. Герои заперты каждый в своем мирке, в своей маленькой комнате. Композитором были выбраны наиболее яркие и характерные письма из всего текста романа. С каждым письмом характеры действующих лиц раскрываются всё более полно, и все силы создателей — от композитора и режиссера до исполнителей — 
направлены на концентрацию и углубление образов. Разворачивающаяся на сцене драма воспринимается особенно остро и напряженно и потрясает даже искушенного и опытного слушателя.
Варвара Добросёлова предстает юной прекрасной девушкой, полной сил и жизнерадостной, что не совсем соответствует замыслу Достоевского, но оправдано в контексте произведения Седельникова: ведь тем острее воспринимается развязка психологической драмы. Каждый монолог Варвары индивидуализирован и представляет героиню в различном состоянии и настроении. Крайне выразительно звучат письмо заболевшей и слабой Варвары, полное гнева и обиды письмо об Анне Фёдоровне, монолог героини, терзаемой сомнениями по поводу нового места работы, светлые поэтические воспоминания о детстве. Людмила Щанкина, студентка пятого курса ГМПИ имени М. М. Ипполитова-Иванова, прекрасно справилась как с актерской, так и с музыкально-певческой стороной этой разнообразной роли.
Макар Алексеевич Девушкин, титулярный советник и дальний родственник Варвары, также воплощен объемно и психологически глубоко. И хотя литературоведы находят большие речевые сходства между героями Достоевского, в опере характер Макара Алексеевича сильно отличается от характера его корреспондентки. Его монологи — речь человека маленького, но полного чувства достоинства и собственной значимости. На этом строится первая кульминация образа, ярко подчеркнутая сценическим действием. Девушкин также полон энергии и радости, но истоки этого состояния — в его влюбленности. Нежные чувства героя подчеркиваются как в интонационном плане, так и в жестах. Особенно сильное впечатление производит трагическая развязка действия, последнее письмо Макара Алексеевича, которое трактуется скорее как произнесенный, а не записанный монолог, полный отчаяния и боли. Макар Девушкин в исполнении Рудольфа Овсепяна, также студента пятого курса ГМПИ, впечатляет глубиной и разнообразием переживаний, которых слушатель, быть может, и не ожидает от заявленного в афише «титулярного советника, 47 лет».
Отдельно хочется отметить струнный квартет Московского молодежного оркестра, которому удалось передать все нюансы состояний героев, атмосферу произведения, особенности музыкального языка автора и при этом не отвлечь внимание слушателей, остаться контекстуальным фоном для развития психологической драмы.
Несмотря на краткость и камерность оперы, режиссеру Цветкову-Толбину удалось внести свое слово и постановочные детали в произведение. Благодаря его работе, а также благодаря выразительному исполнению музыкантов, в «Бедных людях» Г. С. Седельникова громче зазвучал голос Ф. М. Достоевского, великого психолога русской литературы.
Софья ЧЕРНИКОВА
Санкт-Петербургский Музыкальный вестник, № 1 (184), январь 2021 г.
Источник:  https://nstar-spb.ru/
Короткая ссылка на новость: https://www.nstar-spb.ru/~5YwKS


Газета &laquo;Санкт-Петербургский вестник высшей школы&raquo;

Санкт-Петербургский вестник высшей школы

музыкальный вестник


 

Информационное агентство  Северная Звезда

Нет событий в календаре на ближайшее время