БДТ — 100!

Фото автора

Фото автора

3 Марта 2019

БДТ — 100!

Вековому юбилею Большого драматического театра имени Г. А. Товстоногова (БДТ) была посвящена пресс-конференция ТАСС 15 февраля, в день рождения театра. Существует легенда, что А. К. Толстой, когда создавал свою сказку «Золотой ключик, или Приключения Буратино», имел в виду реальных персонажей: Буратино — М. Горький, Мальвина — жена А. Блока, Л. Менделеева, Пьеро — А. Блок, Карабас-Барабас — В. Мейерхольд, папа Карло — К. Станиславский, а Джузеппе — В. Немирович-Данченко. Об этом и о других историях, связанных с театром, его великом прошлом и многообещающем будущем рассказал журналистам режиссер, художественный руководитель БДТ Андрей Могучий.

«Для нас это действительно праздничный день!.. 15 февраля 1819 года — это официальная дата рождения БДТ: именно тогда состоялась премьера пьесы Ф. Шиллера “Дон Карлос” в консерватории», — напомнил А. Могучий. Занимаясь столетием театра, администрация БДТ сфокусировалась на истории. Так, например, оказалось, что широкую публику до сих пор удивляет тот факт, что первым художественным руководителем БДТ был А. Блок. Последние два года своей жизни именно он определял художественную стратегию театра, уделял много внимания просветительской работе и проповедовал в театре высокое искусство новой молодой республики.
А. Могучий отметил, что ему очень близка идея А. Блока о том, что государству нужны театры, а театрам нужна государственная поддержка для обеспечения художественной бескомпромиссности и независимости. С именем А. Блока связан целый ряд юбилейных мероприятий: на стадии обсуждения создание скульптуры, посвященной поэту. Совместно с фестивалем «Дни Александра Блока в Петербурге» (пройдет с 20 апреля по 15 мая) будет организована выставка «Блок и театр», в проекте принимают участие Эрмитаж, Александринский театр, музей А. Блока в Шахматово. В данное время к публикации готовится книга С. Радлова о первом 10-летии жизни театра «БДТ в 20-е. Игра. Судьба. Контекст», выход издания планируется в мае.
В истории театра были разные периоды, все их невозможно обсудить в рамках одной пресс-конференции. При Г. А. Товстоногове БДТ стал театром советской интеллигенции, здесь работали великие артисты, театр получил широкий мировой резонанс.
Конечно, отдельного упоминания заслуживают художники театра. Э. Кочергин, главный художник БДТ, рассказал: «Здесь работали уникальные художники, лучшие театральные художники страны. Такой коллекции мастеров не имел ни один театр. Кустодиев, Бенуа, Добужинский, Петров-Водкин, Акимов, Рындин… Они создали огромное количество шедевров… Художники заложили визуальную культуру театра, которую сегодня мы стараемся сохранить… Театр не откажется от этой традиции»…
Празднование юбилея пройдет в течение двух дней.
3 марта режиссер В. Крамар и творческая бригада театра представят яркое шоу, посвященное вековой истории.
4 марта публике будет показан спектакль Т. Курентзиса, а также состоится презентация концептуального проекта художника А. Шишкина-Хокусая, режиссера А. Могучего и архитектора А. Воронова (объединение «АрхАтака»). Создатели проекта заинтриговали публику: «Внутри театра мы строим новый, параллельный театр... Этот проект —
попытка выстроить новые взаимоотношения внутри старого». Пожалуй, это лучше увидеть своими глазами, чем сто раз услышать.
В праздновании юбилея примет участие и Вторая сцена БДТ. Художник Вера Мартынов рассказала о художественном эксперименте TO STAGE в Каменноостровском театре, который объединит разные виды искусства: музыку, хореографию, театральную критику, визуальное искусство, медиаискусство… 16 команд молодых художников в течение 4–5 месяцев буду работать в рамках перформативной мастерской. Исследования, разговоры, импровизация —
в итоге будет создано театральное произведение. 16 марта состоится открытие проекта, в программе — лекции, презентации кураторов, перформансы, мастер-классы. «Мне кажется, что Деревянный театр на Каменном острове — это уникальное пространство не только для Санкт-Петербурга, но и в мировом контексте… Хочется, чтобы люди проводили там больше времени, поэтому программа будет длинная. Будет много представлений, связанных с улицей, городом», — отметила В. Мартынов. Музыкальный перформанс «Я говорю, что люблю тебя» будет посвящен советским песням, «спетым максимально грустно». Перформанс SOS тоже будет музыкальным и обозначен авторами как жанр сценической кантаты. TO STAGE — это, по словам В. Мартынов, «поиск пространства между жанрами». Предполагаем, что это надо видеть, слышать, анализировать.
А. Могучий рассказал о премьерах, которые связаны с юбилеем театра: 15 апреля зрители увидят пьесу И. Вырыпаева «Волнение», в главной роли — А. Б. Фрейндлих; режиссер Р. Мархолиа поставит «Жизнь впереди» по роману
Э. Ажара, в главной роли — С. Крючкова; третья премьера — спектакль Н. Пинигина по пьесе «Палачи» М. Макдонахи, в главной роли — О. Басилашвили. «В главных ролях выходят корифеи нашего театра, и нам было очень важно сделать это в юбилейный год. Тем самым задать вектор будущего, опираясь на наши корни, наши традиции, наш актерский ансамбль».
Народная артистка России Е. Попова, вспоминая о том, как она пришла в театр, работала в разные периоды, застала расцвет золотого периода БДТ, отметила, что в театре «всегда был особый петроградский стиль». «Мне бы хотелось, чтобы этот стиль — стиль БДТ — сохранился навсегда. БДТ — это лицо нашего города и нашей родины», —сказала она. Самый дорогой отзыв, по ее мнению, — это слова зрителей о том, что после спектаклей в БДТ хочется жить.
Вековой юбилей БДТ — это праздник для всех жителей Санкт-Петербурга, потому что все мы любим театр. Как отметил А. Могучий, главная традиция БДТ — это «командность» артистов, постановочной части, администраторов… Все работают качественно. Каждый человек, работающий в театре, ориентирован на художественный результат. Желаем театру, чтобы все лучшие традиции сохранялись, а зал всегда был полон думающей и сочувствующей публикой.

Ксения ТОКМАКОВА
Источник:  http://nstar-spb.ru/
Короткая ссылка на новость: https://www.nstar-spb.ru/~d7DtB