Баснер: знакомый и незнакомый

Фото предоставлено автором

Фото предоставлено автором

11 Января 2021

Баснер: знакомый и незнакомый

В Большом зале Филармонии состоялся концерт, посвященный 95-летию со дня рождения выдающегося советского и российского композитора Вениамина Баснера. 

Вениамин Ефимович Баснер — легендарный композитор-песенник. «На безымянной высоте», «Березовый сок», «Это было недавно, это было давно», «Песня о рыжем щенке», «На всю оставшуюся жизнь», «С чего начинается Родина», «Белой акации гроздья душистые» — вневременные хиты из музыки, написанной Баснером к кино- и телефильмам, вошедшим в золотой фонд отечественого кино. Но творческое наследие композитора включает также симфонии, инструментальные концерты, симфонические сюиты, квартеты, вокальные 
циклы и произведения для музыкального театра, в числе которых популярные в СССР лирико-романтические оперетты «Полярная звезда» и «Требуется героиня». 
В программе юбилейного концерта были представлены сочинения, известные слушателям меньше его великих песен. 
Жизнеутверждающая сюита из балета «Три мушкетера» не только задала тон, но и оставила после себя долгое после-вкусие и не иссякнувшее по сей день желание увидеть хореографическое воплощение баснеровской музыки — образной, выпуклой, живой. 
Премьера балета по приключенческому роману Александра Дюма состоялась на сцене Ленинградского академического Малого театра оперы и балета (ныне — Михайловский театр) 29 декабря 1964 года. В качестве хореографа дебютировал Николай Боярчиков, сумевший, по свидетельству рецензентов, поставить остроумный и современный спектакль. 
Сюита была составлена Баснером из отдельных балетных номеров за два года до постановки. Симфонический оркестр Филармонии под управлением Владимира Альтшулера исполнил захватывающую музыку «Трех мушкетеров» с непередаваемым блеском. Фарандола, марш мушкетеров, эксцентрический танец, болеро и жига живописали далекую эпоху через танцевальные ритмы; мелодичная серенада и поэтичный дуэт д’Артаньяна и Констанции Бонасье рассказывали о любви возвышенной, неземной. 
Сюита из музыки к кинофильму «Судьба человека» (1959) — 
пронзительной человеческой истории, снятой Сергеем Бондарчуком по одноименному рассказу Михаила Шолохова, — 
иная эпоха, реальность, настроение. Если «Три мушкетера» стали счастливым билетом Боярчикова в профессию хореографа, то «Судьба человека» — режиссерский дебют Бондарчука. Дебют оказался громким, успешным (фильм получил множество наград), и музыка Баснера сыграла в этом немалую роль. Когда музыка становится популярнее фильма, она теряет экранный визуальный ряд и уходит «в свободный полет», но в случае с большим кино кадр и его звучание — 
неразрывны. В частях сюиты (Пролог и увертюра, Пересыльный лагерь и побег, Похороны Анатолия, Наступление и победа) композитор воссоздает не только сами события, но и душевный отклик на них героев фильма, переплетает сугубо личное и общечеловеческое. А перед мысленным взором проходят печальные глаза Ирины (Зинаида Кириенко), полные надежды — сироты Ванюшки (Паша Борискин), суровый взгляд Андрея (Сергей Бондарчук). 
В финале программы прозвучала Симфония № 3 — «Любовь» — на стихи Эмиля Верхарна для тенора, меццо-сопрано и симфонического оркестра. Вокальные партии исполнили Галина Сидоренко (меццо-сопрано) и Борис Степанов (тенор). 
Толчком к созданию симфонии стал приобретенный Баснером в букинистическом магазине сборник стихов Верхарна, изданный в 1919 году. В основу вокально-инструментального цикла легли три поэмы, названные женскими именами: «Афродита», «Магдалина», «Теруань». Последнее имя требует пояснений: Теруань де Мерикур (настоящее имя — Анна-Жозефа Тервань) — участница взятия Бастилии, воинственная предводительница «похода женщин за хлебом» на Версаль 
5 октября 1789 года. Интересно не только объединение в одном произведении столь разных героинь, но и само обращение советского композитора к поэзии бельгийского символиста. 
«Любовь» посвящена дирижеру Геннадию Рождественскому, но, к сожалению, Баснер так и не дождался ее премьеры. Впервые симфония прозвучала на сцене Большого зала Санкт-Петербургской филармонии в 2005 году, в честь его 80-летия, под управлением Владимира Альтшулера. 
Это очень чувственное произведение, во многом символичное, скрывающее в глубинах партитуры что-то непознанное, сокровенное. И это совсем другой Баснер. 
Светлана РУХЛЯ
Санкт-Петербургский Музыкальный вестник, № 1 (184), январь 2021 г.
Источник:  https://nstar-spb.ru/
Короткая ссылка на новость: https://www.nstar-spb.ru/~BboVl