Баснер: знакомый и незнакомый![]() Фото предоставлено автором Баснер: знакомый и незнакомыйВ Большом зале Филармонии состоялся концерт, посвященный 95-летию со дня рождения выдающегося советского и российского композитора Вениамина Баснера.
Вениамин Ефимович Баснер — легендарный композитор-песенник. «На безымянной высоте», «Березовый сок», «Это было недавно, это было давно», «Песня о рыжем щенке», «На всю оставшуюся жизнь», «С чего начинается Родина», «Белой акации гроздья душистые» — вневременные хиты из музыки, написанной Баснером к кино- и телефильмам, вошедшим в золотой фонд отечественого кино. Но творческое наследие композитора включает также симфонии, инструментальные концерты, симфонические сюиты, квартеты, вокальные
циклы и произведения для музыкального театра, в числе которых популярные в СССР лирико-романтические оперетты «Полярная звезда» и «Требуется героиня».
В программе юбилейного концерта были представлены сочинения, известные слушателям меньше его великих песен.
Жизнеутверждающая сюита из балета «Три мушкетера» не только задала тон, но и оставила после себя долгое после-вкусие и не иссякнувшее по сей день желание увидеть хореографическое воплощение баснеровской музыки — образной, выпуклой, живой.
Премьера балета по приключенческому роману Александра Дюма состоялась на сцене Ленинградского академического Малого театра оперы и балета (ныне — Михайловский театр) 29 декабря 1964 года. В качестве хореографа дебютировал Николай Боярчиков, сумевший, по свидетельству рецензентов, поставить остроумный и современный спектакль.
Сюита была составлена Баснером из отдельных балетных номеров за два года до постановки. Симфонический оркестр Филармонии под управлением Владимира Альтшулера исполнил захватывающую музыку «Трех мушкетеров» с непередаваемым блеском. Фарандола, марш мушкетеров, эксцентрический танец, болеро и жига живописали далекую эпоху через танцевальные ритмы; мелодичная серенада и поэтичный дуэт д’Артаньяна и Констанции Бонасье рассказывали о любви возвышенной, неземной.
Сюита из музыки к кинофильму «Судьба человека» (1959) —
пронзительной человеческой истории, снятой Сергеем Бондарчуком по одноименному рассказу Михаила Шолохова, —
иная эпоха, реальность, настроение. Если «Три мушкетера» стали счастливым билетом Боярчикова в профессию хореографа, то «Судьба человека» — режиссерский дебют Бондарчука. Дебют оказался громким, успешным (фильм получил множество наград), и музыка Баснера сыграла в этом немалую роль. Когда музыка становится популярнее фильма, она теряет экранный визуальный ряд и уходит «в свободный полет», но в случае с большим кино кадр и его звучание —
неразрывны. В частях сюиты (Пролог и увертюра, Пересыльный лагерь и побег, Похороны Анатолия, Наступление и победа) композитор воссоздает не только сами события, но и душевный отклик на них героев фильма, переплетает сугубо личное и общечеловеческое. А перед мысленным взором проходят печальные глаза Ирины (Зинаида Кириенко), полные надежды — сироты Ванюшки (Паша Борискин), суровый взгляд Андрея (Сергей Бондарчук).
В финале программы прозвучала Симфония № 3 — «Любовь» — на стихи Эмиля Верхарна для тенора, меццо-сопрано и симфонического оркестра. Вокальные партии исполнили Галина Сидоренко (меццо-сопрано) и Борис Степанов (тенор).
Толчком к созданию симфонии стал приобретенный Баснером в букинистическом магазине сборник стихов Верхарна, изданный в 1919 году. В основу вокально-инструментального цикла легли три поэмы, названные женскими именами: «Афродита», «Магдалина», «Теруань». Последнее имя требует пояснений: Теруань де Мерикур (настоящее имя — Анна-Жозефа Тервань) — участница взятия Бастилии, воинственная предводительница «похода женщин за хлебом» на Версаль
5 октября 1789 года. Интересно не только объединение в одном произведении столь разных героинь, но и само обращение советского композитора к поэзии бельгийского символиста.
«Любовь» посвящена дирижеру Геннадию Рождественскому, но, к сожалению, Баснер так и не дождался ее премьеры. Впервые симфония прозвучала на сцене Большого зала Санкт-Петербургской филармонии в 2005 году, в честь его 80-летия, под управлением Владимира Альтшулера.
Это очень чувственное произведение, во многом символичное, скрывающее в глубинах партитуры что-то непознанное, сокровенное. И это совсем другой Баснер.
Светлана РУХЛЯ
Санкт-Петербургский Музыкальный вестник, № 1 (184), январь 2021 г.
Источник:
https://nstar-spb.ru/
Короткая ссылка на новость: https://www.nstar-spb.ru/~BboVl
| ![]() ![]()
С 12.09.2022 20:20:00 по 04.04.2023 21:20:00 «Пётр и Александр — небесные покровители Российской империи»
С 10.10.2022 16:50:00 по 05.04.2023 17:50:00 «Ночь, улица, фонарь, аптека...» С 06.12.2022 10:30:00 по 06.06.2023 11:30:00 «Ленинградский пейзаж. Живопись 1950-х – 1980-х годов из собрания Государственного музея истории Санкт-Петербурга» С 21.12.2022 12:40:00 по 16.04.2023 13:40:00 «Когда зеркало зеркалу снится» С 22.12.2022 11:50:00 по 23.04.2023 12:50:00 «Культурный код. Каверин 2.0» С 24.12.2022 09:20:00 по 04.04.2023 10:20:00 Образцовая коллекция в стиле модерн. Императорские фарфоровый и стеклянный заводы на рубеже XIX и XX веков С 18.01.2023 16:10:00 по 18.06.2023 17:10:00 «Артерии Победы» ![]() |