Ауэр. Наследие. Будущее![]() Фото: Ирина Туминине Ауэр. Наследие. БудущееВ основе Международного скрипичного фестиваля «Ауэр. Наследие» — истинно петербургский культурно-исторический сюжет. Вслед за организаторами конкурса мы вспоминаем о том, как А. Г. Рубинштейн услышал в Лондоне в 1868 году молодого скрипача Леопольда Ауэра и организовал его приглашение в Россию. О том, как Россия пленила Ауэра и он собирался прожить в ней всего три года, а в результате прожил до 1917-го, став сначала солистом-скрипачом при Императорских театрах, а потом дирижером симфонических концертов Придворной певческой капеллы и Императорского Русского музыкального общества.
В числе организаторов и участников фестиваля — выдающиеся скрипачи с родословной, идущей от легендарного профессора Петербургской консерватории и создателя русской скрипичной школы Леопольда Ауэра. Например, «цепочка» имен, связывающих с Ауэром художественного руководителя фестиваля, народного артиста России, профессора и заведующего кафедрой скрипки и альта Санкт-Петербургской консерватории Михаила Гантварга, довольно коротка: это Михаил Вайман — Юлий Эйдлин — Леопольд Ауэр.
В программе первого фестиваля «Ауэр. Наследие» принимали участие звезды скрипичного исполнительства (Чингиз Османов, Александр Фишер, Давид Грималь, Дмитрий Махтин, Ольга Мартынова, Кристоф Барати, Любовь Стекольщикова), живущие и работающие не только в России, но и в других странах. Но всех их объединяет то, что они являются воспитанниками и «наследниками» традиций школы великого Леопольда Ауэра.
Несмотря на то, что фестиваль в этом году проходил всего лишь второй раз, уже заметно, что он динамично развивается. Если
в прошлом году в рамках фестиваля состоялся международный конкурс молодых скрипачей, то в этом году вместо конкурса молодым музыкантам были предложены мастер-классы выдающихся музыкантов-скрипачей — Татьяны Самуил, Графа Муржи, Кристофа Барати, Давида Грималя. Этому предшествовал очень серьезный отбор. К прослушиванию (по видеозаписям) было принято более ста заявок. В результате наставники отобрали 29 участников из России (Москва, Санкт-Петербург, Петрозаводск, Энгельс, Королев), Греции, Бельгии, Германии, Испании, Республики Корея в возрасте от 12 до 18 лет, которые, по их мнению, выделялись своими способностями и творческим потенциалом.
Отличительной особенностью нынешнего фестиваля было и то, что одним из пунктов призового фонда являлось выступление в концертной серии Международного фестиваля «Ауэр. Наследие» в составе камерного ансамбля на одной сцене с мастерами фестивальной образовательной академии. И надо сказать, что эта «награда» привлекла молодых исполнителей едва ли не больше денежных призов, которые предлагал прошлогодний конкурс.
Концерты открытия и закрытия Фестиваля (28 октября и 5 ноября) стали ярким обрамлением (увертюрой и финалом) его стройной формы. В первом концерте «главную партию» играли профессора фестивальной академии Татьяна Самуил, Давид Грималь, Граф Муржа, Чингиз Османов. Партию фортепиано исполнили известные петербургские пианисты Олег Вайнштейн и Пётр Лаул.
А вот в двух последних концертах фестиваля на сцене блистало новое поколение «наследников». Участники образовательной академии (Иван Терещенко, София Фирсова, Валерия Абрамова, Ева Адрианова, Алексей Тищенко, Александра Патенко, Роман Татарханов, Анисия Артемова, Софья Цыпруш, Эмиль Ильдиреков, Полина Сенатулова, Лоренц Лентшиг, Александр Кулицкий, Богдан Богомаз, Алексей Стычкин), поддерживаемые концертмейстером-мастером Ингой Дзекцер, исполнили самые яркие, сложные и популярные скрипичные произведения Сарасате, Шоссона, Эрнста, Вьетана, Паганини, де Фальи, Крейслера, Рахманинова, Щедрина.
Пожалуй, самыми запоминающимися для всех участников стали концертные программы, в которых первое отделение играл Мастер, а во втором он входил в ансамбль со своими фестивальными учениками и студентами петербургских учебных заведений для исполнения камерных произведений.
Музыка для совместного камерного музицирования была выбрана наисложнейшая, без скидок на молодость исполнителей. Так Татьяна Самуил совместно с участниками мастер-классов Александрой Кореман, Нереей Мендьета, Валерией Абрамовой исполнили Октет для струнных ми-бемоль мажор соч. 20 Ф. Мендельсона. Струнный квинтет до мажор соч. 163 Ф. Шуберта был подготовлен к исполнению Давидом Грималем с участницей академии Полиной Сенатуловой.
Полина родилась и до 3 класса училась в Ульяновске, а в настоящий момент учится в ЦМШ у А. Н. Соколовой. «Это был, — делилась она своими впечатлениями, — удивительный, бесценный опыт. Мне кажется, в России меньше играют камерную музыку, чем в Европе, и очень важно, что нам представилась возможность поиграть прекрасные камерные сочинения с такими большими музыкантами».
Участник образовательной академии Алексей Стычкин закончил ЦМШ у Э. Грача, а в начале 2019 года получил стипендию Музыкальной академии Лихтенштейна и в настоящее время учится в Бельгии. Алексей говорит, что в Европе много мастер-классов, но те, которые проходят в рамках этого фестиваля, очень выделяются, ибо предоставляют возможность поиграть вместе с выдающимися профессорами камерную музыку. Алексей рассказал о невероятно дружелюбной атмосфере, царящей в фестивальной академии: «Очень высокий уровень участников. Мне было приятно и слушать мастер-классы, и играть вместе. С большим удовольствием приеду еще раз».
Алексею Стычкину повезло сыграть сразу два известных своей сложностью камерных сочинения. Он исполнил с Графом Муржой знаменитое «Воспоминание о Флоренции», секстет ре минор для двух скрипок, двух альтов и двух виолончелей соч. 70 П. Чайковского, и Фортепианный квинтет фа минор соч. 34 Брамса с Кристофом Барати и Зариной Шиманской (ф-но).
Все ансамбли дополнялись участием молодых петербургских музыкантов, имена которых я хочу назвать: Давид Бекеле (альт), Полина Остапенко (альт), Валерия Стемасова (виолончель), Максим Акчурин (виолончель), Михаил Гранов (виолончель).
Слушая Квинтет Брамса, я думала о том, что сыграть столь сложное сочинение практически с двух репетиций, достичь ансамблевой синхронности даже во главе с такими выдающимися музыкантами талантливому Алексею Стычкину и его петербургским сверстникам Полине Остапенко (альт) и Максиму Акчурину (виолончель) было очень непросто. Трудно соревноваться в яркости с блестящим звучанием скрипки Кристофа Барати. И всё же молодым музыкантам удалось не только быть «на уровне», но и сделать самое главное: с одной стороны, проникнуться ностальгией по романтической музыке, а с другой — открыть неожиданно актуальную энергию брамсовских образов (ощущение неукротимого натиска и почти современной ироничности в скерцо). Финал ансамбль завершил эффектной темпераментной кодой.
Сегодня наша музыкально-общественная жизнь переживает довольно сложную ситуацию: в филармонических залах происходит смена поколений — и исполнителей, и слушателей. Эта актуальная проблема требует всестороннего и грамотного внимания к себе. То, что фестиваль ориентируется на молодежь (и играющую, и слушающую), говорит о его устремленности в будущее. Но при этом он заботится о сохранении традиций, культурно-исторической, профессиональной преемственности. И в этом смысле фестиваль «Ауэр. Наследие» является чрезвычайно ценным проектом, требующим дальнейшей поддержки.
Елена Лёгкая
Санкт-Петербургский Музыкальный вестник, № 11 (172), декабрь 2019 г.
Источник:
https://nstar-spb.ru/
Короткая ссылка на новость: https://www.nstar-spb.ru/~hZS4y
| ![]() ![]()
С 06.12.2022 10:30:00 по 06.06.2023 11:30:00 «Ленинградский пейзаж. Живопись 1950-х – 1980-х годов из собрания Государственного музея истории Санкт-Петербурга»
С 18.01.2023 16:10:00 по 18.06.2023 17:10:00 «Артерии Победы» ![]() |