«Арт-салон Теляковских»

Фото предоставлено J&M School

Фото предоставлено J&M School

1 Декабря 2019

«Арт-салон Теляковских»

«…чтобы остались потомки, помнящие…»

История открытия творческого пространства «Арт-салон Теляковских» в особняке Каншина (Кузнечный переулок, 6) показалась мне очень любопытной. Она интересна не только в связи с появлением еще одной камерной концертной площадки в городе, расширяющей к тому же возможности существующей уже 7 лет в этих стенах JM School — первой и единственной в Петербурге школы Джаза и Мюзикла. 

Подготовка к этому событию шла не один год. Дом замечателен, несмотря на отсутствие его в реестре памятников культурного наследия. Но достаточно «собрать» историю дома и его бывших обитателей, чтобы понять его культурно-историческую важность. 
Когда входишь в роскошное парадное, выполненное в барочном стиле, с белой пеной лепнины на стенах и потолке, кариатидами и купидонами, сразу задаешься вопросом, кто же здесь раньше жил? Этот небольшой трехэтажный дом был построен в 1859–1860 годах по заказу коллежского регистратора, «содержателя питейных сборов» и одного из богатейших людей Петербурга Василия Каншина. Из трех домов, принадлежавших Каншину в Кузнечном переулке, дом № 6 был подарен дочери Юлии и ее мужу — Аркадию Теляковскому. 
У Теляковских было семеро детей. Все дети получили хорошее домашнее образование, в том числе и в области искусства. Дочь Антонина в юности брала уроки вокала у певца Ф. П. Комиссаржевского. Вера Теляковская, в замужестве Ларионова, брала уроки у П. И. Чайковского, а Лидия Теляковская была ученицей и другом профессора Петербургской консерватории С. А. Малозёмовой. В семье с шести лет было обязательным обучение музыке, хоровому пению, рисованию, французскому, немецкому и английскому языкам. Хоровое пение детям преподавал известный педагог консерватории А. И. Рубец. Практические занятия проходили в домовой церкви, которая в 1868 году была создана в доме № 2 по Кузнечному переулку. На службах там пел хор, составленный из родственников и детей многочисленной родни.
Самым известным из детей суждено было стать младшему сыну Владимиру, который родился в 1860 году: он стал последним директором императорских театров (с 1901 по 1917 год). В родительском доме в Кузнечном переулке юный Володя Теляковский познакомился с П. И. Чайковским. Частыми гостями в этом доме были профессора Петербургской консерватории, артисты и писатели. Здесь проводились музыкальные и литературные вечера, где выступали не только дети, но и ведущие музыканты того времени, друзья дома. А совсем рядом, на углу Кузнечного переулка и Ямской улицы, жил Ф. М. Достоевский, которого Владимир Теляковский часто видел «на балконе, когда он больной сидел весной в кресле с закутанными пледом ногами»...
В свою очередь в отношении собственных детей Владимир Аркадьевич придерживался принятых в семье традиций воспитания. Старший сын Вячеслав и его жена сохранили, в том числе и в тяжелейшие годы блокады, бесценные дневники и архив В. А. Теляковского, который сейчас находится в Москве в Государственном центральном театральном музее им. А. А. Бахрушина. 
Сын Всеволод, ученик К. А. Коровина и А. Я. Головина, воспитывался в художественной академии в Париже, стал театральным художником, специалистом по истории костюма. Дочь Ирина с отличием закончила Петришуле и после окончания Ленинградского сельхозинститута успешно работала во Всесоюзном институте растениеводства, была соратницей академика Н. И. Вавилова.
В 30-е годы, попав в «кировский поток» репрессий, Всеволод и Ирина были высланы со своими семьями из Ленинграда в Казахстан. Но это не сломило их дух. Всеволод Теляковский четверть века работал в театрах Казахстана, создал цикл картин по мотивам казахского эпоса, стал заслуженным деятелем искусств Казахской ССР. Профессор, доктор биологических наук Ирина Красовская (урожденная Теляковская) занималась наукой сначала в Горьком, затем в Саратове, возглавляла кафедру физиологии растений в местном университете. В конце жизни Всеволод Теляковский и Ирина Красовская смогли вернуться на берега Невы. Всеволод Владимирович похоронен рядом с родителями на Серафимовском кладбище, а Ирина на кладбище в поселке Сиверский. Потомков у них не осталось... Сколько безысходной печали в этой фразе… 
Я неслучайно так подробно остановилась на истории жизни семьи Каншиных — Теляковских. Вероятнее всего, у нас бы не появился повод вспомнить об этих замечательных людях (хотя судьба каждого — благородный эпизод в истории культуры Санкт-Петербурга, достойный памяти), если бы не прекрасная молодая женщина Мария Волошина, которая по зову своей души взвалила на себя труд и ответственность провести реставрацию гостиной, хранящей духовные традиции семьи Каншиных — Теляковских. 
Мария Волошина — основатель и генеральный директор JM School, продюсерского центра JM Show, АНО ДПО «Творческий центр «Музыкальное открытие», певица, преподаватель эстрадно-джазового вокала, благотворитель, меценат. И совершенно не случайно Мария Волошина стала лауреатом премии Правительства Санкт-Петербурга «Женщина года — 2013» в номинации «За социальную ответственность бизнеса».
Познакомившись с ходом реставрационных работ, как они отражались в петербургских СМИ, я поражалась одному. На глазах у всего города разрушаются уникальные по красоте и исторической значимости здания, и никто не бьет в колокола. Но стоит человеку проявить инициативу и начать вкладывать собственные (!) средства, чтобы что-то сохранить, дать какому-то пространству новую жизнь, тут же появляются представители Всероссийского общества охраны памятников, чтобы объяснить, как неправильно всё делается. Марии Волошиной пришлось выдержать большой натиск прессы и представителей ВООПИиК, отбиваться от скандальных нападок в интернете, но она упорно шла к своей цели. Все спорные вопросы реконструкции решались со специалистами, петербургскими реставраторами, которые скрупулезно изучали фрагменты декора гостиной, смотрели, что можно реставрировать полностью, что частично. 
И вот гостиная, превратившаяся в красивое, технически современно оборудованное пространство, но с максимально сохраненными, прекрасно реставрированными, создающими атмосферу элементами художественной эстетики времени строительства дома, открылась для творческой деятельности. Символично, что здесь занимаются воспитанием детей, а концертная площадка предоставлена для молодежного творчества. 
«Арт-салон Теляковских» открылся концертом в стиле jam session, в котором выступали такие яркие представители джазового Петербурга, как Квартет Константина Хазановича, CQ Plan (Куба), Анастасия Кушнарова, Илья Пак, Кирилл Бубякин, Максим Медведев, Дмитрий Попов, Daniela Fanelli (Италия), Денис Кириллов, Диана Оганезова, Андрей Иванов, Елизавета Мущук, а также молодые джазовые исполнители, воспитанники JM School Полина Ильина, Денис Кузьмин. 
Прекрасно, что Мария Волошина и в пресс-релизе, и на открытии осветила историю дома и семьи Каншиных — Теляковских. Очень хотелось бы, чтобы в салоне появился еще акустический рояль (это в планах руководства), и тогда здесь смогут выступать и исполнители классической музыки. А еще было бы весьма уместно, если бы периодически здесь проходили тематические экскурсии-концерты, посвященные дому и членам семьи Теляковских, о которых, как мы увидели, есть что рассказать. 
Кстати, даже в творчестве автора проекта дома Густава Барча, академика архитектуры Императорской Академии художеств, строившего доходные дома и особняки в Петербурге, есть дополнительные «музыкальные сюжеты». Так, на одном из его доходных домов (Казанская ул., 10) есть памятная доска с надписью: «В этом доме родился в 1865 году и жил по 1928 год выдающийся композитор и музыкальный деятель Александр Константинович Глазунов». 
Уже сейчас «Арт-салон Теляковских» позиционируется как пространство, которое может идеально использоваться для проведения камерных концертов, творческих встреч, мастер-классов, лекций, закрытых кинопоказов, выставок, интеллектуальных игр и многого другого.
Хочется надеяться, что увековеченное в названии салона имя Теляковских откроет новые ракурсы в образовательной деятельности школы. Дети и молодежь будут здесь не только обучаться прекрасному искусству джаза, но и узнавать историю «дома, в котором я живу», осознавать культурно-исторические нити, связывающие нас с нашими предшественниками. Это может осуществляться и в форме выставки, и в виде интерактивных лекций, экскурсий по пространству дома. И это надобно, чтобы потомки помнили прекрасных Теляковских, у которых потомков, увы, не осталось...
Елена ИСТРАТОВА
Санкт-Петербургский Музыкальный вестник, № 11 (172), декабрь 2019 г.
Источник:  https://nstar-spb.ru/
Короткая ссылка на новость: https://www.nstar-spb.ru/~o5eMJ