«Арлекин-2020» на сцене и в сети

Фото предоставлено пресс-службой театра

Фото предоставлено пресс-службой театра

18 Сентября 2020

«Арлекин-2020» на сцене и в сети

XVII Всероссийский фестиваль театрального искусства для детей «Арлекин» и конкурс на соискание Российской национальной театральной премии «Арлекин» состоялись в Петербурге с 7 по 16 сентября. 

Запретом массовых мероприятий продиктован необычный формат «Арлекина». Шестнадцать лучших российских детских спектаклей на сцене театра «Зазеркалье» и других площадках смотрело только жюри, но при этом спектакли были доступны бесконечному числу зрителей благодаря их онлайн-трансляции на сайте телеканала «Санкт-Петербург» (на странице онлайн-проектов). 
К детям 6–8 лет обращены спектакли «Квартира. Фабрика историй» в постановке Элен Мале (Франция) и Бориса Павловича (Фонд Alma Mater, проект «Квартира. Разговоры», Санкт-Петербург), «Вафельное сердце» в постановке Ивана Пачина (Творческое объединение 9 и ЦИМ, Москва), «Тоня Глиммердал» режиссера Ольги Обрезановой («Первый театр», Новосибирск), «АлиССА» режиссера Гали Зальцман (Саровский драматический театр, г. Саров Нижегородской области).
Тем, кто сочиняет спектакли для детей — режиссерам, драматургам, актерам, то есть сугубо взрослым зрителям, Московский театр «Тень» Ильи Эпельбаума и Майи Краснопольской адресовал сочиненный специально для «Арлекина» ироничный и необыкновенный «Театр воображения. Антология № 2. Театр для детей». 
Театр, способный стать частью жизни подростков, востребованный ими, — большая редкость. Лучшие из них — в программе «Арлекина»: «…и звали его Домино» (Бурятский театр кукол «Ульгэр», Улан-Удэ, режиссеры Яна Тумина, Александр Балсанов); «Дом с башенкой» и «Черная курица» (московский РАМТ, режиссер спектаклей Екатерина Половцева); «Дети ворона» (Центр поддержки культурных инициатив «Арт-Проект» и ЦИМ, Москва, режиссер Екатерина Корабельник); Wonder boy (Молодежный театр Алтая им. В. С. Золотухина, Барнаул, режиссер Максим Соколов); «Маленький принц» (Петербургский камерный театр, режиссер Илья Архипов); «Мама, мне оторвало руку» (Молодежный театр-студия «Доминанта», г. Губаха Пермского края, режиссер Дмитрий Огородников); «А рыбы спят?» (Содружество актеров «К.А.Р.М.А.», Нижний Новгород, режиссер Александр Ряписов). 
Спектакль «Про мат» (петербургская Мастерская современного театра, режиссер Иван Куркин) и лекция «Обсценная лексика», с которой выступила научный сотрудник Пушкинского дома, профессор РГИСИ Анна Некрылова, адресованы в первую очередь подросткам и посвящены феномену обсценной лексики, которая исследуется в этом проекте в разных контекстах — историческом, культурном, социальном, психологическом.
Театр может стать наиболее органичной для самих подростков формой личного высказывания о себе и о мире. Спектаклями с участием подростков начинался и завершался нынешний «Арлекин»: 7 сентября — «Одиссея 2К19» (проект «Театральный дом» БФ «Подари мне крылья» и Социально-художественного театра, Санкт-Петербург, режиссер Дмитрий Крестьянкин), а 16 сентября — «Включаю звук, выключаю мир» (Детский лагерь «Нить Ариадны», Санкт-Петербург, режиссер Иван Куркин). Церемония закрытия фестиваля с награждением лауреатов стала самой необычной: ее готовили подростки под руководством режиссера Ивана Куркина.
В финале фестиваля был устроен двухдневный образовательный семинар «Театр и подростки» — совместный проект фестиваля «Арлекин» и Института культурных программ. Практики российского театра рассказали о своих авторских театральных проектах, преображающих жизнь подростков. 
Этот семинар, как и другие события специальной программы, доступен после фестиваля в группах «Арлекина» в соцсетях.
Современной драматургии для детей и подростков была посвящена двухдневная лаборатория «Маленькая ремарка», где молодые режиссеры представили эскизы спектаклей для детей и подростков по лучшим пьесам Конкурса новой драматургии для детей и подростков «Маленькая ремарка». 
Новая литература и театр — тема, всегда актуальная для «Арлекина». На фестивале состоялись авторские презентации книг «Опера — чудо света» Алексея Парина, «Дима и Лина в закулисье: Как устроен театр кукол?» Татьяны Шеремет, 
«В театре. Экскурсия за кулисы» Екатерины Антоновой. Рузанна Мовсесян представила книгу-спектакль «Евгений Онегин. Роман в стишках и картинках».
Для коллег по театру и заинтересованных зрителей Российский академический молодежный театр (Москва), Московский театр «Тень», «Объединение частных детских театров» (Москва) провели свои презентации. 
Жюри фестиваля во главе с петербургским актером Тарасом Бибичем оценивало работу лучшего режиссера, актера, художника, композитора, балетмейстера. И, конечно, было сложно выбрать наилучший среди несопоставимо разных и притом действительно лучших российских спектаклей для детей. 
Марина КОРНАКОВА
Санкт-Петербургский Музыкальный вестник, № 8 (180), сентябрь 2020 г.
Короткая ссылка на новость: https://www.nstar-spb.ru/~gQ7Zb