Александр Николаевич Михайлов (1948–2019)

Фото из личного архива автора

Фото из личного архива автора

8 Февраля 2020

Александр Николаевич Михайлов (1948–2019)

Печальная весть пришла из Софии: на 72-м году жизни скончался Александр Николаевич Михайлов, воспитанник и продолжатель традиций петербургской композиторской школы. 

Он получил профессиональное образование сначала в Консерваторском училище, где был одним из немногих учеников Валерия Гаврилина, а затем в Консерватории, которую окончил в 1975 году по классу Владислава Успенского. Я познакомился с Сашей, когда он был еще студентом; в памяти моей запечатлелись все этапы его творческого пути. От своих учителей он унаследовал преданность национальным музыкальным традициям, жанровый универсализм, живое ощущение образной природы искусства и неприязнь к звуковым абстракциям. В качестве дипломной работы им была представлена опера «Валентина», на сюжет незадолго перед тем получившей известность пьесы Александра Вампилова «Прошлым летом в Чулимске».
Вскоре, по семейным обстоятельствам (женившись на болгарке), он уехал в Болгарию и с той поры жил «на два дома». Будучи членом Союза композиторов России, связанный с творческим процессом, с художественными организациями родной страны, он в то же время оказался укоренен в музыкальную культуру Болгарии. Он освоил особенности самобытнейшего фольклора страны и достижений национальной музыкальной школы, пройдя курс аспирантуры при Болгарском институте музыковедения, который окончил в 1985 году. Его композиторская палитра обогатилась новыми красками, что в наибольшей мере подтвердила вторая опера, «Раздел», на сюжет болгарской народной легенды, написанная им в сотрудничестве с видным либреттистом и режиссером Евгением Немировым. «Двойное музыкальное гражданство» Михайлова сделало его неким связующим звеном между культурами двух родственных славянских народов.
Впрочем, идеей дружбы он вдохновляется не только в своем композиторском творчестве, но также и в других сферах деятельности. Михайлов плодотворно реализовывал ее, занимая на Болгарском национальном радио должности заведующего редакцией международного музыкального обмена и ведущего ряда программ. Много полезного сделал он, работая в Доме российской науки и культуры в Софии. Александр был тесно связан с миром кино. В свое время выдающийся актер и режиссер Ролан Быков привлек его к просветительской деятельности в этой сфере. Возглавив отделение фонда имени 
Р. Быкова в Болгарии, Михайлов эффективно занимался проведением международных фестивалей для юных кинозрителей. 
Как композитор, Александр Михайлов избегал деления жанров на высокие и низкие, справедливо считая, что стремиться к лучшему следует, что бы ты ни писал. Наибольшую массовую известность принесла ему киномузыка. Первым его опытом в области игрового кино была «Хористка» (1978), 17-минутная экранизация рассказа Чехова, выполненная на «Ленфильме» режиссером Александром Муратовым, с отличным актерским составом (О. Табаков, Е. Драпеко, Л. Кадочникова). В творческом контакте с Муратовым возникли и другие кинопартитуры Михайлова — самым популярным из фильмов оказалась «Таможня». Любители кино, однако, запомнили и другие ленты: «Восемь дней надежды», «Контракт века», «Моонзунд», «Криминальный квартет». Увидев «Хористку», с предложением о сотрудничестве обратился к Михайлову один из самых выдающихся режиссеров современности, Александр Сокуров. Оба остались очень довольны объединением своих творческих усилий, результатом коего стал фильм «Разжалованный» по рассказу Григория Бакланова. Саша рассказывал: Сокуров хотел, чтобы он писал музыку и к «Скорбному бесчувствию», но это намерение не удалось осуществить из-за организационных трудностей, вызванных пребыванием композитора за рубежом.
На основании музыки для кино и театра Михайловым созданы многочисленные концертные сочинения для разных исполнительских составов. Драматургически связанная с кадром, мизансценой, музыка эта, звучащая с эстрады, сохраняет образную рельефность и мелодическое обаяние. Композитор умел, опираясь порой на бытовые интонации, сочинять броские, афористичные, сразу запоминающиеся темы. Они либо настойчиво повторяются, либо, развиваясь, видоизменяются, выражая каждый раз эмоциональную сущность той или иной ситуации.
На другом жанровом полюсе находится двухчастная Симфония памяти Д. Д. Шостаковича. Ее музыка, выразившая преклонение перед гениальным композитором, исполнена искренности и серьезности. Многообразием содержания, жанров, стилевых манер впечатляет фортепианная музыка Александра Михайлова. Тут опусы в традициях прошлого — и сочинения, отмеченные поисками свежих средств выражения; нетрудные пьесы для учащихся — и оснащенные пианистической виртуозностью произведения для концертантов. 
В последние годы композитор сочинял музыку балета по Маяковскому. Были у него и другие творческие планы. Большей их части не суждено осуществиться. Александр Николаевич ушел из жизни внезапно. Душа художника остается жить в его творчестве. Хочется верить, что Сашина музыка будет звучать еще долго…
Михаил БЯЛИК 
Санкт-Петербургский Музыкальный вестник, № 02 (174), февраль 2020 г.
Источник:  https://nstar-spb.ru/
Короткая ссылка на новость: https://www.nstar-spb.ru/~jkZBc