«… Чувства добрые я лирой пробуждал…»

20 Июня 2018

«… Чувства добрые я лирой пробуждал…»

23 апреля в Пермской краевой филармонии в исполнении Уральского государственного камерного хора (дирижер Владислав Новик) состоялась мировая премьера 12 хоров a cappella известного петербургского композитора Александра Изосимова на стихи А. Ахматовой, А. Блока, И. В. Гёте, А. Изосимова, Кара-Дервиша, М. Лермонтова и В. Хлебникова.

В этом развернутом, глубоком по замыслу произведении композитор вновь предстал как художник-мыслитель, мастер масштабной композиции. Новое произведение А. Изосимова — это эпическое повествование о красоте и многоцветье мира, овеянное светлым восприятием. Композитор, обращаясь к современникам, словно помогает им увидеть и понять эту красоту. Другая смысловая составляющая связана с богатством поэтического слова. Поэтому так убедительна смена стихов гениев разных художественных эпох и национальных культур.
При этом, несмотря на протяженность цикла, музыка держит слушательское восприятие в постоянном напряжении, в предчувствии эстетического открытия. Причина того, как представляется, — в мастерской смене в каждой части тембровой и фактурной трактовки хора. Не случайно открывает цикл вокализ «Ноктюрн», в котором хор предстает в своей первозданной красоте. Плотная, хоралообразная. колористически «подсвеченная» его фактура сменяется в следующем номере («Грузинка» из поэмы «Мцыри» Лермонтова) четким членением на солирующий и аккомпанирующий пласты, подчеркнутые более подвижным темпом. А в третьей части — «Ангел» (стихи Лермонтова) — вновь единообразное звучание всего хора, «обыгранное» высокими тембрами. Столь же характерно вступает солирующий тенор в «Тамбовской казначейше» (№ 5, стихи Лермонтова и народные, сост. и ред. А. Изосимова), а в «Эпической песне»
(№ 6, стихи Блока) образный фундамент зиждется на неторопливом зачине басового ансамбля, подобно былинному запеву.
Говорить о целенаправленном развитии музыкального сюжета здесь вряд ли можно. Это зарисовки-состояния вдумчивого лирического героя. У них есть смысловой центр, не уступающий по силе эмоционального воздействия мощной кульминации, достигнутой энергичным длительным развитием. Он сосредоточен в конце — в «Молитве Маргариты» (№ 10, стихи Гёте из драмы «Фауст» в переводе Пастернака) — интонационно дивном соло меццо-сопрано (Ольга Морозова) на фоне колоритных хоровых педальных звучаний, и в светлом возвышенном «Настроении святого Грааля» на стихи композитора (№ 11). В его плотных хоровых вертикалях, как бы поступенно сменяющих друг друга, звучит духовный восторг, подчеркнутый в конце хоровым вокализом, напоминающим заглавный Ноктюрн (№ 1). И в итоге хоры завершаются остроумным обыгрыванием неологизмов гения русского литературного футуризма Хлебникова — «Смеюнчики» (№ 12, солисты Жанна Потапова, Светлана Гудкова, Константин Третьяков, Искандер Хайрулин).
Новый опус А. Изосимова заставляет слушать, думать, переживать. Он побуждает вспомнить о добре и пристально взглянуть на красоту мира.
Галина ОВСЯНКИНА
Источник:  http://nstar-spb.ru/
Короткая ссылка на новость: https://www.nstar-spb.ru/~QW4oQ