«…Бабы люты до песен»

Фото из личного архива автора

Фото из личного архива автора

1 Октября 2020

«…Бабы люты до песен»

К юбилею Елены Николаевны Разумовской

Как заслышит — бежит
хоть средь ноченьки,
И от радости медом писает,
И записывает, и записывает! 
Много их привезла с Тамбовщины,
Со Смоленщины да со Псковщины…
А. Стратиевский 

Речь — вы догадались, — о народных песнях, коих 
Е. Н. Разумовская сохранила для потомков без счета. Но сперва скупые строки биографии: не каждому читателю знакомо это славное имя. 
Е. Н. Разумовская — российский фольклорист, этномузыколог, педагог, член Союза композиторов России, член Санкт-Петербургской историко-просветительской правозащитной общественной организации «Мемориал».
Родилась в семье Николая Ивановича Богомягкова, учителя истории, потомственного забайкальского казака, и Раисы Самойловны Тропп, учителя немецкого языка. Довоенное детство прошло в Ленинграде. В 1938 году отец был арестован и осужден на 10 лет заключения в лагерях. Военные годы провела с матерью в эвакуации в Уфе и Челябинске, в сентябре 
1945 года вернулась в Ленинград. В 1952 году поступила в Музыкальное училище им. Римского-Корсакова, в 1955 году — 
в Ленинградскую консерваторию на теоретико-композиторский факультет по специальности «Музыковедение». Защитила диплом по первым симфониям Малера и их связи со сборником народных песен «Волшебный рог мальчика» (1962). 
По окончании Консерватории работала преподавателем теоретических дисциплин в детских музыкальных школах Кировского и Невского районов Ленинграда. В 1970 году была приглашена в Музыкальное училище им. Римского-Корсакова, где проработала 42 года и познакомила сотни студентов с народной традиционной культурой.
С 1971 года проводила ежегодные студенческие фольклорные экспедиции в западных районах России и в Белоруссии. На основе собранных фольклорно-этнографических материалов в музыкальном училище был открыт кабинет фольклора с обновляющейся экспозицией предметов быта, традиционной одежды, народных музыкальных инструментов, фотоматериалов. Собран обширный архив текстового и музыкального материалов по народным традициям Псковской, Смоленской, Тверской и Ленинградской областей.
Организатор фольклорных праздников и фестивалей в Санкт-Петербурге, Пскове, Псковской, Смоленской и Тверской областях. Инициатор и организатор ежегодного Усвятского фольклорного фестиваля памяти народной певицы Ольги Федосеевны Сергеевой, исполнительское творчество которой было открыто Е. Н. Разумовской. Песни О. Ф. Сергеевой были изданы на пластинках и компакт-дисках и стали известны творческому сообществу России и других стран. Они звучат в фильме «Ностальгия» Андрея Тарковского, их используют современные исполнители и аранжировщики народных песен. 
Активно занималась просветительской и благотворительной деятельностью, проводя открытые лекции и этнографические концерты перед взрослой и детской аудиториями
(в том числе в больницах и детских домах), лекции и мастер-классы по теме «Русская традиционная культура» в Академии постдипломного педагогического образования.
В 2013 году Елена Николаевна передала свой уникальный архив фольклорных экспедиций и научных исследований в ИРЛИ (Пушкинский дом) Российской академии наук и Российский этнографический музей.
«Не секрет, что академическим музыкантам, — пишет ученик Разумовской, фольклорист-исследователь Александр Ромодин, — присуще порой весьма высокомерное, даже снобистское отношение к традиционной культуре, как к собственной, так и к чужой, неевропейской. Есть и противоположный максималистский подход: снобизм некоторых фольклористов, отрицающих всё, кроме близкой себе народной традиции. Елене Николаевне чужды и те, и другие — полярные, нелепые, доводимые до абсурда взгляды… Воспитанная в лоне европейской академической школы, беспрестанно увлеченная концертными новинками, композиторскими премьерами, Елена Николаевна, тем не менее, всецело посвятила свою судьбу изучению народной музыкальной традиции». 
Как не напомнить еще раз, что консерваторский диплом Е. Н. Разумовской был посвящен Малеру, боготворившему сборник немецких народных песен «Волшебный рог мальчика»! Однажды, после концерта, в котором впервые в Петербурге прозвучала Шестая симфония Валентина Сильвестрова, я спросил Леонида Десятникова: отчего Сильвестров использует в симфонии тему малеровского Adagietto? «Так ведь это символ старения, избывания жизни, прощания…Мы пишем музыку на руинах», — ответил Десятников. 
В эпоху наступления массовой культуры, с тотальной телерадиофикацией и Интернетом, в большинстве стран нарушена (а чаще разрушена!) чистота и преемственность устной фольклорной традиции. В России таких «оазисов», заповедных мест, хранящих народное творчество, — больше, чем в любой из стран Европы. Но все же нельзя не признать, что и фольклор пребывает ныне в руинированном состоянии, и надо спешить, покуда живы последние верные хранители этих звуковых руин, обычно старые женщины, помнящие обряды — от свадебных до поминальных, календарные песни и святочные колядки, частушки и ритуальные плачи.
Елена Николаевна Разумовская на протяжении более полувека спешила записать, сохранить для потомков несказанное чудо народной песни, пока оно еще доступно сегодня. Она отправилась даже в Америку, к русским староверам, привезла заокеанских певуний к нам в Дом композиторов, и они, кстати, не только пожилые, но и среднего возраста женщины, удивили нас и своим пением, и сохраненной в чужеземье русской речью — 
точь-в-точь, как удивляли «старорежимным» выговором приезжавшие в годы «оттепели» русские эмигранты первой волны. Когда я, помнится, спросил одну русскую песельницу из штата Орегон (!), как они сохранили то, что и здесь-то забыто, — 
она ответила: сохранили потому, что это наше единственное богатство на чужбине. И еще добавила: «Мы, бабы, люты до песен!» Право же, слова эти заслуживают стать в один ряд с самыми золотыми афоризмами о музыке!
Три десятилетия ездила Е. Н. Разумовская вместе со своими студентами в фольклорные экспедиции на юг Псковской области, граничащий с Украиной и Белоруссией. Фундаментальный труд выдающегося этнолога-фольклориста «Традиционная музыка Русского Поозерья» вышел в свет в 1998 году. А в мае 2001 года Леонид Десятников пригласил Елену Николаевну в Большой зал Филармонии на петербургскую премьеру своего нового произведения. Гидон Кремер вместе с камерным оркестром Kremerata Baltica и певицей Юлией Корпачёвой представлял цикл композитора «Русские сезоны». Цикл был заказан Г. Кремером и впервые исполнен в июне 2000 года в Швейцарии. 
В основе «Русских сезонов» — аутентичные записи и нотные расшифровки, опубликованные в сборнике Разумовской. Десятников по-своему тактично и скромно распорядился народными напевами: самородное золото их искусно обрамлено виртуозной инструментальной фактурой. Стремясь обнажить общие корни русского крестьянского фольклора и европейской добарочной и даже доренессансной музыки, шлифуя фольклорные алмазы, возводя их «в перл создания», он сохранил живую душу народных шедевров.
Мне довелось присутствовать на премьере «Русских сезонов» в 2005 году в Костамукше — городе карельских рудокопов. Замысел композитора бережно и влюбленно воплотили превосходные исполнители: сопрано Яна Иванилова, скрипач Илья Иофф и руководимый им струнный ансамбль «Дивертисмент».
«Русские сезоны» звучали на открытии традиционного фестиваля камерной музыки и оказались едва ли не самой высокой «нотой» этого празднества. Слезы на глазах людей, только что услышавших новую для них музыку, комок в горле у бывалых рецензентов... Что же такого сделал композитор? Он мог бы с полным правом повторить вслед за Борисом Пастернаком:

Я весь мир заставил плакать
Над красой земли моей...

Не только над ее вековечной болью, над тяжкой женской долей, но и над нехитрыми радостями простых людей, над их обычаями и ритуалами, над бесконечной чередой повторяющихся обрядов и праздников…
Запомнилось краткое слово, которым Десятников предварил исполнение: из него зал узнал, что «музыку создает народ, а мы, композиторы, ее только аранжируем». И, поблагодарив сердечно Елену Николаевну Разумовскую за бесценный собирательский труд, назвал простых русских крестьян, певших сложенные ими же песни, ничуть не менее гениальными, чем великие творцы всех времен. Спустя годы в интервью Десятников заключит: «Эти старушки неграмотные знают что-то такое, что нам, так называемым профессионалам, неведомо. Они опровергают традиционную иерархию музыкальной культуры…» И далее об Ольге Федосеевне Сергеевой, центральной фигуре сборника Разумовской: «Какая мощнейшая индивидуальность! Она не может не вызывать трепета, не говоря уже об уважении… И я слушаю ее пение, не задумываясь о том, в какой степени оно является фольклором, в какой — авторским искусством… Фольклор имеет автора всегда».
Заключу же свое скромное приношение выдающемуся музыканту стихами, поднесенными в прошлый юбилей, пятью годами ранее:

Ах, Елена, свет Николавна,
Это было как будто недавно —
Мир, откопанный Вами, чудесен,
Бабы люты до песен.

Староверы из Орегонщины,
Да старуха Сергеева с Псковщины —
Русский мир поистине тесен,
Бабы люты до песен.

Хорошо б с Поозерья русского
Да махнуть к остров Алеутскому —
Мир без музыки скучен и пресен,
Бабы люты до песен. 
Иосиф РАЙСКИН, 
с любовью и целованием  
Санкт-Петербургский Музыкальный вестник, № 9 (181), октябрь 2020 г.                                                                                                
Источник:  https://nstar-spb.ru/
Короткая ссылка на новость: https://www.nstar-spb.ru/~VjYPf