Главная » Культура » Завершил работу первый фестиваль Центра развития режиссуры БТК «Фундамент»

Завершил работу первый фестиваль Центра развития режиссуры БТК «Фундамент»

09.10.2023

Центр развития режиссуры Большого театра кукол при поддержке Комитета по культуре Санкт‑Петербурга представил «Божественную комедию» Данте Алигьери: с 26 сентября по 1 октября 2023 года были показаны 18 авторских эскизов, которые сложились в единый шестидневный спектакль — «Данте. Божественная комедия. Вариации на тему». Его можно было увидеть всего один раз на фестивале «Фундамент».

Центр развития режиссуры БТК был создан в марте 2022 года. Здесь под кураторством опытных наставников молодые актеры, режиссеры, драматурги и продюсеры проходят полный цикл выпуска спектакля, а каждая образовательная сессия заканчивается отчетным фестивалем. В этом году Большой театр кукол представил первый в истории центра фестиваль — «Фундамент», в рамках которого и был показан шестидневный спектакль «Данте. Божественная комедия. Вариации на тему». Кураторами проекта выступили режиссеры Руслан Кудашов и Яна Тумина.

В этом году молодые режиссеры выбрали для постановки песни из первой кантики поэмы Данте — «Ад». В шестидневный марафон спектаклей вошли 18 авторских эскизов, представленных 11 режиссерами: «Вдох» и «Выдох» Анатолия Гущина, «Изгнание из ада» и «Гигантомахия» Дарьи Левингер, «Никто из нас не дочитал листа» и «Злые Щели» Ксении Павловой, «Чакко я есть» и «Юбилей» Романа Фурштатского, «И да, и нет» Лидии Клириковой, «Ересь» и «От лукавого» Алексея Егорова, «О бедный дух» и «Я силился увидеть, что внутри» Марины Хомутовой, «Огненный дождь (Maestro)» и «Смоль» Алёны Волковой, «Мухи» Владислава Тутака, «Пепел» Арсения Бехтерева и «Круг девятый» Олега Пинжова.

Эскизы продемонстрировали широту авторских подходов к тексту бессмертной поэмы — каждый из режиссеров выбрал свой путь для диалога с Данте. Одни режиссеры неотрывно следовали за текстом песен «Божественной комедии», у других он становился отправной точкой, трамплином для размышлений о месте поэмы и о темах, волнующих автора в современном мире. Вектор для такого непростого художественного погружения был задан образовательной программой фестиваля «Фундамент».

Для молодых режиссеров был прочитан курс лекций Светланы Левингер, посвященный самым значимым в истории искусствоведения трактовкам поэмы Данте, и семинар по практике медленного чтения «Божественной комедии». Об историческом контексте, гвельфах и гибеллинах, а также об истории Флоренции лекцию прочитал историк-медиевист и геральдист Михаил Медведев.

В рамках образовательной программы фестиваля были организованы и публичные мероприятия для зрителей: лекцию «Данте в мировой культуре» прочитала доктор филологических наук, профессор Марина Самарина, а кандидат исторических наук Виктор Ковалев провел лекционное занятие «Знакомые все лица. Средневековая политика, интеллектуальная традиция и авторская биография в первой книге «Божественной комедии» Данте Алигьери». Не менее важными для просветительской части фестиваля стали ежедневные обсуждения эскизов в конце дня, вызвавшие большой интерес как у участников, так и у зрителей фестиваля.

Следующий фестиваль «Стены» будет посвящен второй части «Божественной комедии» Данте — «Чистилищу».