Главная » Культура » Я вдаль гляжу с надеждой

Я вдаль гляжу с надеждой

20.03.2023

Если бы судьба распорядилась иначе, если бы Эдуард Артемьев (в ноябре 2022 композитору исполнилось 85 лет, а через месяц он нас покинул), мог оказаться в Исаакиевском соборе вечером 8 марта, наверное, земно поклонился бы Концертному хору Санкт-Петербурга и отдельно – солистке Александре Репиной за проникновеннейшее исполнение песни «Мечта» на стихи Натальи Кончаловской (из к/ф «Раба любви»).

Эта песня в аранжировке Антона Борисова стала лирической кульминацией программы «Музыка не для хора», которая уже несколько лет входит в репертуар коллектива. Однако Владимир Беглецов, художественный руководитель и главный дирижёр, всегда преподносит её в ином ракурсе, меняя сочинения, выстраивая новую драматургию. На этот раз, в согласии с датой исполнения, главной темой стала именно лирика, выявляющая родство разных культур и эпох.

Знаменитая «Панорама» из «Спящей красавицы» П. И. Чайковского, представляющая плывущих в ладье влюбленного принца Дезире и добрую Фею Сирени, фрагмент IIIчасти «Шехеразады», где Н. А. Римский-Корсаков рисует образ очарованного царевича (обработки Андрея Сторожева), окутывают ласковым теплом кантилены. Мелодические линии, трепетно интонируемые женскими голосами, находят надёжную опору в звучании мужской группы. Та же эмоциональная тональность подхватывается «Libertango» А. Пьяццоллы и композициями из репертуара The Beatles «If I Fell» («Если я влюблюсь в тебя»), прозвучавшей почти как колыбельная, и «Blackbird» («Дрозд»), ещё раз позволившей насладиться изумительным вокальным ансамблем, акварельной хоровой палитрой, где находится место даже капелькам слёз, то ли радости, то ли светлой печали.

Грустно, но очень красиво, с непередаваемым словами ностальгическим оттенком прозвучала ми-минорная прелюдия Ф. Шопена, заведомо предварив финал программы – лирическую трагедию «Город, которого нет» Игоря Корнелюка на стихи Регины Лисиц.

Однако о сентиментальности концерта речи быть не может. В. Беглецов интуитивно и по-режиссёрски профессионально учитывает необходимость смены настроений. Поэтому в качестве пунктирной «побочной темы» были выбраны «Марш деревянных солдатиков» из «Детского альбома», «Танец феи Драже» из «Щелкунчика» Чайковского, «Итальянская полька механических кукол» С. В. Рахманинова, ну и конечно, один из коронных номеров хора – феерический «Полёт шмеля» Н. А. Римского-Корсакова, исполненный уже на бис.

Искренние слова благодарности всем солистам – Марине Егоровой и Екатерине Степановой («Imagine» («Представь себе») Дж. Леннона) и Данису Имамутдинову, с невероятной свободой перевоплотившемуся в мировую звезду, исполнив две композиции Стинга, «Every breath you take» («Каждый твой вздох») и балладу «Shape of my heart» (вместе с Владиславом Крутовым), в которой герой, игрок в покер, не думает о выигрыше, пытается познать тайну случая и отвергает агрессивную метафорическую сущность карточных мастей. Это – не контур моего сердца, таков лейтмотив. А где же он? В песне Артемьева «Мечта»: Это всё – любовь.

Буквально три дня спустя, 11 марта, в Большом зале филармонии прозвучала программа из сочинений С. В. Рахманинова, чьё 150-летие в этом году, смею надеяться, отмечает весь музыкальный мир. Во II отделении была исполнена поэма «Колокола» для солистов, хора и симфонического оркестра. Эта сложная из-за чрезвычайной плотности и поэтического, и музыкального текста партитура исполняется не часто. Однако Концертный хор Санкт-Петербурга уже соприкасался с ней в 2015 году, так же как и Заслуженный коллектив России, состав которого, правда, заметно изменился с тех пор. А вот для Хора мальчиков Хорового училища имени М. И. Глинки, которым тоже руководит Владимир Беглецов, это была, можно сказать, мировая премьера. Блистательная. Редкий случай, когда, не имея перед глазами текст Э. По в переводе К. Бальмонта, можно было расслышать все слова. Никто никого не перекрывал. И динамика душевных настроений от безмятежности серебристого зимнего утра через радостно-тревожный свадебный звон, через кошмар апокалиптического пожара вплоть до погребального финала и нежданного просветления в коде была вполне убедительна. Дирижировал Феликс Коробов, солировали Александр Тимченко, Анастасия Калагина и Илья Банник.

На 31 марта запланировано ещё одно выступление Концертного хора Санкт-Петербурга в Большом зале. В рамках фестиваля «Рахманинов и (не) его время». Прозвучат «Всенощное бдение» и духовные сочинения композиторов столетием моложе – Альфреда Шнитке, Дмитрия Смирнова, Леонида Десятникова.

Источник: После исполнения «Колоколов»