7 июня впервые в России прозвучит одно из лучших сочинений московского хорового барокко «Златокованную трубу восхвалим днесь» Василия Титова. Исторически первое исполнение, «мировая премьера» этого произведения в нашу эпоху произошло в июне 1993 г. в Йоркском соборе, Великобритания: его исполнил Хор «Россика» п/у В.Копыловой-Панченко. Редакция Н.А. Герасимовой-Персидской. Концерт признан исследователями выдающимся творением Василия Титова, ярким образцом так называемого «московского хорового барокко».
О фестивале:
С 17 мая по 12 июня в Санкт-Петербурге состоится фестиваль «Наследие», посвященный русской культуре «кануна петровских реформ» и петровской эпохи. Малоизвестные и редко исполняемые музыкальные сочинения конца XVII – первой половины XVIII, многие из которых прозвучат впервые спустя столетия, будут исполнены в Исаакиевском соборе, Спасе-на-Крови, Малом зале филармонии, Эрмитажном театре и в Концертном зале Мариинского театра. В рамках фестиваля также состоятся мастер-классы для студентов, преподавателей и исполнителей.
Центральный образ фестиваля – величественная фигура Петра I, его преобразования и военные победы. Культура петровской эпохи резко обозначила границу между русским Средневековьем и Новым временем; она была подготовлена бурными событиями «бунташного» XVII века – кануна петровских реформ. Эта общая концепция обусловила выбор концертных программ.
Сочинения древнерусского певческого искусства XVI – нач. XVIII вв. и так называемого «партесного» стиля (европейская традиция: многоголосное хоровое исполнение «по партиям») сегодня малоизвестны, исполняются редко, но их вклад в российскую музыку трудно переоценить. Именно наш город в 1980–90-е годы приобрел значение центра исследования, преподавания и исполнения древнерусских и партесных сочинений. Это произошло благодаря деятельности основателя русской школы расшифровки древних «крюковых» рукописей М.В. Бражникова. Он первым начал изучать и расшифровывать удивительные памятники древнерусского певческого искусства и воспитывать учеников. Его коллеги в Москве и Киеве редактировали никому не известные ранее партесные песнопения. Ведущие хоры Москвы и Ленинграда исполняли найденные учеными шедевры русской музыки Средневековья и барокко. Лучшие залы двух столиц – Большой и Малый залы филармонии Петербурга, Академической капеллы, московские залы имени П. Чайковского и С. Рахманинова – были полны публикой на этих концертах.
Заслуженная артистка России В.С. Копылова-Панченко, художественный руководитель фестиваля: - Сегодня мы стремимся продолжать эти замечательные традиции Ленинграда – Санкт-Петербурга. Именно на сохранение этого наследия направлена вся деятельность фестиваля и его организатора Фонда «Наследие», созданного в память об академике А.М. Панченко – известном исследователе культуры той эпохи. Этому посвящено и исполнение редко звучащих произведений тех эпох, и мастер-классы по стилистике такого исполнения, и реконструкция театрализованных «триумфов» петровского времени, положивших начало собственно светскому музыкальному исполнительству в России, и выставка книг и гравюр петровской эпохи. В программе впервые прозвучат сочинения в расшифровках и редакциях современных исследователей Н.С. Серегиной (С-Петербург) и Н.Ю. Плотниковой (Москва).
Один из пробелов современной исполнительской и научной практики – отсутствие профессиональных учебных центров, посвященных освоению певческих, музыкальных и театральных форм русской культуры XVII – XVIII вв., а отсутствие широкодоступных публикаций музыкальных и литературных памятников этого периода составляет большую проблему для их изучения и исполнения.
Цель Фестиваля «Наследие», который проходит при поддержке Президентского фонда культурных инициатив, привлечь внимание к этим проблемам, сохранить традиционные ценности как у слушателей, так и у исполнителей, включая исследователей и расшифровщиков этих памятников. Благодаря фестивалю в культурное пространство возвращаются незаслуженно забытые памятники отечественной культуры, возрождается полуторавековая традиция партесного стиля духовного и светского пения, укрепляется традиционное для нашей страны отношение к сохранению памятников и достижений отечественной культуры.