Главная » Культура » В Санкт-Петербурге прошел юбилейный – XХV Международный фестиваль современного танца Open Look

В Санкт-Петербурге прошел юбилейный – XХV Международный фестиваль современного танца Open Look

25.08.2023
Источник фото: © Татьяна Малышева

Фестиваль состоялся при поддержке Комитета по культуре Санкт-Петербурга и ГБУК «Петербург-концерт», его организаторами выступили Дом танца «Каннон Данс» и Новая сцена Александринского театра им. В.Э. Мейерхольда.  

За 6 дней публика увидела 17 спектаклей хореографов из России, Беларуси, Армении, Венгрии, Германии, 8 опытных педагогов провели 15 мастер-классов, в которых приняли участие танцовщики из 20 российских городов. «Зачем мы сделали фестиваль? Нам справедливо казалось, что современный танец нужен городу, стране, людям. Конечно, фестиваль за эти годы трансформировался. При этом мы никогда не гнались за масштабом, для нас и тогда, и сейчас были важны перспектива, открытость новому, взгляд в будущее», – говорит директор фестиваля Вадим Каспаров.    
    В фокусе программы юбилейного форума оказались премьеры талантливых хореографов из Санкт-Петербурга, Москвы, Екатеринбурга, Краснодара, Челябинска, Костромы, Новосибирска, Минска, Еревана. Практически все из них были впервые показаны в Северной столице. Открылся фестиваль спектаклем «Вместе поодиночке» в постановке известного московского хореографа, победителя фестиваля «Танцсоюз» Виктории Арчая. Завораживающе красивую, пронзительно искреннюю историю о поиске баланса, точки опоры в новых жизненных обстоятельствах виртуозно и проникновенно исполнили танцовщики Компании современного танца Libertatem. «“Вместе поодиночке” – спектакль, в котором есть интимность и общественное начало, самоотречение и уязвимость, свобода движения и ритуальность, символическое и эстетическое, принятие и непринятие непредсказуемости чужих, но близких тел», – пишет Инна Зайцева («Открытый взгляд в вечность, тьму и вглубь себя» / арт-журнал «Около»). 
Эксклюзивным событием Open Look стали премьеры постановок, состоявшиеся на фестивале. Среди них – спектакль «Диалоги» в постановке легендарной Ольги Поны. Неповторимые, ошеломительно техничные артисты Челябинского театра современного танца убедительно продемонстрировали, что диалог – это не просто разговор, это сотворчество, возможное при условии чуткого слушания и неподдельного желания понять другого и быть понятым. В Челябинске премьера состоится 14 сентября. 
Впервые в фестивале принял участие Центр современной хореографии Надежды Кашкан (Минск, Республика Беларусь). В спектакле «Локсар» хореограф поделилась со зрителем непростым опытом борьбы и принятия. В центре авторского размышления – диссоциативное расстройство личности, которое исполнительницы «проживали» всем телом. Острая, нервная, рассинхронизированная пластика стала визуальной метафорой надломленной психики и противоречивых желаний, терзающих душу и тело.
Завершился фестиваль премьерой спектакля «Бессердечность», созданного в сотрудничестве Театра современного танца «Каннон Данс» (Санкт-Петербург) и самобытного хореографа, танцовщицы, фотографа и видеохудожника Лилит Акопян (Армения-Германия). Бывшая солистка Ереванского государственного театра оперы и балета, сегодня Лилит танцует в Государственной опере Ганновера. «Побывать в России и создать здесь спектакль было моей мечтой. И вот она сбылась. В постановке мы говорим об обмане и правде, размышляем, почему ложь бывает более привлекательна, чем правда», – рассказывает хореограф. Танцевальный критик Тата Боева отмечает: «“Бессердечность” Лилит Акопян приглашает углубиться в человеческую натуру. Хореограф из Армении, которая давно живет и работает в Германии, дала танцовщикам “Каннон Данс” задачу, требующую и технической, и артистической подкованности. Ради “Бессердечности” труппа превращается в единый организм. Слаженные и отчетливо механистичные, “неживые” движения здесь – важная часть пластического рисунка» («Четверть века поиска» / Санкт-Петербургские ведомости). 
Подарком фестивалю стало соло Лилит Акопян Tué в постановке Марко Геке (Германия), одного из самых востребованных и титулованных хореографов в Европе. «Постановка собрала “подписные” элементы стиля Геке. Угловатые, ломаные движения, нервно дрожащие пальцы, сутуло свернутые плечи сочетаются с упруго натянутыми ногами, горделивыми стойками и утонченно-сильными, распахнутыми руками-крыльями. Получается и абстрактная, и точно спрограммированная эмоционально работа: сколько бы человека ни ломало, внутри каждого найдется красивый и гармоничный “стержень”», – пишет Тата Боева («Четверть века поиска» / Санкт-Петербургские ведомости).
По традиции фестиваль представил не только спектакли, но и разнообразную сопроводительную программу, адресованную широкому кругу деятелей танцевальной сцены. Творческие встречи, кинотанец, презентация альманаха современного танца «Открытый взгляд», лекции и дискуссии – все это сделало фестиваль крупнейшей просветительской платформой российского современного танца.
Центральным событием сопроводительной программы стал Форум современного танца, посвященный самым актуальным, жизненно важным, волнующим вопросам развития пластического эксперимента. На протяжении трех дней участники Форума обсуждали, зачем современный танец современному театру, механизмы устойчивости и перспективы фестивального движения, как развивался пластический эксперимент в России на протяжении трех десятилетий и какое у него будущее. Форум собрал опытнейших профессионалов из разных регионов России – директоров театров, продюсеров, руководителей компаний и фестивалей, хореографов. Онлайн-трансляция Форума в социальной сети ВКонтакте привлекла к нему многотысячную аудиторию.
«Можно с уверенностью сказать, что Open Look продолжает держать высокую планку творчества, остается открытой площадкой для смелых творческих экспериментов и профессиональных дискуссий. Насыщенная фестивальная программа – спектакли, мастер-классы, презентации, танцевальные лаборатории – привлекла внимание зрителей и стала большим вкладом в развитие гуманитарного сотрудничества Петербурга с другими регионами и странами», – отметил в приветственном послании к закрытию юбилейного форума председатель Комитета по культуре Санкт-Петербурга Федор Болтин. 

 

Ответственность за предоставленную информацию, фотоматериалы и иллюстрации на пресс-службе проекта   
 

Источник: пресс-служба проекта