Графические листы будут экспонироваться в течение двух месяцев, до 24 октября, в отреставрированной «Большой Оранжерее» Нижнего парка.
Роман Валериевич Ковриков, врио генерального директора ГМЗ «Петергоф»: «“Большая Оранжерея” – это модульное и инновационное для классического музея пространство, позволяющее воплощать различные идеи. Здесь можно проводить выставки, дискуссии, круглые столы и реализовывать детские проекты».
Анна Владимировна Ляшко, начальник службы сохранения и изучения памятников культурного наследия ГМЗ «Петергоф»: «Альбом не сброшюрован, и это дало нам возможность показать каждый лист отдельно: показать творческий поиск художника, поскольку в папку попадали листы разного размера, на разной бумаге, на разные сюжеты. Нам было важно дать зрителю возможность приблизиться к рисункам, рассмотреть их, увидеть оборотные стороны листов, которые часто скрыты. Мы хотели создать ощущение, что человек сам листает этот альбом, как и тот, кому эти листы были подарены».
Рассказать о значимости для русского искусства творчества Карла Павловича Брюллова был приглашен Аркадий Викторович Ипполитов, хранитель итальянской гравюры
Отдела Западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа: «Брюллов – это первый европейский художник в истории русского искусства, как все его и прославляли уже при жизни, который добился мировой славы, в первую очередь, своими итальянскими работами. Петергоф – это тоже был один из первых шагов на пути к европеизации России, поэтому все идеально сошлось: Петергоф, Брюллов и новое выставочное пространство».
О выставке:
«Итальянский альбом» Карла Брюллова – коллекция графических работ великого русского художника, открытая сравнительно недавно: ее научное изучение и атрибуция начались только в 1990-е годы. Это 33 листа разного формата и размера с жанровыми сценами. Рисунки создавались во время путешествия Брюллова
в Италию в 1825-1835 годах, поддержанного меценатами Общества поддержки художников. Брюллов писал, что не уставал любоваться не только архитектурой, искусством Рима и окрестностей, но и его жителями и, конечно, прекрасными жительницами. В Италии художник увлекся акварелью, и на выставке можно увидеть серию портретов в этой технике, натурщиков в национальных костюмах из разных регионов Италии.
Некоторые листы «Альбома» были подарены Брюлловым в 1832 году юной графине Стефании Витгенштейн, с семьей которой художника связывали теплые чувства
и воспоминания об Италии. Далее коллекция пополнялась и принадлежала их потомкам. Попав в Россию, она экспонировалась в крупнейших российских музеях: в 2012 году
в рамках выставки «Знаменитый и неизвестный Карл Брюллов» в Михайловском замке Русского музея и в Пушкинском музее в 2013 году. Сейчас «Итальянский альбом» принадлежит ООО «Вектор Интерком».
Судьба Карла Брюллова связана и с Петергофом: художник часто приезжал
на императорскую дачу писать портреты императрицы и дочерей Николая I. Летние прогулки по аллеям Нижнего парка, живописное и скульптурное убранство царских дворцов, каррарский мрамор фонтанов мысленно возвращали его в милую сердцу Италию.
Спустя почти двести лет Карл Брюллов снова в Петергофе.
Выставка «Карл Брюллов. Итальянский альбом» открывается в культурно-выставочном пространстве «Большая Оранжерея». К выставке подготовлен каталог, автором текста которого выступил Г. Н. Голдовский, заведующий отделом живописи XVIII-первой половины XIX века Русского музея.
Для посетителей выставка открыта с 30 августа.