Главная » Культура » В Петербурге возобновлены Великопостные концерты

В Петербурге возобновлены Великопостные концерты

14.04.2024
Источник фото: Пресс-служба фестиваля

На сцене Большого зала Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича представят лучших исполнителей православной духовной и народной музыки. 

14 и 15 апреля в 20:00 состоятся концерты всемирно известной сербской исполнительницы Дивны Любоевич и хора «Мелоди». В концертную программу, специально подготовленную для выступления в Петербурге, войдут старинные византийские песнопения, как широко известные и полюбившиеся слушателям, так и редко исполняемые, произведения сербской и русской духовной музыки, традиционные сербские народные песни.

Дивна Любоевич заслужено снискала славу «звезды православной музыки ХХI века», ее талант отмечен многочисленными музыкальными наградами. Хор «Мелоди», названный в честь выдающегося византийского певчего и автора церковных гимнов Романа Мелода (Сладкопевца), создан ею в 1991 году. Помимо пения за богослужением, хор ведет активную концертную деятельность, принимает участие в международных фестивалях. В его репертуаре ранние одноголосные песнопения византийской, сербской, болгарской и русской традиции, произведения современных авторов и многое другое.

26 апреля в 20:00 на сцену выйдут мужской хор «Древнерусский распев» (Москва) и ансамбль древнерусской духовной музыки «Знамение» Санкт-Петербургской консерватории. Коллективы представят разнообразие русской певческой культуры эпохи средневековья и раннего русского барокко. Прозвучат древнерусские распевы, раннее русское строчное и демественное многоголосие, многоголосные партесные обработки старинных распевов, духовные стихи и канты. Песнопения расшифрованы по певческим рукописям XVII – XVIII веков.

Мужской хор «Древнерусский распев» под руководством его основателя Анатолия Гринденко в этом году отмечает сорокалетие творческой деятельности. Коллектив представляет собой своеобразную творческую лабораторию, где объединены усилия учёных и исполнителей по расшифровке и озвучиванию древних памятников певческой культуры Руси. Хор регулярно поет за  богослужениями, исполняя исключительно древнерусские распевы. Принимает активное участие в международных фестивалях в России и за рубежом.

Ансамбль древнерусской духовной музыки «Знамение» был создан на кафедре древнерусского певческого искусства Санкт-Петербургской консерватории в 1994 году. С 2002 года коллективом руководит старший преподаватель кафедры Татьяна Швец. Основу репертуара составляют древнерусские распевы. Ансамбль – постоянный участник международного научно-творческого симпозиума «Бражниковские чтения» и многочисленных международных и региональных фестивалей духовной музыки и знаменного пения.
28 апреля в 20:00 новую программу «Сокровища русской хоровой музыки классического периода» представит мужской хор «Оптина Пустынь». В исполнении коллектива прозвучат сочинения Глинки, Чайковского, Римского-Корсакова, Рахманинова, Кастальского, Свиридова, Мартынова. Программа рассчитана на самую широкую аудиторию и понравится как ценителям и знатокам хорового пения, так и любителям русской классики.

Мужской хор «Оптина Пустынь» создан в 1996 году на петербургском Успенском подворье монастыря Оптина Пустынь. Основатель коллектива, художественный руководитель и регент – Александр Семёнов. В составе хора выступают выдающиеся солисты Санкт-Петербурга, выпускники Санкт-Петербургской консерватории. В репертуаре – древнерусские распевы, раннее русское многоголосие, ранний партес, песнопения разных христианских певческих традиций на языке оригинала, многоголосные произведения эпохи Возрождения. Хор исполняет собственные и композиторские версии церковных распевов, сочинения современных композиторов.

Великопостные концерты – уникальное явление русской музыкальной культуры. Идея знакомить публику с шедеврами духовной музыки во время Великого поста зародилась в 1764 году в Санкт-Петербурге. Высочайшими указами в Великопостное время запрещались светские развлечения, балы и маскарады. Императорские театры закрывались, а центр светской музыкальной жизни переносился в концертные залы.

С середины XIX века залы Дворянского собрания и Императорской Придворной певческой капеллы начинают собирать на просветительские Великопостные концерты публику великосветского Петербурга. Начало регулярным Великопостным сезонам положил директор Капеллы Алексей Львов. Концертные афиши представляли образцы «высокого искусства» мировой сокровищницы инструментальной, симфонической и хоровой музыки. Особый расцвет Великопостные концерты получили на рубеже XIX – XX веков. В них принимали участие лучшие хоры России. Многие премьеры духовных сочинений великих русских композиторов состоялись в рамках Великопостных сезонов. В 1917 году традиция концертов была прервана.

Возрождение исторических Великопостных сезонов в Санкт-Петербурге вызвало горячий отклик у публики. С 2010 по 2015 годы на сцене Большого зала Филармонии выступили лучшие хоры и симфонические оркестры России и зарубежья, а также вокальные ансамбли, сохраняющие и развивающие уникальные певческие традиции. Концерты организованы Фондом поддержки русского искусства и православной культуры «Общество возрождения художественной Руси 1915».
 

Источник: Пресс-служба фестиваля