1 октября 2023, воскресенье, 16 часов
Римско-католический храм Матери Божией Лурдской
Ковенский переулок 7, станция метро Площадь Восстания
К Международному дню музыки
Органный концерт «Немецкое барокко и верная дружба: Бах&Телеман»
Немецкое барокко и верная дружба: Бах&Телеман. — встречаем Международный день музыки! Прекрасные петербургские музыканты Денис Быстров и Лилия Кузнецова представят роскошную программу, в которой гобой встретится с органом.
Современники Георга Филиппа Телемана – друга Иоганна Себастьяна Баха, высоко ценили его творчество, которое объединило стилевые черты музыкального искусства Европы. Воспитанник немецкой школы, он живо интересовался и активно пропагандировал итальянскую и, особенно, французскую музыку. Композитором создано великое множество сочинений в различных жанрах, которые он ухитрялся писать в рекордно короткие сроки. В их числе — 40 опер, 44 цикла пассионов, 52 церковные службы и множество ораторий, а также 600 увертюр во французском стиле! При жизни Телеман был так популярен, что многочисленные города и княжеские дворы оспаривали его друг у друга. Несходство творческих предпочтений музыкантов не помешало дружбе Телемана и Баха. Более того, Георг Филипп даже стал крестным отцом одного из сыновей Баха, Карла Филиппа Эммануила, выдающегося композитора своего времени. В концерте прозвучат гобойные партиты и сонаты Телемана.
Иоганн Себастьян Бах — вершина немецкого барокко, гений, совместивший в своем творчестве традиции и достижения европейского музыкального искусства и охвативший все мыслимые жанры: протестантский хорал и итальянский концерт, французские и английские танцевальные сюиты, литургическая монодия и многое другое. В течение всей жизни любимым инструментом Баха оставался орган, хотя писал он для самых разных инструментальных составов. В органном репертуаре Пассакалия Баха занимает прочное и почетное место. Ранний шедевр гения объединяют двадцать вариаций, басовая линия разделяется на две отдельные темы, и сопровождается третьей, которая становится предтечей монументальной фуги. Прелюдия и фуга ми-бемоль мажор, на самом деле, не является единым двухчастным циклом, а создана Бахом в качестве начала и завершения «Органной мессы», изданной как третья часть «Клавирных упражнений». Тем не менее, эти две части объединены символикой Святой Троицы: три темы в Прелюдии, три темы в фуге, состоящей из трёх разделов и тональность с тремя бемолями при ключе.
Немецкое барокко и верная дружба: Бах&Телеман вновь встретятся в 21 веке в Международный день музыки!
Программа:
Иоганн Себастьян Бах (1685–1750) Прелюдия и фуга ми-бемоль мажор BWV 552
Георг Филипп Телеман (1681–1767) Партита № 1 си-бемоль мажор для гобоя и органа:
Con Affetto – Aria – I. Presto – Aria – II. Dolce – Aria III. Vivace – Aria IV. Largo – Aria V. – Aria VI. Allegro
Соната ля минор для гобоя и органа TWV 41:3: Siciliana – Spirituoso – Andante – Vivace
Партита № 4 соль минор для гобоя и органа: Grave – Aria I. Allegro – Aria II. Allegro – Aria III. Tempo di Minuetto – Aria IV. Allegro – Aria V. Tempo giusto – Aria VI. Allegro assai
Иоганн Себастьян Бах Пассакалия и фуга до минор BWV 582
Исполнители:
Денис Быстров, гобой
Елизавета Кузнецова, орган
Продолжительность концерта – 1 час 10 минут без антракта; концерт предназначен для всех категорий зрителей старше 6 лет.
6 октября 2023, пятница, 20 часов
Римско-католический храм Матери Божией Лурдской
Ковенский переулок 7, станция метро Площадь Восстания
Цикл концертов Soirées d'orgue sur Kovensky/Органные вечера на Ковенском
Органный концерт «Ave Maria»
Ave Maria — искренняя и великая молитва, обращённая к Пречистой Деве, вечный и неиссякаемый источник вдохновения для композиторов разных эпох и стран. Пожалуй, ни один из великих композиторов не обошёл эту тему. Каждый из мастеров «услышал» молитву по-своему, создав шедевр, проверенный веками. Мария Черникова и Елизавета Бузерова представят богатейшую палитру версий Ave Maria, созданных в разные эпохи, в числе которых Бах и Шуберт, Верди и Луцци, Масканьи и Райнбергер.
Ave Maria давно вышла за рамки церковного пространства, а к нескольким сотням сочинений, созданных на этот текст, постоянно продолжают присоединяться новые, написанные в наши дни. Вариант Баха-Гуно знаменит тем, что в качестве аккомпанемента французский композитор использовал до мажорную прелюдию Баха из первого тома Хорошо темперированного клавира. Ave Maria написана Шуберта написана не на канонический латинский текст, хотя порой, при исполнении используется и он. Поэма Вальтера Скотта «Дева озера», изданная в 1810 году, сразу же взлетела на пик популярности и не прошла мимо Шуберта. Третья песня Эллен начинается с обращения к Деве Марии – это мольба о помощи и защите из уст юной девушки. Джузеппе Верди вывел Ave Maria на оперную сцену — в VI акте «Отелло» молитва Дездемоны звучит в самый напряженный момент накануне трагической развязки сюжета. Сольный орган представлен творчеством великого Иоганна Себастьяна Баха. В его огромном наследии для Короля инструментов сосуществуют несколько жанров. Это развёрнутые музыкальные циклы, состоящие из прелюдий, фантазий, токкат с фугами, одночастные хоральные прелюдии и труднейшие для исполнения трио-сонаты. Бах — вечный спутник любого концертирующего органиста, некая постоянная ось, вокруг которой вращаются разнообразные устремления музыкантов-исполнителей и композиторов.
Ave Maria в октябре — месяце, посвященном западной церковью Пречистой Деве.
Программа:
Иоганн Себастьян Бах (1685–1750) Прелюдия и фуга до минор BWV 546
Иоганн Себастьян Бах – Шарль Гуно (1818–1893) Ave Maria
Луиджи Луцци (1828–1896) Ave Maria
Иоганн Себастьян Бах Хоральная прелюдия BWV 639 Ich ruf zu dir, Herr Jesu Christ» (Взываю к тебе, Господи)
Хоральная прелюдия BWV 645 Wachet auf, ruft uns die Stimme (Пробудитесь, голос зовёт )
Франц Шуберт (1797–1828) Ave Maria
Йозеф Габриэль Райнбергер (1839–1901) Ave Maria
Иоганн Себастьян Бах (1685–1750) Хоральная прелюдия BWV 654 Schmucke dich, o liebe Seele (Принарядись, о возлюбленная душа )
Джузеппе Верди (1813–1901) Ave Maria
Пьетро Масканьи (1863–1945) Ave Maria
Исполнители:
Марья Черникова, сопрано
Елизавета Бузерова, орган
Продолжительность концерта – 1 час 10 минут без антракта; концерт предназначен для всех категорий зрителей старше 6 лет.
7 октября 2023, суббота, 20 часов
Римско-католический храм Матери Божией Лурдской
Ковенский переулок 7, станция метро Площадь Восстания
Цикл концертов Soirées d'orgue sur Kovensky/Органные вечера на Ковенском
Органный концерт «Танцы всерьез. Бах, Букстехуде, Пахельбель, Регер»
Танцы всерьез — возможно ли такое? Да, когда за органом не перестающая удивлять публику Елена Антипина. Вы сможете осознать картину мира и прикоснуться к безграничному космосу через призму гениальных интерпретаций танцевальных жанров композиторов барокко и одного из самых самобытных представителей неоклассики.
Дитрих Букстехуде — великий композитор и органист, глава северонемецкой органной школы, крупнейший музыкальный авторитет своего времени, в течение 30 лет занимавший место органиста в знаменитой церкви Святой Марии в Любеке. Масштабность и драматизм опусов Букстехуде стали предвестниками органного стиля Баха. Пассакалия Букстехуде полна неразгаданных тайн и нерасшифрованных кодов: хорошо известно, что музыкант проявлял большой интерес к астрономическим процессам и находился, как и его современники, под влиянием эсхатологических настроений. Пассакалия Баха занимает прочное и почётное место в органном репертуаре. Ранний шедевр гения объединяет двадцать вариаций. Сочинение делится на две отдельные темы и сопровождается третьей, которая становится преддверием гениальной фуги. Подобное построение может быть расшифровано как крёстный путь и вознесение Христа. Друг семьи Бахов, самый яркий и значимый представитель южно-немецкой органной Иоганн Пахельбель обучал старших братьев Иоганна Себастьяна. Он сочинил великое множество светских и церковных опусов, а его вклад в развитие жанров фуги и хоральной прелюдии делает его одним из крупнейших композиторов своей эпохи. Пахельбель был популярен в свое время так, как рок-звезды конца ХХ века. Написанный к собственной свадьбе знаменитый ре мажорный Канон еще при жизни его создателя пользовался высочайшей популярностью, а в 1980 году после выхода фильма американского режиссёра «Обыкновенные люди», получившего 4 премии «Оскар» и 5 премий «Золотой глобус», популярность Канона, использованного в саундтреке, продолжает расти в геометрической прогрессии по сей день. Прозвучат также две чудесных чаконы мастера, которые станут предисловием к вершине этого жанра — знаменитой баховской Чаконе для скрипки соло. Бах создал эту недостижимую вершину скрипичного репертуара после смерти своей любимой жены Марии Барбары, соединив земную скорбь с величайшим катарсисом души, финал которого — победа духа над материей. Сложнейшее полифоническое сочинение ознаменовало новый этап скрипичных возможностей.
Макс Регер, поздний романтик и неоклассик в одном лице, в наследии которого насчитывается свыше 200 органных сочинений, представлен своим ранним, но, пожалуй, самым популярным опусом. Интродукция и пассакалья — одно из наиболее играемых в наши дни сочинений убежденного бахианца. Именно Регер в XIX веке возродил орган, инструмент, который после Баха не был ведущим в творчестве кого-либо из многочисленной плеяды композиторов того времени.
Танцы всерьез — ключ к загадкам бытия.
Программа:
Дитрих Букстехуде (1637–1707) Прелюдия с чаконой до мажор BuxWV 137
Иоганн Пахельбель (1653–1706) Чакона фа минор
Дитрих Букстехуде Пассакалия ре минор BuxWV 161
Иоганн Себастьян Бах (1685–1750) Пассакалия и фуга до минор BWV 582
Иоганн Пахельбель (1653–1706) Чакона ре мажор
Иоганн Себастьян Бах (1685–1750) Чакона с вариациями из партиты №2 ре минор BWV 1004 из цикла «Сонаты и партиты для скрипки соло», транскрипция для органа
Иоганн Пахельбель (1653–1706) Канон для скрипок и бассо континуо ре мажор, версия для органа
Макс Регер (1873–1916) Интродукция и пассакалия ре минор
Исполнитель:
Елена Антипина, орган
Продолжительность концерта – 1 час 10 минут без антракта; концерт предназначен для всех категорий зрителей старше 6 лет.
8 октября 2023, воскресенье, 16 часов
Римско-католический храм Матери Божией Лурдской
Ковенский переулок 7, станция метро Площадь Восстания
Цикл концертов Soirées d'orgue sur Kovensky/Органные вечера на Ковенском
Органный концерт «Времена года и Интерстеллар»
Времена года и Интерстеллар. Скрипка-орган-виолончель. Потрясающий концерт петербургских музыкантов, в котором встретятся Вивальди и Пьяццолла, Прокофьев и Циммер.
Одно из самых популярных классических сочинений в мире — «Времена года» Антонио Вивальди — цикл из четырех скрипичных концертов в сопровождении струнного оркестра, к которому на протяжении веков обращались многочисленные музыканты, делая смелые и неожиданные аранжировки этого шедевра. На этот раз прозвучит версия для скрипки и органа. Смена сезонов и состояний природы, а также человеческого настроения — главная тема знаменитого цикла рыжего аббата. Звенящий зимний день и осенняя печаль, азарт весны и истома летнего зноя настолько ярко переданы в звукописи «Времен года», что у публики создается эффект полнейшего погружения в меняющийся калейдоскоп сезонов.
Великий Астор Пьяццолла. Под влиянием баховской полифонии Маэстро Нового Танго создал особую музыкальную форму – танго-фуга. Это уникальный выразительный стиль музыки XX века, полный драматизма и страсти, лирики и меланхолии. Удивительный синтез итальянской, испанской, немецкой культур. Далеко не все знают историю создания Ave Maria Пьяццоллы. В оригинале музыка написана для солирующего гобоя с оркестром и предназначена для фильма итальянского режиссёра Марко Беллоккьо «Генрих IV» с Марчелло Мастрояни и Клаудией Кардинале в главных ролях, вышедшего в 1984. Оригинальное название пьесы – Tanti anni prima (Много лет назад). Позднее, уже после смерти Пьяццоллы, стал известен ее вокальный вариант – Ave Maria, на стихи Роберто Бертоцци.
Русский акцент вечера — знаменитый «Танец рыцарей» из «Ромео и Джульетты» Сергея Прокофьева и музыкальные иллюстрации Свиридова к пушкинской «Метели». Поскольку музыку Прокофьева к балету «Ромео и Джульетта» в Большом театре изначально сочли нетанцевальной, то композитор, не дожидаясь премьеры, создал на этом музыкальном материале три роскошные сюиты. Вторая из них, самая популярная, открывается «Танцем рыцарей». В 1973 году из отдельных музыкальных эпизодов, написанных для легендарного фильма Басова «Метель», Георгий Свиридов решил создать сюиту. Ее девять номеров — ряд удивительных иллюстраций к пушкинской повести.
Немецкая линия концерта перекинула мост из роскошной эпохи барокко в стихию романтизма: от Пахельбеля до Райнбергера. Друг семьи Бахов, самый яркий и значимый представитель южно-немецкой органной музыки Иоганн Пахельбель обучал старших братьев Иоганна Себастьяна. Он сочинил великое множество светских и церковных опусов, а его вклад в развитие жанров фуги и хоральной прелюдии делает его одним из крупнейших композиторов эпохи среднего барокко.
Творческое наследие Райнбергера охватывает самые разнообразные жанры. Он умышленно оставался в стороне от дерзких новаций, оставаясь верным самому себе. Мастер контрапункта и композиции создал чудесные по своей мелодичности шедевры. «Музыка — выше слов; она начинается, когда слов больше недостаточно», — сказал как-то композитор. Неожиданный сюжетный поворот — культовые саундтреки мирового кинематографа. Музыка Джона Уильямса к кинофильму «Список Шиндлера» и легендарный «Интестеллар». Основа творчества композитора-легенды Ханса Циммера — эксперимент. Когда саундтрек к фантастическому блокбастеру «Интерстеллар» был готов, Циммер все ещё не знал, о чем будет фильм. Органная версия удивит вас не менее, чем удивила Циммера фабула фильма Нолана.
Времена года и Интерстеллар — незабываемое путешествие к звездам.
Программа:
Антонио Вивальди (1678–1741) Зима Концерт №4 фа минор из цикла «Времена года» RV 297, I часть
Камиль Сен-Санс (1835–1921) Ave Maria
Иоганн Пахельбель (1653–1706) Чакона ре мажор p.40
Георгий Свиридов (1915–1998) Романс из музыкальных иллюстраций к повести Пушкина «Метель»
Ханс Циммер (1957) Музыка из кинофильма «Интерстеллар»
Астор Пьяццолла (1921–1992) Либертанго
Ave Maria
Джон Уильямс (1932) музыка из кинофильма «Список Шиндлера»
Сергей Прокофьев (1891–1953) Танец рыцарей из балета «Ромео и Джульетта»
Йозеф Райнбергер (1839–1901) Сюита для органа, скрипки и виолончели op 14: Sarabande-Finale
Исполнители:
Лауреаты международных конкурсов
Евгения Шереметьева, скрипка
Галина Чмерина Виолончель
Екатерина Трофимова, орган
Продолжительность концерта – 1 час 10 минут без антракта; концерт предназначен для всех категорий зрителей старше 6 лет.
13 октября 2023, пятница, 20 часов
Римско-католический храм Матери Божией Лурдской
Ковенский переулок 7, станция метро Площадь Восстания
Цикл концертов Soirées d'orgue sur Kovensky/Органные вечера на Ковенском
Органный концерт «Бах и XX век»
Бах и XX век — в концерте любимой публикой органистки Юлии Глазковой встретятся Бах, Мессиан и Пярт, явив звуковую картину самой искренней и чистой религиозности.
Творчество Иоганна Себастьяна Баха и, в том числе, его органная музыка оказали огромное влияние на развитие и мировых композиторских школ. Без органа невозможно представить не только немецкую культуру, но и историю Германии. Величайший новатор своей эпохи Иоганн Себастьян прочно опирался на традиции своих славных предшественников. Более всего это ощущается в хоральных обработках, берущих начало из протестантского хорала. Далеко не все эти шедевры вошли в пять сборников, сформированных самим Бахом. Особый интерес вызывают Шюблеровские хоралы, которые являются транскрипциями арий из кантат и выходят за привычные рамки хоральных прелюдий. Дорийская токката и фуга написана во время пребывания Баха в Веймаре, в период расцвета творческой зрелости музыканта. Считается, что Бах исполнил это сочинение во время испытания большого органа в соборе Касселя. В сочинении явственно прослеживается влияние концертного стиля Антонио Вивальди, творчество которого Иоганн Себастьян основательно изучал, сделав ряд потрясающих органных транскрипций солнечного итальянца. А вот авторство самого популярного сочинения баховского сочинения до сих пор оспаривается. Удивлены? Да, это именно Токката и фуга ре минор, звучащая в многочисленных фильмах, рекламных роликах и рингтонах мобильников.
Арво Пярт — гениальный эстонский композитор, почитаемый во всем мире. На протяжении долгой творческой жизни, мастер экспериментирует в самых различных техниках и стилях, включая изоритмию, минимализм, серийность, неоклассицизм, коллаж и сонорику. Собственный стиль композитор определяет как tintinnabuli (колокольчики), подразумевая звучание небольших церковных колоколов с характерными призвуками. Сочинение Annum per annum, что в переводе значит «Из года в год», написано Арво Пяртом к 900-летию кафедрального собора в Шпaйере.
Основной принцип жизненного кредо одного из величайших творцов двадцатого века Оливье Мессиана – непрестанное осмысление христианской традиции в современной реальности. Новаторский музыкальный язык ничуть не мешал мастеру следовать доктрине католической церкви. Правоверный католик, композитор, органист, музыкальный теоретик, ученый и педагог, Оливье Мессиан создал свою музыкальную и мировоззренческую Вселенную, свой музыкальный и ритмический порядок, и при этом сам уверял, что не придумал ничего нового.
Бах и XX век — космос рядом с вами!
Программа:
Иоганн Себастьян Бах (1685–1750) Токката и фуга ре минор (дорийская) BWV 538
Meine Seele erhebt den Herren BWV 648 (Моя душа взывает к Господу) из Шюблеровских хоралов
Арво Пярт (1935*) Annum per annum (Год за годом, 1980)
Оливье Мессиан (1908–1992) Небесное причастие (1928)
Хоральная прелюдия Ich ruf zu Dir Herr Jesu Christ (Взываю к тебе, Господи!) BWV 639
Токката и фуга ре минор BWV 565
Исполнитель:
Юлия Глазкова, орган
Продолжительность концерта – 1 час 10 минут без антракта; концерт предназначен для всех категорий зрителей старше 6 лет.
14 октября 2023, суббота, 20 часов
Римско-католический храм Матери Божией Лурдской
Ковенский переулок 7, станция метро Площадь Восстания
Цикл концертов Soirées d'orgue sur Kovensky/Органные вечера на Ковенском
Органный концерт «Времена года – времена любви: осень»
Времена года – времена любви: осень. Любимый публикой Санкт-Петербургский концертный дуэт приглашает вас ощутить всю полноту этого чудесного времени в разных уголках земного шара. Екатерина Маришкина и Марк Таубе представят величайшее многообразие осенней звуковой палитры проверенными временем хитами. Времена года. К этой теме в разные эпохи неизменно обращались многочисленные композиторы нашей планеты. Вивальди. Пьяццолла. Чайковский. Глазунов. Круговорот времен года. Настроения, созвучные сезонам. Грезы зимы. Неспешные осенние прогулки. Весенние безумства. Торжество лета. И конечно же, Любовь, такая разная в разные времена года….
Очередной концерт цикла обеспечит полное погружение в ОСЕНЬ обоих полушарий всего за один вечер, благодаря мастерству и неиссякаемому воображению петербургских музыкантов! Веселый сбор урожая и азарт охоты Вивальди, меланхолические грезы Чайковского, неуемная страсть Пьяццоллы и тончайшая лирика Глазунова. Яркие краски вечера – французские вокальные хиты Une vie d’amour Гарваренца и Les Feuilles mortes Жозефа Космы.
Времена года – времена любви: погрузитесь в неповторимую атмосферу осенних эмоций, красок и ароматов с любимыми петербургскими музыкантами под скрипку и орган!
Программа:
Густав Хэгг (1867–1925) Festhymne (Праздничный гимн)
Михаил Клеофас Огинский (1765–1833) Полонез ля минор, переложение для органа соло
Пётр Чайковский (1840–1893) Осенняя песнь (Октябрь) из цикла «Времена года», переложение для скрипки и органа
Александр Глазунов (1865–1936) Малое адажио (Осень) из музыки к балету «Времена года»,
Жорж Гарваренц (1932–1993) Une vie d’amour (Вечная любовь), обработка для скрипки и органа
Астор Пьяццолла (1921–1992) Осень в Буэнос-Айресе из цикла «Времена года в Буэнос-Айресе», обработка для скрипки и органа
Жозеф Косма (1905–1969) Les Feuilles mortes (Опавшие листья), обработка для скрипки и органа
Густав Хэгг (1867-1925) Элегия
Антонио Вивальди (1678–1741) Концерт Осень из цикла «Времена года», переложение для скрипки и органа
Исполнители:
Заслуженный артист РФ
Марк Таубе, скрипка
Лауреат международных конкурсов
Екатерина Маришкина, орган
Продолжительность концерта – 1 час 10 минут без антракта; концерт предназначен для всех категорий зрителей старше 6 лет.
15 октября 2023, воскресенье, 16 часов
Римско-католический храм Матери Божией Лурдской
Ковенский переулок 7, станция метро Площадь Восстания
Цикл концертов Soirées d'orgue sur Kovensky/Органные вечера на Ковенском
Органный концерт «Бах и музыкальные редкости»
Бах и музыкальные редкости — органист и музыковед Михаил Мищенко представляет очередную самобытную программу, в которой сочинения разных эпох и стилей по замыслу музыканта перемежаются номерами из известных Хоральных вариаций Иоганна Себастьяна Баха «Приветствую тебя, любезный Иисусе», создавая особую музыкальную архитектонику.
Именно необозримое органное творчество Баха сделало его известным в кругу своих современников. Гений импровизации, король полифонии, блестящий виртуоз и глубокий философ, Бах оставался верен дружбе с органом в течение всей своей жизни. Протестантский хорал и хоральная обработка занимают одно из важнейших мест в немецком музыкальном искусстве барокко. Вершиной в развитии обработки протестантского хорала стало творчество Баха. Прослужив большую часть жизни в церкви и написав огромное количество церковной музыки, композитор создал в области хоральной обработки шедевры высочайшего мастерства и совершенства. Хорал стал для великого мастера источником творческого вдохновения, способом выражения религиозного чувства и философского размышления.
Композитор и органист Йозеф Райнбергер был одним из самых востребованных педагогов по композиции своего времени. Будучи весьма консервативным в своем творчестве, он учил композиции, придерживаясь строгой классической традиции. В числе его многочисленных учеников — великий дирижер Вильгельм Фуртвенглер и известный физик Макс Планк! Райнбергер сочинял в самых разных жанрах, от песни до оперы и симфонии. В наши дни более всего известны его сонаты для органа, которых было создано 20. Уроженец Лихтенштейн, Райнбергер почти всю жизнь провел в Мюнхене, где сначала учился и затем преподавал в консерватории и занимал различные музыкальные посты, в том числе придворного капельмейстера. Его музыка отличается мелодической пластичностью, сочетанием патетики и элегичности.
Жизнь и творчество швейцарского органиста и композитора Самуэля Дюкоммуна связаны большей частью с городом Невшатель. В числе его учителей – прославленный французский композитор и органист Марсель Дюпре. В творчестве Дюкоммуна основное место занимают сочинения для органа и с участием органа, а его оригинальный гармонический стиль сложился под влиянием французской музыки. Флор Петерс — бельгийский композитор, органист и педагог. Директор Фламандской консерватории в Амстердаме. С успехом гастролировал в разных многочисленных странах мира, включая СССР, где выступил в Большом зале Ленинградской филармонии. Автор более 200 сочинений для органа. Выдающийся мастер духовной музыки создал многочисленные сочинения для хора и органа, используя традиции григорианики, ренессансной полифонии и народной песни. Испытал влияние выдающихся французских композиторов-органистов Марселя Дюпре и Шарля Турнемира. С Турнемиром Петерса связывала многолетняя дружба по переписке. Единственная их встреча состоялась в 1936 году, когда Турнемир пригласил Петерса дебютировать с концертом в парижской церкви Святой Клотильды, в которой много лет играл глава французской романтической органной школы, великий Сезар Франк.
Нэд Рорем – крупнейший современный американский композитор, проживший жизнь практически длиной в столетие. Наибольшую известность получили его песни и романсы (свыше 500), принесшие Рорему славу ведущего мастера камерной вокальной музыки. Его часто называли неоромантиком, которого мало привлекали модернистские течения и техники. Учителями композитора были Маргарет Бондс, Лео Сауерби, Аарон Копланд, Вирджил Томсон. Годы учения продолжились в странствиях по Марокко и Франции. Влияние Пуленка и Мийо укрепило французскую направленность его музыки («американский Пуленк»). По возвращении в Америку Рорем стал весьма востребованным композитором, получавшим заказы на протяжении десятилетий, до глубокой старости. Фантазия и Токката для органа, заявленная в концерте, – первое органное сочинение начинающего композитора, посвященное его наставнику Лео Сауерби. Сочинение пропало из виду на долгие годы, прежде чем его обнаружили в архиве в конце 1980-ых.
Бах и музыкальные редкости — яркое событие в органной афише Петербурга.
Программа:
Иоганн Себастьян Бах (1685 – 1750) Хоральные вариации Sei gegrusset, Jesu gutig (Приветствую тебя, любезный Иисусе) BWV 768)
Хорал – Вариации I. – II.
Самуэль Дюкоммун (1914 – 1987) Органная книга, ор. 109:
Интроит – Хорал – Версеты (I, II, III) – Sanctus – Молитва – Токката
Иоганн Себастьян Бах Хоральные вариации Sei gegrusset, Jesu gutig: Вариации III. – V.
Йозеф Рейнбергер (1839 – 1901) Соната № 11 d-moll ор. 148: I Agitato-II.Кантилена-III –Интермеццо-IV.Фуга
Иоганн Себастьян Бах Хоральные вариации Sei gegrusset, Jesu gutig: Вариации VI. – VII.
Нэд Рорем (1923 – 2022) Фантазия и токката
Иоганн Себастьян Бах Хоральные вариации Sei gegrusset, Jesu gutig: Вариации VIII. – IX.
Флор Петерс (1903 – 1986) Ностальгия ор. 59 № 3
Хоральная прелюдия Jesu, nostra Redemptio (Иисус, наше спасение) ор. 76 № 7
Иоганн Себастьян Бах Хоральные вариации Sei gegrusset, Jesu gutig
Вариации X. – XI.
Флор Петерс Ария ор. 51
Исполнитель:
Михаил Мищенко, орган
Продолжительность концерта – 1 час 10 минут без антракта; концерт предназначен для всех категорий зрителей старше 6 лет.
20 октября 2023, пятница, 20 часов
Римско-католический храм Матери Божией Лурдской
Ковенский переулок 7, станция метро Площадь Восстания
Цикл концертов Soirées d'orgue sur Kovensky/Органные вечера на Ковенском
Органный концерт «Орган — лестница в небеса»
Орган — лестница в небеса. Для вас играют виртуозы нового поколения Аида Глухова и Виталия Котова.
Орган — король инструментов, властелин неисчерпаемой звуковой палитры, без труда способный заменить целый симфонический оркестр. Он неизменно пользуется популярностью у композиторов самых разных эпох и стран, привлекая и завораживая своей мощью и сакральностью широчайший спектр публики. Эволюцию органного мира представят сочинения эры золотого барокко, шедевры эпохи симфонического органа, а также невероятные открытия наших дней. Итак, отправляемся в органный тур по Германии и Франции, преодолевая путь от Баха до Эскеша. Николаус Брунс – немецкий органист, скрипач и композитор. Один из самых ярких музыкантов своего времени, проживший очень краткую жизнь, но оставивший хоть небольшое, но весьма интересное и талантливое наследие. Высоко ценимый Бахом Николаус Брунс при жизни был известен, главным образом, как органист, но также играл на скрипке, одновременно аккомпанируя себе на педальной клавиатуре органа.
Восхитившись творчеством Антонио Вивальди, Бах создал целую череду гениальных органных транскрипций концертов неугомонного аббата для струнного оркестра, которые прочно укоренились в репертуаре органистов и вызывают неизменное восхищение публики. Концерт для струнных ре минор — один из самых популярных в этой удивительной истории. Центр органной вселенной Мендельсона — цикл из шести сонат. Создавая принципиально новый жанр романтической сонаты для Короля инструментов, композитор опирался на барочную традицию, творя уникальные по форме и содержанию опусы. В сонатах нет строго регламентированного количества частей, они состоят из многообразных жанров, в числе которых прелюдия и фуга, фантазия, обработки хоралов.
Макс Регер — мост между столетиями, поздний романтик и неоклассик в одном лице, в наследии которого насчитывается свыше 200 органных сочинений. Он возродил орган, инструмент, который после Баха не был доминирующим в творчестве кого-либо из композиторов того времени. Наивысшего расцвета во Франции Король инструментов достиг в эру симфонического органа, который создал гениальный органостроитель Аристид Кавайе-Коль, положив начало новой эпохе. Его инструменты, установленные в крупнейших соборах Парижа, продолжают поражать богатством звучания и по сей день. Целая плеяда французских композиторов создала в это время множество органных шедевров. Блистательный ученик Франка и Видора Луи Вьерн занимал пост титулярного органиста Собора Парижской Богоматери до конца жизни, прослужив там более 30 лет! Вьерн снискал славу блестящего органиста и импровизатора, гастролируя по Европе и Америке. Его органные симфонии и изысканные программные миниатюры вошли в золотой репертуар Короля инструментов. Марсель Дюпре — выдающийся композитор и исполнитель, известный не только своими интереснейшими опусами, но и серией из 20 концертов, на которых он исполнил все органные сочинения Баха наизусть. Наш современник Тьерри Эскеш создал десятки сочинений в самых разнообразных жанрах, включая симфоническую, камерную, вокальную музыку. Страстный поклонник кинематографа, музыкант импровизировал на органе и фортепиано во время показов немых фильмов «Призрак оперы» и «Метрополис».
Орган — лестница в небеса. Ждем вас на первой ступеньке!
Программа:
Николаус Брунс (1665–1697) Прелюдия ми минор (большая)
Иоганн Себастьян Бах (1685–1750) – Антонио Вивальди (1678–1741) Концерт для органа N 5 ре минор BWV 596: I. Allegro – Grave – Fuga II. Largo e spicatto III. –
Феликс Мендельсон (1809–1847) Соната для органа N3 ля мажор ор. 65/3: I. Con moto maestoso II. Andante tranquillo
Луи Вьерн (1870–1937) Симфония No2 op.20: Scherzo
Макс Регер (1873–1916) Benedictus op.59 Nr.9
Марсель Дюпре (1886–1971) Прелюдия и фуга си мажор op.7 No1
Тьерри Эскеш (1965) Evocation II
Исполнители:
Виталия Котова, орган
Аида Глухова, орган
Продолжительность концерта – 1 час 10 минут без антракта; концерт предназначен для всех категорий зрителей старше 6 лет.
21 октября 2023, суббота, 20 часов
Римско-католический храм Матери Божией Лурдской
Ковенский переулок 7, станция метро Площадь Восстания
Цикл концертов Soirées d'orgue sur Kovensky/Органные вечера на Ковенском
Органный концерт «Секреты механических часов и искусство фуги»
Секреты механических часов и искусство фуги — масштабное путешествие по музыкальной Вселенной. Шедевры вокальной и органной классики прозвучат в исполнении дуэта Moderato, объединившего творческие устремления вокалистки Ольги Самойленко и органиста Михаила Серазитдинова. Жемчужные россыпи барокко, изысканная звукопись рококо, безупречная соразмерность венской классики и эклектика двадцатого столетия — прогулка сквозь века музыкальной истории Европы.
Германия. Дитрих Букстехуде — великий композитор и органист, глава северонемецкой органной школы, оказавший несомненное влияние на Баха. Его самобытный стиль отмечен невероятным богатством фантазии, в его органной Вселенной свобода импровизации гармонично сочеталась с идеально выстроенной полифонией.
Бах — величайший творец, совместивший в своем творчестве традиции и достижения европейского музыкального искусства и охвативший практически все современные ему жанры. Оратория «Страсти по Матфею» принадлежат к высочайшим вершинам баховского творчества. Среди вокально-инструментальных сочинений Баха самую большую группу составляют духовные и светские кантаты — их сохранилось свыше двухсот, но значительная часть утеряна. Искусство фуги – последнее и самое сложное сочинение великого кантора. Созданный перед смертью масштабный полифонический цикл Die Kunst der Fuge исполняется обычно на клавире или камерным ансамблем и состоит из четырнадцати канонов на одну тему, являя высший пилотаж полифонического мастерства.
Готлиб Муффат — сын известного композитора Георга Муффата, ярчайший представитель рококо. Инструментальное творчество композитора, основанное на достижениях немецкой школы, одновременно опиралось на традиции французской музыки, о чем Муффат писал в предисловии «К благосклонному читателю».
Австрия. Коронационная месса Моцарта впервые была исполнена в Зальцбурге на Пасхальное воскресенье 4 апреля 1779 года, когда композитор вступил в должность придворного органиста и композитора собора. Свое название месса получила после коронации последнего императора Священной Римской империи Франциска II в 1792 году, позднее став приоритетной при проведении королевских и имперских коронаций.
Музыка для механического органа или часов — особый пласт в европейской истории музыки. Подобные механизмы, где звук записывался на специальных валиках, а музыка воспроизводилась без участия исполнителя, были весьма востребованы в аристократической среде XVIII столетия. Одна из самых популярных пьес для механических часов – Анданте из пятичастной Сюиты Бетховена, обнаруженное после кончины гения. Франц Шуберт — первый великий композитор-романтик, в чьем творчестве воплотились беззаветная любовь и неистребимая радость жизни, жажда странствий и безысходность скитаний, а его многочисленные сочинения пережили века.
Франция. Жан-Батист Фор — французский певец-баритон, композитор, коллекционер картин Эдуарда Мане. Италия. Франческо Паоло Тости — итальянский композитор, певец, педагог, придворный музыкант английских королей, один из значимых представителей итальянской камерной вокальной школы конца 19 начала 20 века. Мировую славу композитору принесли многочисленные канцоны, романсы, вокальные дуэты и неаполитанские песни, вот уже более ста лет входящие в золотой репертуар звезд оперной сцены.
Аргентина. Хит Астора Пьяццоллы, известный как Ave Maria, изначально написан для солирующего гобоя с оркестром для фильма итальянского режиссёра Марко Беллоккьо «Генрих IV» с Марчелло Мастрояни и Клаудией Кардинале в главных ролях, вышедшего в 1984. Оригинальное название пьесы – Tanti anni prima (Много лет назад). Позднее, уже после смерти Пьяццоллы, стал известен вокальный вариант Ave Maria, на стихи Роберто Бертоцци.
Британия. Знаете ли вы, что король мюзиклов и нашумевшей рок-оперы «Иисус Христос–суперзвезда» Эндрю Ллойд Уэббер написал Реквием, удостоенный «Грэмми», обучался в Вестминстерском колледже, религиозная музыка была важной частью его юности, а отец композитора был органистом, писавшим в основном церковную музыку? Реквием, созданный в 1984, посвящён отцу композитора, а партия сопрано была написана специально для молодой жены композитора, знаменитой Сары Брайтман. Удивительной красоты ария Pie Jesu стремительно взлетела в британскую Десятку хитов, а Реквием был удостоен Грэмми в номинации «Лучшая современная классическая композиция».
Россия. Наш современник, молодой, самобытный композитор Эльмир Низамов, находящийся в непрерывном творческом эксперименте, представлен интереснейшем органным сочинением «Литании».
Секреты механических часов и искусство фуги — музыка без границ.
Программа:
Дитрих Букстехуде (1637–1707) Прелюдия, фуга и чакона до мажор Bux WV137
Иоганн Себастьян Бах (1685–1750) Ария № 19 Ich will dir mein из оратории «Страсти по Матфею» BWV244
Ария №58 Aus Liebe will mein Heiland из оратории «Страсти по Матфею» BWV244
Ария Mein gläubiges Herze из Кантаты Also hat Gott die Welt geliebt BWV 68
Токката ми мажор BWV 566
Искусство фуги BWV 1080: Contrapunctus 5
Вольфганг Амадей Моцарт (1756–1791) Ария Agnus Dei из Коронационной мессы KV 317 Франц Шуберт (1797–1828) Ave Maria
Готлиб Муффат (1690–1770) Фуга соль минор
Людвиг Ван Бетховен (1770–1827) Адажио фа мажор из цикла «5 пьес для механических часов» WoO 33
Жан Батист Фор (1830–1914) Agnus Dei
O Salutaris hostia для хора, солистов и органа
Франческо Паоло Тости (1846–1916) Ave Maria
Эльмир Низамов (1986*) Литании для органа соло
Эндрю Ллойд Уэббер (1948*) Pie Jesu из Реквиема
Астор Пьяццолла (1921–1992) Ave Maria (Tanti anni prima)
Исполнители:
Дуэт Moderato:
Ольга Самойленко, сопрано
Михаил Серазитдинов, орган
Продолжительность концерта – 1 час 10 минут без антракта; концерт предназначен
для всех категорий зрителей старше 6 лет.
22 октября 2023, воскресенье, 16 часов
Римско-католический храм Матери Божией Лурдской
Ковенский переулок 7, станция метро Площадь Восстания
Цикл концертов Soirées d'orgue sur Kovensky/Органные вечера на Ковенском
Органный концерт «Времена года и рыцари гитары»
«Времена года и рыцари гитары» — потрясающий дуэт московских харизматичных музыкантов Елизаветы и Дмитрия Бородаевых взорвет петербургскую осень! Орган и гитара. Испания и страны Латинской Америки. Осторожно — будет очень жарко!
«Времена года в Буэнос-Айресе» — это зарисовки из жизни обитателей городской окраины. Это любовь и одиночество, страсть и разлука в большом городе. Астор Пьяццолла назвал свой цикл «Cuatro Estaciones Portenas», ведя нас в мир портовых кварталов, где собственно и родилось аргентинское танго. Испания. Обласканная солнцем страна, объединившая многочисленные культуры, этносы, языки, поражающая своей необыкновенной многовековой музыкальной историей. А вы знаете, что родина гитары – Испания, а инструмент конструкции легендарного мастера Антонио Торреса, признанный классическим, существует в наши дни практически почти в таком же виде? И конечно же, целая плеяда блистательных композиторов в разные эпохи творила и творит музыку для любимого инструмента. Федерико Морено Торроба –— выдающийся испанский композитор, первым учителем которого стал его отец-органист. Его талант развивался в трех основных направлениях испанской музыки: в оркестровом жанре, в гитарной музыке и в сарсуэле (традиционной испанской комической опере). Он первым ответил на призыв великого гитариста Андреса Сеговии о создании оригинального гитарного репертуара.
Еще один безусловный рыцарь гитары — Хоакин Родриго. Носящий титул «Первый маркиз садов Аранхуэса» испанский композитор, — один из крупнейших деятелей мировой музыки XX века. Самое исполняемое в мире испанское сочинение — его легендарный Аранхуэсский концерт, написанный в 1939 году. Благодаря композиторскому таланту Августина Барриоса, парагвайского виртуоза гитары, которому восхищенно рукоплескал мир, вы сможете заглянуть в мистическое пространство Собора, насладившись уникальной звукописью мастера. Наследие Барриоса насчитывает более трёхсот сочинений для гитары, многие из которых до сих пор не изданы. Кроме того, в этот вечер Дмитрий Бородаев исполнит свое чудесное сочинение «Арабески», созданное для гитары и органа.
Жемчужинка вечера — органная пьеса в зажигательных ритмах латины Ханса Андре Штамма, вот уже много десятилетий являющегося одним из ярчайших музыкантов своего поколения. Им записано более двадцати альбомов с органной классикой и собственными оригинальными сочинениями.
Сольный орган также представлен сочинениями Баха и Мендельсона. Органные опусы Иоганна Себастьяна Баха – не просто гениальная музыка, прошедшая проверку временем, это портал, ведущий в Космос. Части, вошедшие в масштабный цикл Прелюдия и фуга до мажор, написаны Бахом в разные периоды творчества, но тем не менее, объединились в нем необычайно естественно и органично. Феликс Мендельсон, признанный при жизни не только как композитор, но и как блестящий органист, заново открыл для современников наследие Баха, возродил интерес к непревзойденным возможностям органа и стал творцом жанра романтической сонаты для Короля инструментов.
Времена года и рыцари гитары — испанское солнце на берегах Невы.
Программа:
Астор Пьяццолла (1921–1992) – Invierno Porteño из цикла Времена года
Иоганн Себастьян Бах (1685–1750) Прелюдия и фуга до мажор BWV 545
Федерико Морено-Торроба (1891–1982) Ториха и Турегано из цикла «Замки Испании»
Феликс Мендельсон (1809–1847) Соната № 6 ре минор op. 65: Chorale and Variations, Allegro molto.
Августин Барриос (1885–1944) Сюита «Собор» в трёх частях
Хоакин Родриго (1901–1999) Виллано и ричеркар
Канарио» из Фантазии для благородного рыцаря
Ханс Андре Штамм (1958) Rondo alla latina
Дмитрий Бородаев (1985) Арабески для гитары и органа
Астор Пьяццолла Забвение
Исполнители:
Дмитрий Бородаев, гитара
Елизавета Бородаева, орган
Продолжительность концерта – 1 час 10 минут без антракта; концерт предназначен для всех категорий зрителей старше 6 лет.
27 октября 2023, пятница, 20 часов
Римско-католический храм Матери Божией Лурдской
Ковенский переулок 7, станция метро Площадь Восстания
Цикл концертов Soirées d'orgue sur Kovensky/Органные вечера на Ковенском
Органный концерт «В ожидании снега»
В ожидании снега – за органом неутомимый Егор Колесов с очередной интригующей программой. Паренье снежных хлопьев и ангельское пение, вокализ и джаз на органе, да – все это будет. Чайковский и Рахманинов, Мендельсон и Шостакович, Черепнин и Глазунов – популярные и редко звучащие мелодии великих композиторов России и Европы.
Известно ли вам, что создатель «Раймонды», успешный глава Санкт-Петербургской консерватории Александр Глазунов, писал для Короля инструментов? Его органное творчество неразрывно связано с французской традицией, но в то же время перекликается с баховскими принципами. Вокализ Сергея Рахманинова – сочинение, посвященное примадонне Большого театра Антонине Неждановой. Пьеса обрела такую популярность, что стала исполняться в транскрипциях для самых различных инструментов. Вокализ прозвучит в версии выдающегося органиста Жана-Поля Имбера, как и легендарный Вальс из Джазовой сюиты Шостаковича. А вот фрагмент из самого волшебного балета Петра Ильича Чайковского «Щелкунчик» вы услышите в переложении самого Егора Колесова. Редко исполняемый в России Николай Черепнин, представленный Херувимской песнью для органа, испытал явное влияние импрессионизма, а также Скрябина и Стравинского, Малера и Шенберга. Наиболее известен как автор 16 балетов и первый композитор, к которому обратился Сергей Дягилев в самом начале своего уникального театрального проекта «Русские сезоны». Немецкая линия концерта – Мендельсон и Шуман. Творчество великого романтика Роберта Шумана представлено четырьмя эскизами для педального фортепиано – гибрида рояля и органа, снабжённого ножной клавиатурой по аналогии с органом. Центр органной вселенной Мендельсона – цикл из шести сонат. Создавая принципиально новый жанр романтической сонаты для Короля инструментов, композитор опирался на барочную традицию, создавая уникальные по форме и содержанию опусы. В сонатах нет строго регламентированного количества частей, они состоят из многообразных жанров, в числе которых прелюдия и фуга, фантазия.
В ожидании снега – вечер сюрпризов и открытий.
Программа:
Петр Чайковский (1840–1893) Увертюра и Вальс снежных хлопьев из балета «Щелкунчик» (переложение для органа Егора Колесова)
Феликс Мендельсон (1809–1847) Соната для органа №5, op.65: I Andante –II Andante con moto- III.Allegro maestoso
Роберт Шуман (1810–1856) 4 эскиза для педального фортепиано op.58
Николай Черепнин (1873–1945) Херувимская песнь
Сергей Рахманинов (1873–1943) Вокализ op.34/14 (переложение для органа Жана-Поля Имбера)
Александр Глазунов (1865–1936) Прелюдия и фуга ре минор op.98
Исполнитель:
Егор Колесов, орган
Продолжительность концерта – 1 час 10 минут без антракта; концерт предназначен для всех категорий зрителей старше 6 лет.
28 октября 2023, суббота, 20 часов
Римско-католический храм Матери Божией Лурдской
Ковенский переулок 7, станция метро Площадь Восстания
Цикл концертов Soirées d'orgue sur Kovensky/Органные вечера на Ковенском
Органный концерт «Итальянские отражения и мастера мистификаций»
Итальянские отражения и мастера мистификаций — воплощение очередного замысла петербургских музыкантов Ангелины Огарковой и Екатерины Маришкиной. Органные и вокальные хиты, авторство которых сродни лихо закрученному детективу.
Итак, заглянем в прекрасный мир творений итальянских композиторов, череду дерзких обманок и стилизаций, самых неожиданных транскрипций и вариаций на известные итальянские темы, рожденные в разные эпохи. О композиторе эпохи барокко Бернардо Стораче известно лишь то, что он работал вице-капельмейстером в Мессине. В результате многочисленных землетрясений уцелел лишь один сборник его сочинений – в основном это были вариации на популярные в то время танцевальные и песенные темы Spagnoletta и Monica, пассакалии, чакона, пассамеццо и романески.
Восхитившись творчеством Антонио Вивальди, Бах создал целую череду гениальных органных транскрипций концертов неугомонного аббата для струнного оркестра, которые прочно укоренились в репертуаре органистов и вызывают неизменное восхищение публики. Концерт для струнных ре минор – один из самых популярных в этой удивительной истории. Ведь даже сейчас слушатели нередко приписывают ряд этих шедевров именно Баху, а не Вивальди. Stabat mater – cамое известное сочинение гениального итальянца Перголези, прожившего всего 25 лет, менее 10 из которых были отданы музыке. Как и Реквием Моцарта, история создания этого сочинения окутана тайной. Легенда гласит, что любимая девушка композитора, родители которой не дали согласия на брак с Перголези, ушла в монастырь, где вскоре скончалась. Композитор же почил практически сразу после завершения своего шедевра.
Ave Maria, приписываемая итальянскому певцу и композитору Джулио Каччини — одна из самых известных мистификаций ленинградского гитариста, лютниста и композитора Владимира Вавилова. Именно он был создателем многочисленных музыкальных стилизаций, авторами которых указывал Франческо да Милано, Джулио Каччини, Николо Нигрино, Винченцо Галилеи. Величайшая русско-итальянская мистификация навсегда соединила имена Джулио Каччини и Владимира Вавилова в настоящем вокальном хите, прочно вошедшем в репертуар многочисленных звезд. Популярная церковная ария Pieta, Signore, приписываемая самобытнейшему композитору Алессандро Страделле, на самом деле принадлежит французскому композитору девятнадцатого столетия Луи Нидермайеру и является арией из оперы «Страделла», посвященной воистину романической жизни композитора. Музыкант погиб от рук наемных убийц в самом расцвете творческих сил, а оперы на основе его загадочной биографии написаны Флотовым и Франком. Еще одно итальянское отражение в отражении — транскрипция одного из номеров легендарного балета Сергея Прокофьева «Ромео и Джульетта», созданная нашим современником Жаном-Полем Имбером, принадлежащим к числу самых известных и титулованных органистов мира. Прекрасный интерпретатор музыки Баха и композиторов романтической школы, Имбер является автором многочисленных транскрипций сочинений Моцарта, Грига, Верди, Рахманинова, Скрябина, Прокофьева и многих других композиторов.
Шекспировская тема продолжится в органной версии мирового хита — саундтрека Нино Роты к кинематографическому шедевру Франко Дзеферелли. Сюита памяти Фрескобальди Жана Лангле, посвященная великому органисту и композитору раннего барокко, весьма необычна по стилю. Слепой от рождения, выдающийся органист и композитор трактовал органную композицию как своеобразный комментарий к Священному Писанию, где любой звуковой эффект наполнен смыслом. Изюминка вечера — вариации на тему Паганини сэра Джорджа Тальбен-Болла австралийского композитора, связавшего свою жизнь с Британией, по достоинству его оценившей.
Итальянские отражения и мастера мистификаций — вечер загадок.
Программа:
Бернардо Стораче (1637–1707) Ballo della battaglia
Джулио Каччини (1551–1618) Amarilli
Джованни Перголези (1710–1736) Cujus animam gementem , ария сопрано из кантаты Stabat mater
Антонио Лучо Вивальди (1678–1741) – Иоганн Себастьян Бах (1685–1750) Концерт ре минор BWV 596
Винченцо Беллини (1801–1835) Salve Regina для голоса и органа
Сергей Прокофьев (1891–1953) – Жан-Поль Имбер (1942*) Три пьесы из музыки к балету «Ромео и Джульетта» : Монтекки и Капулетти
Луи Нидермайер (1802–1861) Pieta, signore из оперы «Страделла» (приписывалось Алессандро Страделла)
Жан Лангле (1907–1991) Сюита Hommage a Frescobaldi : Fantasie, Antienne
Винченцо Беллини Malinconia
Нино Рота (1911–1979) A Time for us, переложение для органа
Сэр Джордж Тальбен-Болл (1896–1987) Вариации на тему Паганини для органной педали
Владимир Вавилов (1925–1973) Ave Maria (приписывалось Джулио Каччини)
Исполнители:
Ангелина Огаркова, сопрано
Екатерина Маришкина, орган
Продолжительность концерта – 1 час 10 минут без антракта; концерт предназначен для всех категорий зрителей старше 6 лет.
29 октября 2023, воскресенье, 16 часов
Римско-католический храм Матери Божией Лурдской
Ковенский переулок 7, станция метро Площадь Восстания
Цикл концертов Soirées d'orgue sur Kovensky/Органные вечера на Ковенском
Органный концерт «Осенние медитации: от Баха до Таривердиева»
Осенние медитации: от Баха до Таривердиева — за органом Елизавета Кузнецова. Провожаем последние золотые блики октября под нескончаемый плеск океана Баха, мистические откровения Жигу, мощный шквал фантазий Риттера, непростые размышления Янченко, филигранную звукопись Таривердиева и жизнеутверждающее послание Франка.
Немецкая линия концерта — путь от барокко к романтизму. В течение всей жизни любимым инструментом Баха оставался орган, хотя писал он для самых разнообразных инструментальных составов. В творческом наследии мастера — развёрнутые музыкальные циклы, состоящие из прелюдий, фантазий, токкат с фугами, одночастные хоральные прелюдии и труднейшие для исполнения трио-сонаты. Органные сонаты Августа Готтфрида Риттера, немецкого композитора, органиста-виртуоза, музыковеда и эксперта в органостроении, – лучшие страницы романтического органного репертуара. В них объединены богатейшие немецкие традиции, изучением которых он целенаправленно занимался при составлении своего глобального труда по истории органной музыки. Это настоящие шедевры подлинно симфонического масштаба.
Франция представлена сочинениями Сезара Франка и Эжена Жигу. Наделенный редким исполнительским даром, глава французской романтической органной школы, бессменный органист базилики Сент-Клотильд, незаурядный педагог писал для любимого инструмента на протяжении всей жизни, оставив свыше ста тридцати пьес для органа. Этот удивительный и светлый человек создавал божественную музыку, соединяя в ней землю и небеса: отмеченная высокой духовностью и безупречностью формы, она доходит до самого сердца, продолжая волновать и восхищать по сей день. Ученик Сен-Санса, органист церкви Святого Августина в Париже с 62-летним стажем, Эжен Жигу писал исключительно музыку для органа, как религиозного, так и светского характера. Помимо исполнительской и композиторской деятельности, был прекрасным педагогом. В 1885 году он основал свою органную школу, из которой вышли такие выдающиеся органисты-композиторы, как Форе, Руссель, Боэльман и другие.
Русские гости вечера — Микаэл Таривердиев и Олег Янченко. Внимательно вслушиваясь в органные шедевры Микаэла Таривердиева, мы ощутим определенную связь с полифоническим баховским мышлением. Величайший мелодист, не знающий равных в музыке кино, Микаэл Таривердиев писал и в академическом формате, а его любимым инструментом, как и у Баха, был орган. Олег Янченко — блестящий исполнитель, талантливый композитор и импровизатор. В России и за рубежом музыканта называли органистом века.
Осенние медитации — незабываемая прогулка от Баха до Таривердиева.
Программа:
Иоганн Себастьян Бах (1685–1750) Прелюдия и фуга до мажор, BWV 545
Трио-соната для органа №2 до минор BWV 526
Vivace
Олег Янченко (1939–2002) Медитация
Август Готтфрид Риттер (1811–1885) Соната №2 ми минор op. 19
Rasch und entschlossen – Ruhige Bewegung – Lebhaft Rasch und Feurig – Ernst
Эжен Жигу (1844–1925) Prière en forme de prélude из цикла «Мистические поэмы для органа»
Toccata из цикла «10 пьес для большого органа»
Микаэл Таривердиев (1931–1996) Прелюдия соль минор из цикла «Десять хоральных прелюдий» ор.103 Подражание старым мастерам
Сезар Франк (1822–1890) Финал op.21
Исполнитель:
Елизавета Кузнецова, орган
Продолжительность концерта – 1 час 10 минут без антракта; концерт предназначен для всех категорий зрителей старше 6 лет.