Главная » Культура » Цикл концертов «Органные истории Старого города» будет представлен в Римско-католическом храме Святого Станислава

Цикл концертов «Органные истории Старого города» будет представлен в Римско-католическом храме Святого Станислава

07.09.2023

15 сентября 2023, пятница, 19:30
Улица Союза Печатников 22
Органный концерт «Времена года. ТОП 3: Вивальди – Чайковский – Пьяццолла»

Времена года. Топ 3. Вас ждет неповторимая встреча с неистовым аббатом, самым лирическим русским композитором и великим аргентинцем. Догадались? Да, это они, Антонио Вивальди, Петр Ильич Чайковский и Астор Пьяццолла. Три гения представляют абсолютно разные звуковые картины смены сезонов, погружая публику в невероятную ауру Европы, России и Латинской Америки. Расскажут эти невероятные истории скрипка и орган. 
Величайший скрипичный виртуоз, бесконечно плодовитый композитор, способный создать оперу в течение трех дней, Вивальди сочинил почти 100 опер, более 500 концертов и подарил человечеству бессмертный шедевр «Времена года» – самое популярное сочинение эпохи барокко. Цикл представляет собой первые четыре из двенадцати концертов, входящих в опус 8 под интригующим названием «Спор гармонии с изобретением». Это философское размышление о круговороте жизни и образец композиторского мастерства, иллюстрированный музыкальными зарисовками календарь и впечатляющая экскурсия по четырём регионам Италии. 
«Времена года» Чайковского, знакомые нам с детства, – музыкальный дневник композитора, зафиксировавший дорогие его сердцу эпизоды жизни, встречи и картины природы. Размеренная усадебная жизнь XIX века и петербургский городской пейзаж. Цикл из 12 характеристических картин для фортепиано обретет иные краски в органном звучании. 
«Времена года» Пьяццоллы – это четыре больших танго. Великий Астор назвал свой цикл Cuatro Estaciones Portenas, намекая словом Porteno на тех, кто обитает в тесноте узких улочек портовых кварталов Буэнос-Айреса, именно там, где родилось аргентинское танго. Гениальные звуковые зарисовки из жизни обитателей окраин: любовь и одиночество, страсть и разлука в большом городе – вот о чём знаменитые танго Пьяццоллы. 
Времена года. Топ 3 – путешествие по сезонам длиной в 200 лет с харизматичными петербургскими музыкантами Елизаветой Петровой и Алие Абдурашитовой.

Программа:
Антонио Вивальди (1678–1741) Концерт №3 «Осень» для скрипки, струнных и бассо континуo в 3-х частях, из цикла «Времена года» RV 315 ор. 8 (переложение для скрипки и органа) 
Петр Ильич Чайковский (1849–1893) Времена года, 12 характеристических картин ор. 37 bis (транскрипция для органа Александра Гедике):
Январь. У камелька
Февраль. Масленица
Март. Песня жаворонка
Апрель. Подснежник
Май. Белые ночи
Июнь. Баркарола
Июль. Песня косаря
Август. Жатва
Сентябрь. Охота
Октябрь. Осенняя песня
Ноябрь. На тройке
Декабрь. Святки
Астор Пьяццолла (1921–1992) Осень из цикла «Времена года в Буэнос-Айресе» (Las cuatro estaciones portenos)

Исполнители: 
Елизавета Петрова, скрипка
Алие Абдурашитова, орган


Продолжительность концерта – 1 час 10 минут без антракта; концерт предназначен для всех категорий зрителей старше 6 лет.


22 сентября 2023, пятница, 19:30
Римско-католический храм Святого Станислава
Улица Союза Печатников 22
Цикл концертов «Органные истории Старого города»
Органный концерт «Органный концерт «Времена года и Интерстеллар»

Времена года и Интерстеллар. Скрипка – орган – виолончель. Потрясающий концерт петербургских музыкантов, в котором встретятся Вивальди и Пьяццолла, Прокофьев и Циммер, Свиридов и Райнбергер. 
Одно из самых популярных классических сочинений в мире – «Времена года» Антонио Вивальди – цикл из четырёх скрипичных концертов в сопровождении струнного оркестра, к которому на протяжении веков обращались многочисленные музыканты, делая смелые и неожиданные аранжировки этого шедевра. Смена сезонов и состояний природы, а также человеческого настроения — главная тема знаменитого цикла рыжего аббата. 
Под влиянием баховской полифонии маэстро нового танго, великий Астор Пьяццолла, создал особую музыкальную форму – танго-фуга. Это уникальный выразительный стиль музыки XX века, полный драматизма и страсти, лирики и меланхолии. В оригинале музыка Ave Maria Пьяццоллы написана для солирующего гобоя с оркестром и предназначена для фильма итальянского режиссёра Марко Беллоккьо «Генрих IV» с Марчелло Мастрояни и Клаудией Кардинале в главных ролях, вышедшего в 1984.  Оригинальное название пьесы – Tanti anni prima (Много лет назад). Позднее, уже после смерти Пьяццоллы стал известен ее вокальный вариант – Ave Maria на стихи Роберто Бертоцци. 
Русские гости музыкального вечера — Сергей Прокофьев и Георгий Свиридов. Поскольку музыку Прокофьева балета «Ромео и Джульетта» в Большом театре изначально сочли нетанцевальной, то композитор, не дожидаясь премьеры, создал на этом музыкальном материале три роскошные сюиты. Вторая из них, самая популярная, открывается Танцем рыцарей. В 1973 году из отдельных музыкальных эпизодов, написанных для легендарного фильма Басова «Метель», Георгий Свиридов решил создать сюиту. Девять её номеров — ряд удивительных иллюстраций к пушкинской повести.
Немецкая линия концерта перекинула мост из роскошной эпохи барокко в стихию романтизма: от Пахельбеля до Райнбергера. Друг семьи Бахов, самый яркий и значимый представитель южнонемецкой органной музыки Иоганн Пахельбель обучал старших братьев Иоганна Себастьяна. Он сочинил великое множество светских и церковных опусов, а его вклад в развитие жанров фуги и хоральной прелюдии делает его одним из крупнейших композиторов эпохи среднего барокко. Творческое наследие Райнбергера охватывает самые разнообразные жанры. Он умышленно оставался в стороне от дерзких новаций, оставаясь верным самому себе. Мастер контрапункта и композиции создал чудесные по своей мелодичности шедевры. «Музыка — выше слов; она начинается, когда слов больше недостаточно» — сказал как-то композитор. 
Контрастный и яркий эпизод программы — музыка Джона Уильямса к кинофильму «Список Шиндлера» и легендарный «Интерстеллар». Основа творчества композитора-легенды Ханса Циммера — эксперимент. Когда саундтрек к фантастическому блокбастеру «Интерстеллар» был готов, Циммер все ещё не знал, о чем будет фильм. Органная версия удивит вас не менее, чем удивила Циммера фабула фильма Нолана.
Времена года и Интерстеллар — от барокко до блокбастера!

Программа:
Антонио Вивальди (1678–1741) Зима Концерт №4 фа минор из цикла «Времена года» RV 297, I часть
Камиль Сен-Санс (1835–1921) Ave Maria
Иоганн Пахельбель (1653–1706) Чакона ре мажор Р. 40
Георгий Свиридов (1915–1998) Романс из Сюиты «Метель»
Ханс Циммер (1957) Музыка из OST «Интерстеллар»
Астор Пьяццолла  (1921–1992) Либертанго
Ave Maria
Джон Уильямс (1932) Музыка из OST «Список Шиндлера»
Сергей Прокофьев (1891–1953) Танец рыцарей из балета «Ромео и Джульетта»
Йозеф Райнбергер (1839–1901) Сюита для органа, скрипки и виолончели op 149: Sarabande, Finale

Исполнители:
Лауреаты международных конкурсов 
Евгения Шереметьева, скрипка
Галина Чмерина, виолончель
Екатерина Трофимова, орган

Продолжительность концерта – 1 час 10 минут без антракта; концерт предназначен для всех категорий зрителей старше 6 лет.


29 сентября 2023, пятница, 19:30
Римско-католический храм Святого Станислава
Улица Союза Печатников 22
Цикл концертов «Органные истории Старого города»
Органный концерт «Лейпцигский кантор и Орфей из Сент-Клотильд»

Лейпцигский кантор и Орфей из Сент-Клотильд — в развернутой программе Елены Малевой пресеклись времена, страны и гении. Золотая россыпь барокко и мощный шквал романтизма: Бах и Вивальди, Букстехуде и Муффат, Мендельсон и Франк. 
Именно необозримое органное творчество Баха сделало его известным в кругу своих современников. Гений импровизации, король полифонии, блестящий виртуоз и глубокий философ, лейпцигский кантор оставался верен дружбе с органом в течение всей своей жизни. Бах и Вивальди. Две вершины эпохи барокко Германии и Италии. Два гения-небожителя, незаслуженно и надолго забытые. Бах вернулся к нам лишь в веке XIX, а Вивальди в XX! Более того, о некоторых его сочинениях было известно лишь благодаря транскрипциям Баха. Они никогда не виделись, но, можно сказать, находились в диалоге: лейпцигский кантор высоко ценил творчество неуемного аббата, создав целый ряд гениальных органных транскрипций его инструментальных концертов ради собственного удовольствия. Концерт для струнных ре минор – один из самых популярных в этой удивительной истории. Дитрих Букстехуде – великий композитор и органист, глава северонемецкой органной школы, крупнейший музыкальный авторитет своего времени, в течение 30 лет занимавший место органиста в знаменитой церкви Святой Марии в Любеке. Масштабность и драматизм опусов Букстехуде стали предвестниками органного стиля Баха. Предки Георга Муффата по отцовской линии были выходцами из Англии и Шотландии. Он учился в Париже у Люлли и в Риме у Паскуини. Служил органистом в Вене, Праге, Зальцбурге, Пассау. Его творчество – важный этап в создании музыкального языка позднего барокко, основанного на смешении итальянских и французских традиций. Музыкант усовершенствовал жанр органной токкаты, создал уникальные органные партиты. Самый известный его сборник для Короля инструментов Apparatus Musico Organisticus объединил 12 токкат, чакону и пассакалью. 
Центр органной вселенной Мендельсона — цикл из шести сонат. Создавая принципиально новый жанр романтической сонаты для Короля инструментов, композитор опирался на барочную традицию, создавая уникальные по форме и содержанию опусы. В сонатах нет строго регламентированного количества частей, они состоят из многообразных жанров, в числе которых прелюдия и фуга, фантазия, обработки хоралов.
Сезар Франк – органист по призванию, в сочинениях которого явственно прослеживается связь с Бахом. Наделенный редким исполнительским даром, глава французской романтической школы, бессменный органист базилики Сент-Клотильд, писал для любимого инструмента на протяжении всей жизни, оставив свыше ста тридцати пьес для органа. После двенадцатилетнего перерыва в органном творчестве, на последнем году жизни Франк создаёт Три хорала для органа, которые справедливо называют духовным завещанием композитора. Они не связаны с каноническими церковными песнопениями, и воплощены как романтические инструментальные поэмы. 
Лейпцигский кантор и Орфей из Сент-Клотильд — орган во всем великолепии своих неисчерпаемых возможностей.

Программа:
Иоганн Себастьян Бах (1685–1750) Прелюдия и фуга ля минор BWV 543
Ария из Сюиты No.3 ре мажор BWV 1068
Георг Муффат (1653–1704) Токката decima
Дитрих Букстехуде (1637–1707) Прелюдия соль минор BuxWV 148
Антонио Вивальди (1678–1741) – Иоганн Себастьян Бах Концерт ре минор BWV 596
Феликс Мендельсон Бартольди (1809–1847) Соната No.2 до минор op. 65
Сезар Франк (1822–1890) Хорал No.3 ля минор FWV 40

Исполнитель:
Елена Малева, орган

Продолжительность концерта – 1 час 10 минут без антракта; концерт предназначен для всех категорий зрителей старше 6 лет.
 

Источник: пресс-служба проекта