Главная » Культура » Труппа Бориса Эйфмана исполнит на сцене Большого театра  литературно-хореографическую тетралогию

Труппа Бориса Эйфмана исполнит на сцене Большого театра  литературно-хореографическую тетралогию

20.07.2023
Источник фото: https://www.eifmanballet.ru/ru/

Санкт-Петербургский государственный академический театр балета Бориса Эйфмана завершит 46-й сезон масштабными гастролями в Москве. Они пройдут с 25 по 30 июля на Исторической сцене Большого театра России. Зрители столицы увидят уникальную тетралогию «Иное пространство слова», включающую знаменитые спектакли по шедеврам русской классической литературы: «Чайка. Балетная история», «Евгений Онегин», «По ту сторону греха» и «Анна Каренина». Гастроли состоятся в рамках Открытого фестиваля искусств «Черешневый лес».

Московский сезон труппы начнется с показов пластической интерпретации пьесы А. П. Чехова (25 и 26 июля) – последней на данный момент премьеры Театра, выпущенной в 2022 году. Продолжит тетралогию 27 июля спектакль «Евгений Онегин». 28 июля пройдет единственное представление в столице балета «По ту сторону греха» (эта хореографическая трактовка «Братьев Карамазовых» Ф. М. Достоевского, как и постановка по роману в стихах 
А. С. Пушкина, не исполнялась в Москве с 2017 года). Завершит серию выступлений петербургского коллектива на главной сцене страны хореографический хит Бориса Эйфмана «Анна Каренина». Столичная аудитория сможет увидеть всемирно известный балет по роману Л. Н. Толстого 29 и 30 июля, причем в заключительный день гастролей спектакль будет показан дважды.

Обращение к большой литературе является знаковой особенностью творческого метода Бориса Эйфмана. Сам хореограф подчеркивает: ему интересен не механический пересказ сюжета книг, а опыт открытия в хрестоматийных текстах того, «что скрыто между строк и может быть осмыслено и выражено лишь с помощью языка танца». 
«Представленные в программе балеты по произведениям русской классики – это прорыв в иное пространство, в ту запредельную область, где воплощаются не слова, а идеи, не тексты, а бесконечности внутренних миров», – пишет о вошедших в тетралогию спектаклях авторитетный литературовед Татьяна Боборыкина.
Творческое партнерство Театра с «Черешневым лесом» насчитывает уже 11 лет. 
В 2012–2022 гг. в содружестве с фестивалем труппа познакомила Москву с такими балетами, как «Роден, ее вечный идол», «По ту сторону греха», «Реквием», «Up & Down», «Чайковский. PRO et CONTRA», «Русский Гамлет» (новая хореографическая версия), «Эффект Пигмалиона», «Страсти по Мольеру, или Маска Дон Жуана», «Чайка. Балетная история».

Генеральный партнер Театра – Банк ВТБ.

Информация о спектаклях:

«Чайка. Балетная история»

Эта хореографическая интерпретация великой пьесы А. П. Чехова на музыку 
С. В. Рахманинова и А. Ситковецкого могла бы называться «Тайны закулисья». Словосочетание, способное, на первый взгляд, послужить емкой аннотацией постановки, в действительности отражает лишь поверхностный смысловой пласт премьеры.
«Чайка. Балетная история» погружает зрителей в неповторимый, наэлектризованный страстями мир по другую сторону кулис – манящий и поражающий контрастами. В нем любовные интриги переплетены с муками творчества, личные драмы – с загадками рождения работ художников. «Открывая неизвестное» в каноническом чеховском тексте, Борис Эйфман исследует, как из бесконечно многообразного жизненного потока, объединяющего возвышенное и низменное, вечное и сиюминутное, появляются произведения искусства.
Спектакль увидел свет в год 45-летия труппы Эйфмана и стал для него одновременно убедительным итогом длительной художественной эволюции, эффектно синтезирующим накопленный созидательный опыт, и свидетельством начала нового этапа в творческой судьбе хореографа.
«Действие в нашем спектакле перенесено из усадьбы в репетиционный зал, где экспериментатор Треплев, одержимый поиском новых танцевальных форм, противостоит успешному хореографу Тригорину, ставящему свою версию «Лебединого озера», а юная артистка Заречная соперничает с властной примой Аркадиной. Применяя инструментарий языка балета, мы размышляем о мятежной попытке взлета души и разрушительном гнете повседневности, многоликости любви и обреченности человека на одиночество, наконец, – о самой сути театра», – говорит Борис Эйфман.
Мировая премьера спектакля прошла 22 февраля 2022 года в Санкт-Петербурге.

«Евгений Онегин»

Премьера балета «Евгений Онегин», поставленного на музыку П. И. Чайковского и 
А. Ситковецкого, прошла в 2009 году. В своем спектакле Эйфман соединил классику и современность. Герои пушкинского «Евгения Онегина» превращены в знаковых персонажей нашего времени, живущих на сломе веков. В 2010 году постановка получила премию «Золотой Софит» как лучший балетный спектакль. Ведущий солист Театра Олег Габышев, исполнитель партии Онегина, был награжден «Софитом» за лучшую мужскую роль в балете. 
Спектаклю рукоплескали зрители США, Великобритании, Германии, Австрии, Испании, Италии, Голландии, Швейцарии, Польши, Израиля и других стран.

«По ту сторону греха»

Балет «По ту сторону греха» на музыку С. В. Рахманинова, Р. Вагнера, 
М. П. Мусоргского, (премьера датирована 2013 годом) – новое пластическое прочтение хореографом романа Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы». Кардинально переработав свой собственный спектакль «Карамазовы» 1995 года, также сочиненный по бессмертному произведению русской литературы и снискавший всемирное признание, Борис Эйфман создал эмоционально и интеллектуально насыщенную балетную психодраму.
«Балет «По ту сторону греха» – попытка исследования истоков нравственной катастрофы Карамазовых, обращение к глубинной сущности «широкой» человеческой натуры, к тайнам жизни людских сердец, где «дьявол с Богом борется», – отмечает Борис Эйфман.

«Анна Каренина»

Поставленный в 2005 году на музыку П. И. Чайковского, балет «Анна Каренина» является одним из наиболее востребованных названий в репертуаре Театра. На протяжении уже 18 лет спектакль с неизменным успехом демонстрируется на лучших сценах России, США, Австралии, Великобритании, Германии, Нидерландов, Испании, Франции, Китая и многих других стран. В своей работе Борис Эйфман сосредотачивается на любовном треугольнике «Анна – Вронский – Каренин» и создает блестящий образец сценического психоанализа, являя трагическую хронику страшного внутреннего перерождения женщины, одержимой «основным инстинктом». Спектакль отмечен престижными театральными премиями.
«В романе «Анна Каренина» есть не только погружение в психологический мир героини, но и настоящее психоэротическое осмысление ее личности. Для меня Анна была оборотнем, потому что в ней жило два человека: внешне – светская дама, которая была известна Каренину, сыну, окружающим. Другая – женщина, погруженная в мир страстей», – говорит хореограф.

 

Источник: Театр балета Бориса Эйфмана