Главная » Культура » С успехом прошел второй концерт фестиваля современной музыки «Петербургские дожди»

С успехом прошел второй концерт фестиваля современной музыки «Петербургские дожди»

06.10.2023
Источник фото: Фото: Вера Безрукова

Второй концерт фестиваля современной музыки «Петербургские дожди» состоялся 3 октября — на следующий день после его открытия. Вечер хоровой музыки «Запечатленный ангел» прошёл в помещении эстонской церкви Святого Иоанна Яани Кирик — пожалуй, одного из лучших концертных залов Петербурга для исполнения сочинений этого направления.
Программу составили произведения петербургских композиторов разных поколений — как признанных классиков-мастеров, так и плеяды их выдающихся учеников — Василия Соловьёва-Седого, Валерия Гаврилина, Сергея Слонимского, Юрия Фалика, Андрея Петрова, Сергея Поддубного, Александра Попова, Сергея Екимова, Григория Корчмара, Александра Радвиловича, Игоря Воробьева, Виктора Плешака, Сергея Плешака, Якова Дубравина.
Исполнителями партитур стали два студенческих коллектива: Хор студентов Санкт-Петербургской консерватории (художественный руководитель и дирижёр — Сергей Екимов) и Концертный хор Санкт-Петербургского института культуры (художественные руководители и дирижёры — Сергей Екимов и Лариса Яруцкая). Помимо руководителей этих коллективов, в качестве хормейстеров выступили лауреаты международных конкурсов: Анастасия Белоненко, Сабина Копытина и Ксения Красикова. 
Ведущим концерта стал композитор и дирижёр Сергей Екимов. Он оживил вечер рассказами о композиторах, поделился любопытными фактами об исполненных сочинениях. Сергей Слонимский написал хор «Несказанная радость» по его просьбе и справился всего за два часа. Александр Попов, напротив, трудился над хоровой секвенцией Sator несколько десятилетий и долго держал партитуру в столе. «Дементьев-триптих» Екимов создал в период пандемии: освободившееся время позволило композитору с интересом погрузиться в творчество московского поэта.
Хоровые произведения, прозвучавшие в одном концерте, оказались различны по жанру. В первом отделении смешанным хором консерватории были представлены четыре масштабных акапельных композиции, нередко сложных по музыкальному языку и требующих особого внимания со стороны слушателя. 
Здесь не обошлось без премьер. Впервые была исполнена секвенция для хора Sator Александра Попова. Изысканная работа композитора с сегментами латинского палиндрома поражает воображение. Удивляет и богатство тембровых оттенков, найденное композитором: от таинственного пуантилистического звучания, где мужские голоса вкраплениями внедряются в ритмичное скандирование шёпотом у женских, до исступлённых диссонантных созвучий всего хора. Стилистический размах простирается от средневековой монодии до романтических гармоний и расширенных авангардистских техник. Кажется закономерным, что создание такого полотна потребовало от композитора многих лет работы.
В первом отделении концерта состоялась и петербургская премьера «Дементьев-триптиха» Сергея Екимова. Три части произведения погружают в сферу любовной лирики — искренним и трогательным высказыванием. Томные романсовые ходы в первой части («Я по тебе схожу с ума») сменяются взволнованными аккордами вполголоса во второй («Загадочная птица»). В финале («Спасибо за то, что ты есть») мелодичная чувственность доносилась до публики не только через голоса, но и через плавные движения хористов. А наслоения высоких голосов в конце сочинения причудливым образом напомнили краску органа. «Два хора» Сергея Поддубного на стихи Пушкина — тоже лирическая страница вечера, но уже пейзажная: картина угасающего лета сменяется светлым морским образом.
«Молитва о России» Юрия Фалика на стихи Солженицына — последнее и глубоко философское сочинение композитора, в котором хористы продемонстрировали обширную динамическую и эмоциональную градацию. Это произведение, вместе с хором «Рано утром предстану пред тобой» Игоря Воробьёва в начале второго отделения, создало смысловую арку между первой и второй частями концерта. Скорбная молитвенность открыла оба его отделения.
Второе отделение при схожем начале, однако, позволило слушателям немного расслабиться и насладиться хоровыми миниатюрами — песнями а капелла и с фортепианным сопровождением. Они были представлены уже исключительно женскими голосами хора института искусств.
Два хора Григория Корчмара на стихи Игоря Северянина — тонкий оммаж музыке Грига и Россини. Светлая, в несколько народном духе хоровая песня «Несказанная радость» Сергея Слонимского по музыкальным решениям контрастна тексту Ахматовой: «Только ты, соловей безголосый, эту муку сумеешь понять». Однако это не вызывает конфликта. Внимание концентрируется на высоких женских голосах, на тонком голосоведении, почти клоратурном тембре солистки (Эмилия Шушкевич). А сочинение «Лесная музыка» Александра Радвиловича — ученика Слонимского — стало поистине уникальным номером в программе. Детальная звукопись, свойственная композитору во всём его творчестве, позволила изобразить картину летней природы с пением кукушки, стрекотанием, шуршанием листвы, свистом ветра.
Отдельную группу сочинений составили композиции для хора и фортепиано — его партию исполнил Константин Зелигер. Здесь — и высокая простота в песнях Виктора и Сергея Плешака, и жизнеутверждающий колорит в сочинении Якова Дубравина, и хоровая обработка Сергеем Екимовым романса «Город спит» Валерия Гаврилина.
Каждое из отделений концерта завершилось исполнением хоровых обработок песен, которые известны каждому: «Подмосковные вечера» Василия Соловьёва-Седого и «Я шагаю по Москве» Андрея Петрова. Безусловно, знаменитые мелодии снискали самую тёплую реакцию публики.
Хоровая музыка на концерте «Запечатленный ангел» оказалась интересна и понятна широкому кругу слушателей — наверное, даже людям, не искушённым современным искусством. Тому подтверждение — щедрые аплодисменты, хлопки вместе с артистами во время звучания популярных песен и многочисленные bravi.
Ответственность за предоставленную информацию, фотоматериалы и иллюстрации возлагает на пресс-службе

Источник: Диана Аксиненко