17 сентября 2023, воскресенье, 16 часов
9-я Красноармейская 10-А.
Станции метро: Балтийская, Технологический институт
Органный концерт «Из года в год: от Баха до Пярта»
Знаете ли вы, что в сердце старого Петербурга находится действующий католический монастырь францисканцев с уютнейшей церковью и очаровательным внутренним двориком-патио? Неповторимая энергетика этого места просто создана для органных концертов, на которые мы вас приглашаем.
Из года в год: от Баха до Пярта — за органом харизматичная Эльнора Гросс. Жемчужины барокко и самобытный музыкальный язык наших дней.
Иоганн Себастьян Бах – вершина немецкого барокко, гений, совместивший в своем творчестве традиции и достижения европейского музыкального искусства и охвативший все существовавшие жанры, кроме оперы. Прелюдия и фуга до минор относится к лейпцигскому периоду творчества. В ней сконцентрированы основные черты творчества гения – масштабность и насыщенность фактуры, многогранность музыкальных образов, импровизационность. Фантазия и фуга соль минор создана Бахом в 1721 году для участия в конкурсе на место органиста в церкви Святого Якоба в Гамбурге. Для этого надо было сочинить фугу, и значимый в мире музыки авторитет Иоганн Маттезон в качестве темы предложил мелодию фламандской студенческой песни. Бах создал грандиозный опус, в котором продемонстрировал не только искусство композиции, но виртуозное исполнительское мастерство. Фугу впоследствии объединили в двухчастный цикл с трагической фантазией соль минор.
В органном репертуаре Пассакалия Баха занимает прочное и почетное место. Ранний шедевр гения объединяют двадцать вариаций, басовая линия разделяется на две отдельные темы, и сопровождается третьей, которая становится предтечей монументальной фуги.
Друг семьи Бахов, самый яркий и значимый представитель южно-немецкой органной Иоганн Пахельбель обучал старших братьев Иоганна Себастьяна. Он сочинил великое множество светских и церковных опусов, а его вклад в развитие жанров фуги и хоральной прелюдии делает его одним из крупнейших композиторов эпохи среднего барокко. Он был популярен в свое время так, как рок-звезды конца ХХ века. Гексахорд Аполлона — одно из самых известных и самых загадочных сочинений Иоганна Пахельбеля, представляющий шесть арий, к каждой из которых добавлены свои вариации.
Арво Пярт — гениальный эстонский композитор, почитаемый во всем мире. На протяжении долгой творческой жизни, мастер экспериментирует в самых различных техниках и стилях, включая изоритмию, минимализм, серийность, неоклассицизм, коллаж и сонорику. Собственный стиль композитор определяет как tintinnabuli (колокольчики), подразумевая звучание небольших церковных колоколов с характерными призвуками. Сочинение Annum per annum, что в переводе значит «Из года в год», написано Арво Пяртом к 900-летию кафедрального собора в Шпaйере.
Из года в год: от Баха до Пярта. С органом через столетия.
Программа:
Иоганн Себастьян Бах (1685–1750) Фантазия и фуга соль минор BWV 542
Иоганн Пахельбель (1653–1706) Aria Sebaldina с 8-ю вариациями из Гексахорда Аполлона
Арво Пярт (1935*) Annum per annum
Иоганн Себастьян Бах Прелюдия и фуга соль мажор BWV 541
Иоганн Пахельбель Токката ми минор
Арво Пярт Mein weg
Иоганн Себастьян Бах Пассакалья до минор BWV 582
Исполнитель:
Эльнора Гросс, орган
Продолжительность концерта – 1 час 10 минут без антракта; концерт предназначен для всех категорий зрителей старше 6 лет.
24 сентября 2023, воскресенье, 16 часов
Храм католического Францисканского монастыря Святого Антония Чудотворца
9-я Красноармейская 10-А.
Станции метро: Балтийская, Технологический институт
Цикл концертов «Органные воскресенья в монастыре францисканцев»
Органный концерт «Большой органный диалог: от Баха до Таривердиева»
Знаете ли вы, что в сердце старого Петербурга находится действующий католический монастырь францисканцев с уютнейшей церковью и очаровательным внутренним двориком-патио? Неповторимая энергетика этого места просто создана для органных концертов, на которые мы вас приглашаем.
Большой органный диалог: от Баха до Таривердиева — масштабный концерт Елизаветы Толмасовой. Диалог Короля инструментов и музыканта, органиста и публики, и, конечно же — диалог эпох. Иоганн Себастьян Бах, чье мышление воистину космично, объял необъятное и соединил несоединимое в безбрежном звуковом океане. Протестантский хорал и итальянский концерт, французские и английские танцевальные сюиты, литургическая монодия и многое другое. Неизменным спутником Иоганна Себастьяна на протяжении всей жизни был орган, для которого он писал много и с удовольствием. От хоральных обработок до грандиозных циклов, подобных звучащим фрескам. Многие сочинения лейпцигского кантора столь популярны, что порой мы даже не задумываемся об авторстве. Так, знаменитая фа минорная прелюдия ассоциируется прежде всего с культовым фильмом Тарковского «Солярис», где она звучит в обработке Эдуарда Артемьева.
Продолжение немецкой органной истории ведет нас в эпоху романтизма. Органные сонаты Августа Готтфрида Риттера, немецкого композитора, органиста-виртуоза, музыковеда и эксперта в органостроении, – лучшие страницы романтического органного репертуара. В них объединены богатейшие немецкие традиции, изучением которых он целенаправленно занимался при составлении своего глобального труда по истории органной музыки. Это настоящие шедевры подлинно симфонического масштаба.
Французскую страницу концерта перевернет Луи Маршан. Музыкант служил органистом соборов различных городов Франции, играл на органе в королевской капелле Версаля. По свидетельству современников, виртуозная игра Маршана отличалась смелостью исполнительского замысла и высочайшим искусством импровизации. Вошел в историю своей несостоявшейся музыкальной дуэлью с Бахом.
Известно ли вам, что королем саундтреков Микаэлом Таривердиевым написано множество сочинений для органа, а крупнейший международный органный конкурс носит его имя? Внимательно вслушиваясь в органные шедевры Микаэла Таривердиева, мы ощутим определенную связь с полифоническим баховским мышлением. Премьера Первого концерта для органа «Кассандра» состоялась в 1985 в Западном Берлине.
Большой органный диалог: от Баха до Таривердиева — вековая органная летопись за один вечер!
Программа:
Луи Маршан (1669–1732) Большой диалог (III Livre)
Иоганн Себастьян Бах (1685–1750) Концерт соль мажор для органа BWV 592 (транскрипция скрипичного концерта герцога Иоганна Эрнста IV Саксен-Веймарского): Allegro – Grave – Presto
Хоральная прелюдия Ich ruf' zu dir, Herr Jesu Christ BWV 63
Прелюдия и фуга до минор BWV 54
Микаэл Таривердиев (1931–1996) Органный концерт No. 1 Кассандра op. 91 (I. Intrada – II. Aria
Август Готфрид Риттер (1811–1885) Соната для органа No.3 ля минор оp. 23
Исполнитель:
Лауреат международных конкурсов
Елизавета Толмасова, орган
Продолжительность концерта – 1 час 10 минут без антракта; концерт предназначен для всех категорий зрителей старше 6 лет.