1 марта 2023 года в разделе постоянной экспозиции «Русская православная церковь в синодальный период» Государственного музея истории религии состоится демонтаж картины Т. А. Неффа «Святое семейство». Полотно, написанное художником в 1869 г., отправляется на реставрацию.
За восемь лет существования новой экспозиции «История русского православия» посетители Музея привыкли, что ярким акцентом, который притягивает взгляд в завершении анфилады залов, является холст Тимофея Андреевича Неффа «Святое семейство». 1 марта на его месте появится новая картина «Воскресение Христа» начала XX в. Картина написана неизвестным художником.
Биографическая справка: Т.А. Нефф (Карл Тимолеон фон Нефф, 1805 – 1877) – живописец, работавший в жанре исторической живописи и портрета, представитель академического направления в живописи, академик Императорской Академии художеств.
Вторая половина XIX века – время настоящего расцвета русского искусства, взаимодействия и противостояние различных течений и направлений. Наряду с движением передвижников активно работать продолжали и академисты. В рамках религиозной живописи академические традиции перерабатывались в духе средневекового искусства с его возвышенностью образов, эмоциональной сдержанностью и лаконизмом средств художественной выразительности. В 1856 г. По инициативе князя Г. Г. Гагарина в Академии художеств был открыт класс православного иконописания, который должен был «утвердить в иконописи историческую верность и надлежащее изящество». Возглавил этот класс Т.А. Нефф. Хотя просуществовал он недолго, он привлек внимание художников к проблемам церковной живописи.
Попытки возродить высокую духовность и величественность образов православного искусства, стремление выразить национальную самобытность привели к поискам «большого национального стиля». Значительный вклад в его формирование внесли замечательные художники В. М. Васнецов и М. В. Нестеров. Они использовали приемы и мотивы древней иконописи, стремились к возрождению забытого искусства Андрея Рублева и Дионисия.
Несмотря на то, что коллекция русского искусства одна из самых масштабных в Музее и насчитывает более 20 000 единиц хранения, для хранителей стало настоящей творческой задачей подобрать на место холста Неффа новое полотно. Картина «Воскресение Христа» не только повторяет полукруглое завершение «Святого семейства», но и идеально вписывается в экспозиционное пространство. Композиционно она повторяет образ, написанный М. В. Нестеровым для Владимирского собора в Киеве в 1890-е годах. При этом лик Христа отличается от представленного на работе Нестерова. Автора данного полотна установить пока, к сожалению, не удалось, но оно написано в духе того «большого национального стиля», поиски которого вели Васнецов и Нестеров.