5 и 7 сентября 2023 года, Большой зал Филармонии им. Д.Д.Шостаковича
«Все фортепианные концерты Рахманинова»
в исполнении Ильи Папояна и
Санкт-Петербургского государственного академического симфонического оркестра под управлением
Александра Титова
Исполнение всех концертов С.В. Рахманинова в преддверии юбилейных дат гениального композитора давно уже стало традицией Филармонического общества Санкт-Петербурга.
В этих концертах в разные годы принимали участие выдающиеся оркестры нашего города и многие петербургские пианисты.
В нынешнем 2023 году, когда музыкальная общественность нашей страны широко отмечает 150-летие со дня рождения Рахманинова, Филармоническое общество проводит, без преувеличения, уникальную акцию.
Не просто повторяет исполнение рахманиновских концертов разными пианистами, а предлагает вариант, который, по крайней мере, в Санкт-Петербурге никогда и никем прежде не осуществлялся.
Впервые все четыре концерта и «Рапсодия на тему Паганини» прозвучат в исполнении одного солиста, а именно -- молодого петербургского пианиста Ильи Папояна, завоевавшего признательность просвещенной публики, подтвержденную членами жюри многих музыкальных состязаний, но главное – жюри двух престижнейших московских конкуров -- прошлогоднего I конкурса имени С.В. Рахманинова, и только что завершившегося XVII конкурса имени П.И. Чайковского, на каждом из которых молодой артист получил третью премию и бронзовую медаль.
Подчеркнем, что в основе замысла Филармонического общества лежит не достижение некой спортивной цели или желание удивить публику, а тот факт, что в репертуаре молодого 22-летнего пианиста оказались все рахманиновские концерты.
Идею поддержал и Александр Титов - художественный руководитель и главный дирижер Санкт-Петербургского государственного академического симфонического оркестра, с готовностью согласившийся принять участие в этом удивительном событии, вполне достойном Книги рекордов Гиннеса. К тому же интерпретация молодого пианиста непревзойденных творений мирового фортепианного искусства, обещает стать интереснейшим творческим событием, способным выявить новые неожиданные смыслы в хорошо знакомых сочинениях.
Как известно, жанр фортепианного концерта был достаточно плодотворно освоен Гайдном, Моцартом, Бетховеном, Брамсом, Шуманом, Шопеном, Листом, Григом, Сен-Сансом, Чайковским и другими авторами. Но ни у кого из них этот жанр не был определяющим в творчестве. У Рахманинова же он стал одним из важнейших, вобравшим в себя весь образный мир творческих поисков композитора.
Первый концерт (фа-диез минор) был написан в 1891 году, на окончание консерватории. Отмеченный ярким мелодизмом и искренней, взволнованной лирикой, он был очень тепло принят и публикой и музыкальной критикой. В 1917 году, уже после создания Второго и Третьего концертов, Рахманинов фундаментально переделал свое первое серьезное сочинение. Новая редакция концерт была впервые исполнена автором 29 января 1919 года в Нью-Йорке.
Второй концерт (до минор), созданный в 1901 году, ознаменовал собой выход из длительного кризиса, вызванного провалом Первой симфонии, и открыл зрелый период творчества композитора. В знак благодарности, Рахманинов посвятил его врачу-психотерапевту и гипнотизеру Владимиру Далю, сумевшему убедить Рахманинова в непременном успехе этого сочинения.
И действительно, Второй концерт, благодаря своему удивительному мелодизму и отточенной форме, стал едва ли не главной визитной карточкой композитора, наряду с Первым концертом Чайковского входящим в самый востребованный репертуарный список концертирующих пианистов.
Третий концерт (ре минор), написанный в 1909 году – бесспорный пик всего творчества Рахманинова. Его значение стало понятным много позже, когда выдающиеся пианисты и дирижеры предложили различные интерпретации этого объемного и пианистически очень сложного сочинения. Среди всех записей концерта можно выделить записи Владимира Горовица, игравшего этот концерт, по словам Рахманинова, «лучше его самого».
Четвертый концерт (соль минор) был написан уже в эмиграции, в 1926 году. Посвященный сокурснику по консерватории Николаю Метнеру, он писался в течение нескольких лет, подведя многие итоги творческих поисков Рахманинова. Один из самых сложных для восприятия, этот концерт, прихотливый по форме и изысканно многослойный по своему эмоциональному ряду, он с каждым новым историческим периодом приобретает все новых и новых поклонников.
Рапсодия на темы Паганини (ля минор), созданная в 1934 году, по праву считается Пятым концертом композитора. От концерта ее отличает только то, что она написана в жанре вариаций. Однако, свойственные рахманиновским Вариациям монументальность, концертность и виртуозность, а также яркость мелодического материала делают их сочинением, чрезвычайно востребованным современными слушателями.
Илья Папоян
Родился в Санкт-Петербурге в 2001 году. Окончил Среднюю специальную музыкальную школу Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н.А .Римского-Корсакова (класс О. Курнавиной, затем класс А. Сандлера). В настоящее время студент 4-го курса Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова (класс А. Сандлера).
В 9 лет стал лауреатом Международного юношеского конкурса им. Фредерика Шопена (Санкт-Петербург). В 13 дал свой первый сольный концерт на сцене Государственной академической капеллы Санкт-Петербурга.
Лауреат Международного Шопеновского конкурса юных пианистов (Нарва, 2016; I премия и приз Европейского союза музыкальных конкурсов для юношества), Международного юношеского конкурса им. П.И. Чайковского (Астана, 2017; II премия и специальный приз за лучшее исполнение произведения И.С. Баха), Международного конкурса юных пианистов Astana Piano Passion (Астана, 2017; III премия), Всероссийского музыкального конкурса (Москва, 2018; III премия), Общероссийского конкурса «Молодые дарования России» (Москва, 2019; II премия), Всероссийского межвузовского конкурса «Фортепиано сегодня» при Санкт-Петербургской государственной консерватории (2020; I премия), V международного конкурса «City of Vigo – Galicia» (Испания, 2021; I премия и приз зрительских симпатий). В 2022 году получил III премию на Конкурсе имени Рахманинова в Москве, а в нынешнем, 2023 году – III премию и бронзовую медаль на XVII московском конкурсе имени Чайковского.
Лауреат Президентского Гранта, член молодежной секции Ассоциации лауреатов Международного конкурса им. П.И. Чайковского, солист Санкт-Петербургского Дома музыки.
Выступает на ведущих сценах Москвы и Санкт-Петербурга, в других городах России и за рубежом. Участвовал в фестивале «Лики современного пианизма» (2016, 2017), Международном молодежном фестивале им. П.И. Чайковского (2018, 2019), Международном фестивале им. С.В. Рахманинова «Белая сирень» (2018), Международном фестивале «Музыкальная весна» (2020) ХХ Международном фестивале «Международная неделя консерваторий» (2020), XI Международном фестивале «Серебряная лира» (2020) и других фестивалях в России и за рубежом.
Выступал с государственным академическим симфоническим оркестром России им. Е.Ф. Светланова, Заслуженным коллективом России академическим симфоническим оркестром Санкт-Петербургской филармонии, Государственным симфоническим оркестром республики Татарстан, Санкт-Петербургским государственным академическим симфоническим оркестром и симфоническим оркестром «Классика», симфоническим оркестром «Северная симфония», государственным симфоническим оркестром «Новая Россия», симфоническим оркестром государственной академической Капеллы Санкт-Петербурга.
Программа концерта на сайте Петербургской филармонии по ссылке: https://www.philharmonia.spb.ru/afisha/
На фотографиях: президент ФО, Засл.деятель искусств России Борис Леонидович Березовский; пианист, лауреат конкурса им. П.И. Чайковского Илья Папоян
Ответственность за предоставленную текстовую, фото и иллюстрационную информацию на пресс-службе.
Текстовый и фотоматериал данной новости предоставлен пресс-службой Филармонического общества Санкт-Петербурга.