Главная » Культура » Филармоническое общество Санкт-Петербурга представляет: "Сокровенная музыка" Петра Лаула

Филармоническое общество Санкт-Петербурга представляет: "Сокровенная музыка" Петра Лаула

26.02.2024
Источник фото: Пресс-служба Филармонического общества Санкт-Петербурга

Малый зал Филармонии. 26 февраля, 31 марта, 13 июня 2024 года

Исполняет и комментирует Петр ЛАУЛ
 

«Сокровенная музыка» - цикл из трех фортепианных вечеров, представляемый известным петербургским пианистом Петром Лаулом, который состоит из сочинений Брамса, Шуберта и Бетховена,  созданных романтическими композиторами в последние годы жизни,  являющихся, по сути, их творческим завещанием.
В программе первого вечера, целиком посвященной творчеству Брамса, слушатели услышат 20 фортепианных пьес, 14 из которых носят название «интермеццо». Все эти миниатюрные шедевры были написаны композитором уже в 60-летнем возрасте. Некоторые из них Брамс назвал «колыбелью моей скорби».
Только позавидовать можно тем, кто услышит эти прекрасные пьесы впервые. В них заложена бездна человеческих чувств и эмоций: нежность и надежда, отчаяние и горечь, гнев и тоска, воспоминания о прошлом и вера в светлое будущее.  Невозможно сказать, какие эмоции будут главенствовать в предстоящем концерте -  все полностью будет зависеть от интерпретации исполнителя.
Во второй программе, посвященной фортепианным пьесам Шуберта, прозвучат 8 экспромтов, 6 музыкальных моментов и 3 поздние пьесы. Несмотря на то, что почти все они были написаны в последний год жизни композитора, трудно отнести их к «позднему творчеству» человека, ушедшего из жизни в 31 год. Вероятно, Шуберт, сознавая скоротечность своей жизни,  каким-то непостижимым образом сумел соединить наивность и юношескую энергию со взглядом «с той стороны». А глубокая искренность и человечность его музыки вкупе с полным отсутствием назидательности делают эти пьесы по-настоящему пронзительными –  и царапающими душу, и лечащими ее.
В программе третьего вечера – три последние сонаты Бетховена: 30-я, 31-я, и 32-я. Содержание этих сонат, формально относящихся к камерному жанру, было поднято композитором на такую высоту, на которую он в прежних фортепианных опусах даже не претендовал. Каждая из этих сонат представляет собой законченную философскую концепцию из музыкальных размышлений о жизни и смерти, а последняя - 32-я - является не только явным предсказанием грядущего музыкального романтизма, но и невероятной попыткой заглянуть за пределы человеческого бытия.
Все эти сочинения занимают особое место в музыкальном искусстве, представляя собой так называемую «чистую музыку», яснее и точнее всяких слов выражающую такие основополагающие понятия, как жизнь и смерть, любовь и бессмертие, счастье и горе, красота и мечта. Она же, эта музыка, заставляет задуматься  и дает  нам толчок попробовать подняться над повседневностью.

 

Источник: Пресс-служба Филармонического общества Санкт-Петербурга