Главная » Культура » Фестиваль «Наследие» продолжается

Фестиваль «Наследие» продолжается

08.06.2023

9 июня в 20:00 в Эрмитажном театре состоится очередной концерт фестиваля «Наследие». В программе: «Ранний русский театр» (кон. XVII – п.пол. XVIII в.): И.Г. Грегори, «Артаксерксово действо» (на рождение царевича Петра Алексеевича, фрагменты). Канты о Петре и его эпохе. Арайя, Пиччинни, Вивальди (фрагменты опер, мотет). Г. Банщиков, «Любовник Мельпомены» (фрагменты оперы).

С 17 мая по 12 июня в Санкт-Петербурге проходит фестиваль «Наследие», посвященный русской культуре «кануна петровских реформ» и петровской эпохи. Фестиваль представляет малоизвестные и редко исполняемые музыкальные сочинения конца XVII – первой половины XVIII, многие из которых звучат впервые спустя столетия.

Концерт 9 июня посвящен русскому театру конца XVII – первой половины XVIII века. Фрагмент из «Артаксерксова действа» И.Г. Грегори – первого русского театрального сочинения – посвящен дню рождения царевича Петра Алексеевича, будущего императора всероссийского (30 мая [9 июня] 1672 г.).

Пьеса была заказана матерью Петра царицей Натальей Кирилловной Нарышкиной.

Прославлялась в пьесе юная красавица Эсфирь, покорившая сердце властителя Мидии и Персии Артаксеркса и спасшая от гибели свой еврейский народ. В действительности это произведение адресовано молодой и прекрасной царице, которая, подобно библейской Эсфири, была очень дорога бывшему уже в зрелом возрасте царю Алексею Михайловичу и родила ему сына – будущего великого преобразователя России.

Для спектакля, впервые на Руси, были куплены два европейских инструмента – органы, длилось это представление 10 часов. Все роли в «Артаксерксовом действе» играли «отроки», то есть малолетние ученики и певчие Славяно-Греко-Латинской академии – первого в нашей стране «регулярного», т.е. устроенного по европейским канонам учебного заведения. Они же пели псалмы и духовные песни. Несколько фрагментов этой удивительной пьесы в речевой стилистике конца XVII в., с пением духовных песен и псалмов, звучанием труб и органа позволят погрузиться в атмосферу самого первого русского театрального представления.

Завершают программу фрагменты из музыкальных спектаклей эпохи императрицы Елизаветы Петровны – опер Франческо Арайи, Никколо Пиччинни, которые исполнялись и в последующие эпохи с участием хора и рогового оркестра. Эти постановки фактически положили начало российскому оперному театру. К этой традиции примыкает мотет Антонио Вивальди, в исполнении которого также участвовал роговой оркестр.

Опера «Сила любви и ненависти» Франческо Арайя, из которой мы исполним арию Нирэны и Финал, была одной из самой популярных при русском дворе. Арайя был одним из самых первых и самых известных итальянских композиторов, работавших в России в XVIII веке. Он был учителем Д.С. Бортнянского и М.С. Березовского, написал оперу на слова А.П. Сумарокова («Цефал и Прокрис», которая была возрождена А. Решетиным в Эрмитажном театре в рамках фестиваля Early Music в 2016 г.).

Ария Нирэны исполнялась Чечилией Бартоли в 2014 году во время ее «русского турне». Финал оперы «Сила любви и ненависти», мотет Антонио Вивальди “Lactatus sum” и финал оперы «Дидона» Никколо Пиччинни прозвучат в необычной традиции, существовавшей только в XVIII веке – ансамблевые или хоровые финалы опер исполнялись или дублировались звучанием рогового оркестра.

Ответственность за предоставленную информацию, фотоматериалы на пресс-службе проекта

Источник: Пресс-служба проекта