Главная » Культура » Двухсотлетие мировой премьеры Торжественной мессы Бетховена, состоявшейся в Петербурге, отметит Петербургская филармония

Двухсотлетие мировой премьеры Торжественной мессы Бетховена, состоявшейся в Петербурге, отметит Петербургская филармония

28.02.2024
Источник фото: Стас Левшин

2 марта в Большом зале Петербургской филармонии прозвучит Торжественная месса Людвига ван Бетховена. 

Исполнение будет приурочено к двухсотлетию мировой премьеры: впервые в своей истории великий шедевр прозвучал в Петербурге 26 марта 1824 года. Более того – исполнение, состоявшееся по инициативе князя Николая Голицына в зале купца Кусовникова (ныне – Малый зал филармонии), стало не только первым, но и единственным, осуществленным при жизни композитора. Вена услышала Мессу, которую сам Бетховен ставил едва ли не выше своей Девятой симфонии, лишь спустя месяц, да и то – не полностью.

Торжественная месса Людвига ван Бетховена – одного из крупнейших композиторов в истории мировой музыки – прозвучит в Большом зале филармонии в исполнении Камерного оркестра Заслуженного коллектива России и Хора Санкт-Петербургской консерватории под управлением известного немецкого дирижера Лео Кремера. Сольные партии исполнят солисты Мариинского театра Жанна Домбровская, Дарья Рябоконь, Александр Тимченко и специализирующийся в области старинной музыки, лауреат многочисленных международных конкурсов, бас Илья Мазуров.
«Всё сочинение являет собой сокровищницу красот, и можно сказать, что Ваш гений опередил века и что, быть может, пока нет настолько просвещенных слушателей, которые смогли бы сполна насладиться красотой Вашей музыки, однако потомки воздадут Вам почести и благословят Вашу память в гораздо большей мере, чем это в состоянии сделать Ваши современники», – писал князь Николай Голицын Людвигу ван Бетховену после мировой премьеры Торжественной мессы.
Торжественная месса прозвучит в Большом зале филармонии в рамках абонемента «Филармония от “Сотворения мира”», объединяющего великие сочинения, чьи премьеры стали вехами в филармонической истории Петербурга. В предстоящих концертах исторического абонемента прозвучат, в частности, Пятая симфония Шостаковича, мировую премьеру которой в Большом зале Ленинградской филармонии осуществил Заслуженный коллектив Республики (ныне – Заслуженный коллектив России) под управлением Евгения Мравинского, Второй фортепианный концерт Рахманинова, прозвучавший в Зале Дворянского собрания (ныне – Большой зал Петербургской филармонии) в исполнении автора, симфоническая поэма «Пеллеас и Мелизанда» Арнольда Шенберга, исполненная в этом зале под управлением композитора.
Формально Петроградская филармония была образована в 1921 году, но все перечисленные концерты по праву считаются частью ее большой истории, которая неотделима и от истории образованного в 1882 году Придворного оркестра (ныне – Заслуженный коллектив России), и от истории построенного в 1839 году зала Дворянского собрания, в котором в том числе проходили концерты – ныне это здание – Большой зал Петербургской филармонии. И, безусловно, филармония является преемницей Санкт-Петербургского филармонического общества.
Оно возникло в 1802 году, когда в Петербурге впервые было организовано исполнение оратории Гайдна «Сотворение мира»: это сочинение открыло программу исторического абонемента Петербургской филармонии в этом концертном сезоне. 
Лео Кремер – органист и дирижер, профессор Высшей школы музыки в Саарбрюккене и Высшей школы музыки и исполнительских искусств в Мангейме. В качестве дирижера выступает в Германии, Италии, Японии, Корее, Мексике, России. Регулярно выступает с Камерным оркестром Заслуженного коллектива России, представляя стили от раннего барокко до позднего романтизма и экспрессионизма. 

 

Ответственность за предоставленную информацию, фотоматериалы на пресс-службе
 

Источник: пресс-секретарь Санкт-Петербургской академической филармонии имени Д.Д. Шостаковича