Гуманитарные научные проекты — в образование - Информационный портал

Гуманитарные научные проекты — в образование

 
Фото: А. Л. Зиновьев

Фото: А. Л. Зиновьев

15 Июня 2021

Гуманитарные научные проекты — в образование

Кафедра истории, философии и культурологии была в структуре вуза с момента его основания с 1931 года, однако современное название она получила в 2008 году. Преподаватели кафедры занимаются научной и издательской деятельностью, развивают межвузовские и международные контакты. Некоторые итоги работы подразделения подвел заведующий кафедрой профессор, доктор исторических наук Сергей Александрович Козлов.

— Уважаемый Сергей Александрович, за последние годы преподаватели кафедры выполнили и продолжают выполнять научные проекты в рамках индивидуальных и коллективных грантов Российского фонда фундаментальных исследований (РФФИ), Шведского института и Центра славянских и евразийских исследований Университета Хоккайдо (Япония). Полученные результаты свидетельствуют о высоком научном потенциале кафедры. Как внедряются изыскания и новые методики в учебный процесс и помогают ли они в совершенствовании гуманитарного образования в вузе?
— Исследовательские проекты преподавателей кафедры в равной мере нацелены на достижение научного результата и практическую значимость, а также на использование полученных данных при чтении лекций и проведении семинарских занятий по гуманитарным дисциплинам. Вот лишь два примера из личной преподавательской практики. Я готовлю к изданию ранее не публиковавшуюся переписку выдающегося деятеля науки и культуры Андрея Тимофеевича Болотова (1738–1833 гг.) с сыном Павлом. Начатая в 1796 году, переписка не прерывалась четверть века и насчитывает более трех тысяч листов. Письма-отчеты к отцу Павла Болотова не наивные эпистолярии о событиях повседневной жизни, а доверительные размышления-исповеди. Включение материалов переписки в тематику семинарских занятий по истории культуры России второй половины XVIII — первой четверти XIX в. позволяет студентам не только «погрузиться» в частную жизнь провинциального дворянина, его душевные переживания, тревоги и надежды на будущее, но и овладеть спецификой эпистолярного жанра, который, к сожалению, утрачивается в эпоху «e-mail».
В этом учебном году в лекционный курс по истории были синтезированы материалы опубликованной мною совместно с ведущим научным сотрудником Санкт-Петербургского института истории РАН З. В. Дмитриевой монографии «Налоги и войны в России XVI–XVIII вв.» (2020 г.). Впервые в финансовом аспекте был рассмотрен «крымский вопрос», оказывавший на протяжении столетий заметное влияние на геополитические приоритеты страны. Показано, что в XVII в. на «крымские дела» (выкуп многочисленных соотечественников из крымско-турецкого плена, выплата дани крымским ханам в обмен на их обязательство не нападать на приграничные территории России и т. д.) средний годовой расход государственных средств превышал 26 000 руб. Сумма по тем временам немалая. Для сравнения: на строительство в 1641 году городов Вольного и Хотмышска из казны было выделено 13 000 руб. Таким образом, на крымские расходы можно было сооружать ежегодно по четыре небольших города-крепости. Присоединение Крымского ханства к России в 1783 году и начавшаяся вскоре русско-турецкая война помимо привлечения многочисленных людских ресурсов потребовали колоссальных денежных расходов, вследствие чего дефицит бюджета (по нашим подсчетам) достиг в «победном» 1791 году — 63 %. Как видим, присоединение Крыма и утверждение в Причерноморье привели не только к значительным людским потерям, но и к огромным финансовым затратам.

— Несомненно, данные факты впечатляют и мотивируют студента на глубокое изучение исторического прошлого, но нельзя забывать, что важнейшей составляющей в преподавании гуманитарных дисциплин является развитие способностей студента воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этническом, философском контекстах. В конечном счете это способствует формированию гражданской позиции студента.
— Вы правы, и преподаватели кафедры уделяют этому большое внимание. На формирование гражданской позиции студента оказывают влияние многие факторы, но решающими по-прежнему являются знания и опыт педагога, его способность аргументировать свою точку зрения, опираясь на новейшие научные достижения. Так, доцент кафедры В. Г. Целищева, будучи участником научного проекта РФФИ, посвященного московской этнографической школе и, в частности, материалам Тунгусской экспедиции 1927–1928 годов, провела три полевых исследования в Приамурье, Приморье и на острове Сахалин. Полученные результаты позволили не только использовать на семинарских занятиях иллюстративный материал по методам анализа визуальных источников в социологических исследованиях, но и значительно расширить лекционный курс фактическими данными о социальных процессах и показать современную спе¬цифику межнациональных отношений на Дальнем Востоке.
Студент должен осознавать необходимость сохранять и приумножать традиции отечественных научных школ, а также постоянно совершенствовать свое профессиональное мастерство. Мы готовим к изданию корпус материалов по истории русской бумажной промышленности XVIII–XIX вв. П. А. Картавова (1873–1941 гг.). В проекте участвует старший преподаватель кафедры А. П. Балаченкова. Публикация может быть использована при разработке курса по истории науки и техники, а также для совершенствования экспозиции корпоративного музея ВШТЭ.
Нельзя забывать о такой важной составляющей в формировании активной гражданской позиции студента, как историческая память. В 2011 году при подготовке к изданию монографии «Русские пленные Великой Северной войны 1700–1721» к составлению списка персоналий из более чем 1 500 имен были привлечены студенты-культурологи. Наибольший интерес у них вызвала судьба русских пленных на острове Висингсё в Швеции. Ребята захотели отдать дань памяти умершим в неволе русским солдатам и офицерам на месте их захоронения. Мы не предполагали, что выход книги вызовет такой интерес у наших соотечественников за рубежом. В 2017 году ко мне обратился представитель русско-шведской культурной ассоциации «Дружба Смоланд» в Йёнчёпинге Илья Белов с просьбой помочь в составлении полного списка русских пленных, погребенных в 1716–1718 годах на братском кладбище Висингсё. Мы предоставили список из 135 имен, и русская община в Швеции начала сбор пожертвований для создания мемориала с высеченными именами русских воинов. Простые люди, шведы и русские, объединились ради сохранения общей исторической памяти. Важно отметить, что народная инициатива была поддержана и шведскими властями. Для меня большой честью было представлять наш вуз и выступать на торжественной церемонии открытия мемориала памяти русским воинам, похороненным на острове Висингсё. По возвращении я рассказывал студентам об этом событии и видел, как их переполняло чувство гордости за наше историческое прошлое.

— И последний вопрос. Несколько лет назад преподаватели кафедры совместно со студентами-культурологами выполняли научный проект на тему «Про заброшенное. Неформальные молодежные практики освоения городских заброшенных пространств». Расскажите, пожалуйста, о полученных результатах.
— Руководителем проекта является доцент В. Г. Целищева. Под «заброшенными пространствами» понимаются недействующие производственные корпуса фабрик и заводов, социальных учреждений и других подобных объектов, развалившиеся коммуникации и фортификационные сооружения. В рамках проекта прежде всего была изучена деятельность таких молодежных субкультурных объединений, как «поисковики» и «реконструкторы», а также раскрыто значение молодежного сленга для представителей субкультурных групп, осваивающих заброшенные пространства Санкт-Петербурга и практикующих экстремальные виды активности, рассмотрена их игровая составляющая.

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ВЕСТНИК ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ. 7 (173) ИЮНЬ 2021. СПЕЦВЫПУСК
Источник:  https://nstar-spb.ru
Короткая ссылка на новость: https://www.nstar-spb.ru/~zRgfs