![]() | ГЛАВНАЯ |
ОБ ИНФОРМАГЕНТСТВЕ | РЕКЛАМА | КОНТАКТЫ | |
![]() |
Августин де Бетанкур — основоположник высшего инженерного образования России![]() Августин де Бетанкур — основоположник высшего инженерного образования РоссииДобраться из Санкт-Петербурга в Москву сегодня не составит труда. Но так было не всегда. Основу современной транспортной системы России заложил выдающийся испанец Августин де Бетанкур, 260-летнюю годовщину со дня рождения которого 1 февраля широко отмечали инженерные сообщества России и Испании.
Одним из главных мероприятий в честь юбилея Бетанкура стал большой концерт симфонической музыки, который состоялся 1 февраля в Белом зале Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого. Синтез российской и испанской культур был представлен здесь в тот вечер как никогда ярко. Симфонический оркестр под руководством блистательного дирижера Дмитрия Ноздрачева исполнял сочинения русских композиторов, черпавших вдохновение в Испании. В программу вошли получившие всемирное признание увертюры «Ночь в Мадриде», «Арагонская хота» Михаила Глинки, открывшего испанскую культуру для русской музыки, увлекающие яркостью темперамента Испанские танцы из балетов «Лебединое озеро» Петра Чайковского и «Раймонда» Александра Глазунова, песни из оперы «Каменный гость» Александра Даргомыжского, «Испанский танец» из музыки Дмитрия Шостаковича к кинофильму «Овод». Августин де Бетанкур родился 1 февраля 1758 г. в Испании, в городе Пуэрто-де-ла-Крус на острове Тенерифе, получил всестороннее научное образование в Мадриде и Париже. Его учителями были Пьер-Симон Лаплас, Лазар Карно, Жозеф Луи Лагранж, Антуан Лоран Лавуазье, Гаспар Монж, Гаспар Клер Франсуа Мари Риш. А безупречный вкус в градостроительстве был обусловлен сочетанием виртуозного технического мастерства с тонким чувством прекрасного. Бетанкур учился в Королевской академии изящных искусств Сан-Фернандо, там он познакомился и с Франсиско Гойей, ярким представителем эпохи романтизма, с которым впоследствии заседал в Мадридской Королевской академии художеств. Оба они, однако в разное время, были удостоены первой премии Академии изящных искусств Сан-Фернандо. Получив самое современное образование, Бетанкур отправился по странам Западной Европы, чтобы исследовать системы судоходства, каналов и паровых машин. В 1798 г. на него были возложены устройство оптического телеграфа между Мадридом и Кадисом и организация в Испании корпуса инженеров путей сообщения. Но через десять лет Бетанкур был вынужден покинуть страну из-за начавшихся там беспорядков. Император Александр I лично пригласил Августина де Бетанкура на службу в Россию, будучи уверенным, что заполучить инженера такого уровня — большая удача для страны. В то время здесь катастрофически не хватало специалистов в области воднотранспортных коммуникаций и шоссейных дорог. Так судьба связала Бетанкура с Россией. Именно здесь он смог реализовать свои незаурядные способности и применить разносторонние знания. Бетанкур, принятый на службу в чине генерал-майора, преобразовал Тульский оружейный завод, построил пушечный литейный дом в Казани, создал новые и модернизировал старые машины на Александровской мануфактуре, построил здание Экспедиции заготовления государственных бумаг (где им лично была изобретена большая часть машин) и огромный по тем временам московский экзерциргауз (Манеж). Но объектом особо пристального внимания и приложения сил стал для Августина де Бетанкура Санкт-Петербург. Он был назначен главноуправляющим путей сообщения Российской империи и председателем Комитета строений и гидравлических работ в Петербурге. Августин де Бетанкур стал русским всей душой, полноценным гражданином России. Во многом благодаря ему наш город начал свое превращение в парадную столицу России. Когда Бетанкур впервые приехал в Санкт-Петербург, архитектура города показалась испанскому инженеру похожей на казарму — настолько здесь, по его мнению, было все тихо и размеренно. Спустя буквально несколько лет возглавляемый Бетанкуром Комитет строений и гидравлических работ приступил к строительству уникальных ансамблей, без которых уже невозможно представить Петербург, — Дворцовая, Михайловская и Сенатская площади, Марсово поле и, конечно же, Исаакиевский собор. Уникальный ученый-инженер, архитектор, организатор транспортной системы Российской империи, организатор и первый директор Института Корпуса инженеров путей сообщения в Санкт-Петербурге и Мадридской Школы дорог Августин де Бетанкур внедрял свои смелые для России начала XIX в. идеи и новые подходы в образовательный процесс, благодаря чему и был признан основоположником высшего российского инженерного образования. Будучи одаренным организатором образования и науки, обладателем широчайших знаний и эрудиции, он поставил перед собой важную цель — обеспечить Россию просвещенными инженерными кадрами и сделать ее великой державой. И русский испанец ее достиг. Даже Политехнический университет в привычном для нас виде состоялся благодаря гению Бетанкура. В 1902 г., когда здесь начались занятия, основной состав преподавателей инженерных направлений был именно из созданного им Института Корпуса инженеров путей сообщения. В память о легендарном инженере, о котором, к сожалению, в России знают не многие, в издательстве «Молодая гвардия» (серия ЖЗЛ) вышла книга проректора, пресс-секретаря СПбПУ, профессора, доктора философских наук, члена Союза писателей России Д. И. Кузнецова «Бетанкур», которая, несомненно, будет интересна самому широкому кругу читателей. Наталья Махова
Источник:
http://nstar-spb.ru/
Короткая ссылка на новость: https://www.nstar-spb.ru/~HNCbA
| ![]() ![]()
С 12.09.2022 20:20:00 по 04.04.2023 21:20:00 «Пётр и Александр — небесные покровители Российской империи»
С 10.10.2022 16:50:00 по 05.04.2023 17:50:00 «Ночь, улица, фонарь, аптека...» С 06.12.2022 10:30:00 по 06.06.2023 11:30:00 «Ленинградский пейзаж. Живопись 1950-х – 1980-х годов из собрания Государственного музея истории Санкт-Петербурга» С 21.12.2022 12:40:00 по 16.04.2023 13:40:00 «Когда зеркало зеркалу снится» С 22.12.2022 11:50:00 по 23.04.2023 12:50:00 «Культурный код. Каверин 2.0» С 24.12.2022 09:20:00 по 04.04.2023 10:20:00 Образцовая коллекция в стиле модерн. Императорские фарфоровый и стеклянный заводы на рубеже XIX и XX веков С 18.01.2023 16:10:00 по 18.06.2023 17:10:00 «Артерии Победы» ![]() |