Августин де Бетанкур — основоположник высшего инженерного образования России - Информационный портал

Августин де Бетанкур — основоположник высшего инженерного образования России

 

21 Февраля 2018

Августин де Бетанкур — основоположник высшего инженерного образования России

Добраться из Санкт-Петербурга в Москву сегодня не составит труда. Но так было не всегда. Основу современной транспортной системы России заложил выдающийся испанец Августин де Бетанкур, 260-летнюю годовщину со дня рождения которого 1 февраля широко отмечали инженерные сообщества России и Испании.

Одним из главных мероприятий в честь юбилея Бетанкура стал большой концерт симфонической музыки, который состоялся 1 февраля в Белом зале Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого. Синтез российской и испанской культур был представлен здесь в тот вечер как никогда ярко. Симфонический оркестр под руководством блистательного дирижера Дмитрия Ноздрачева исполнял сочинения русских композиторов, черпавших вдохновение в Испании. В программу вошли получившие всемирное признание увертюры «Ночь в Мадриде», «Арагонская хота» Михаила Глинки, открывшего испанскую культуру для русской музыки, увлекающие яркостью темперамента Испанские танцы из балетов «Лебединое озеро» Петра Чайковского и «Раймонда» Александра Глазунова, песни из оперы «Каменный гость» Александра Даргомыжского, «Испанский танец» из музыки Дмитрия Шостаковича к кинофильму «Овод».
Августин де Бетанкур родился 1 февраля 1758 г. в Испании, в городе Пуэрто-де-ла-Крус на острове Тенерифе, получил всестороннее научное образование в Мадриде и Париже. Его учителями были Пьер-Симон Лаплас, Лазар Карно, Жозеф Луи Лагранж, Антуан Лоран Лавуазье, Гаспар Монж, Гаспар Клер Франсуа Мари Риш. А безупречный вкус в градостроительстве был обусловлен сочетанием виртуозного технического мастерства с тонким чувством прекрасного. Бетанкур учился в Королевской академии изящных искусств Сан-Фернандо, там он познакомился и с Франсиско Гойей, ярким представителем эпохи романтизма, с которым впоследствии заседал в Мадридской Королевской академии художеств. Оба они, однако в разное время, были удостоены первой премии Академии изящных искусств Сан-Фернандо.
Получив самое современное образование, Бетанкур отправился по странам Западной Европы, чтобы исследовать системы судоходства, каналов и паровых машин. В 1798 г. на него были возложены устройство оптического телеграфа между Мадридом и Кадисом и организация в Испании корпуса инженеров путей сообщения. Но через десять лет Бетанкур был вынужден покинуть страну из-за начавшихся там беспорядков. Император Александр I лично пригласил Августина де Бетанкура на службу в Россию, будучи уверенным, что заполучить инженера такого уровня — большая удача для страны. В то время здесь катастрофически не хватало специалистов в области воднотранспортных коммуникаций и шоссейных дорог. Так судьба связала Бетанкура с Россией. Именно здесь он смог реализовать свои незаурядные способности и применить разносторонние знания. Бетанкур, принятый на службу в чине генерал-майора, преобразовал Тульский оружейный завод, построил пушечный литейный дом в Казани, создал новые и модернизировал старые машины на Александровской мануфактуре, построил здание Экспедиции заготовления государственных бумаг (где им лично была изобретена большая часть машин) и огромный по тем временам московский экзерциргауз (Манеж). Но объектом особо пристального внимания и приложения сил стал для Августина де Бетанкура Санкт-Петербург. Он был назначен главноуправляющим путей сообщения Российской империи и председателем Комитета строений и гидравлических работ в Петербурге.
Августин де Бетанкур стал русским всей душой, полноценным гражданином России. Во многом благодаря ему наш город начал свое превращение в парадную столицу России. Когда Бетанкур впервые приехал в Санкт-Петербург, архитектура города показалась испанскому инженеру похожей на казарму — настолько здесь, по его мнению, было все тихо и размеренно. Спустя буквально несколько лет возглавляемый Бетанкуром Комитет строений и гидравлических работ приступил к строительству уникальных ансамблей, без которых уже невозможно представить Петербург, — Дворцовая, Михайловская и Сенатская площади, Марсово поле и, конечно же, Исаакиевский собор.
Уникальный ученый-инженер, архитектор, организатор транспортной системы Российской империи, организатор и первый директор Института Корпуса инженеров путей сообщения в Санкт-Петербурге и Мадридской Школы дорог Августин де Бетанкур внедрял свои смелые для России начала XIX в. идеи и новые подходы в образовательный процесс, благодаря чему и был признан основоположником высшего российского инженерного образования. Будучи одаренным организатором образования и науки, обладателем широчайших знаний и эрудиции, он поставил перед собой важную цель — обеспечить Россию просвещенными инженерными кадрами и сделать ее великой державой. И русский испанец ее достиг. Даже Политехнический университет в привычном для нас виде состоялся благодаря гению Бетанкура. В 1902 г., когда здесь начались занятия, основной состав преподавателей инженерных направлений был именно из созданного им Института Корпуса инженеров путей сообщения.
В память о легендарном инженере, о котором, к сожалению, в России знают не многие, в издательстве «Молодая гвардия» (серия ЖЗЛ) вышла книга проректора, пресс-секретаря СПбПУ, профессора, доктора философских наук, члена Союза писателей России Д. И. Кузнецова «Бетанкур», которая, несомненно, будет интересна самому широкому кругу читателей.

Наталья Махова
Источник:  http://nstar-spb.ru/
Короткая ссылка на новость: https://www.nstar-spb.ru/~HNCbA