Студенческое конструкторское бюро - Информационный портал

Студенческое конструкторское бюро

 
Фото: СПбГМТУ

Фото: СПбГМТУ

22 Декабря 2020

Студенческое конструкторское бюро

Более трех лет в Санкт-Петербургском государственном морском техническом университете (СПбГМТУ) работает студенческое конструкторское бюро (СКБ), созданное при Управлении оборонных исследований и разработок (УОИР).

Предшественником СКБ был кружок робототехники, который в 2010 г. на добровольных началах организовал выпускник факультета морского приборостроения Михаил Чемоданов. Основной целью его создания стало углубление и расширение стандартной образовательной программы студентов с помощью организации бесплатных практических занятий в сфере IT и электроники.
К 2013 г. проявились первые результаты работы кружка: был сформирован основной преподавательский состав и примерно пятнадцать слушателей, разработан и собран первый телеуправляемый подводный робот, организован межвузовский фестиваль робототехники «День роботов», получены призовые места в соревнованиях по студенческой робототехнике. Самым значительным достижением за период 2010−2013 гг. стало участие в международных соревнованиях телеуправляемых аппаратов MATE International ROV Competition (Сиэтл, США).
Официальный статус СКБ подводной робототехники СПбГМТУ получил в 2016 г. как дочерняя структура при УОИР. Поддержка управления позволила перейти от кустарного изготовления аппаратов к серьезной работе с соблюдением общепринятых промышленных норм и стандартов. Было налажено взаимодействие с коммерческими предприятиями, работающими в сфере подводной робототехники и гидроакустики: «Океанос», «EvoLogics», «Пром¬электроника», «Экран», «Интершельф-СТМ», «Нониус Инжиниринг» и другими. Важно отметить, что сотрудничество включало в себя и вопросы трудоустройства выпускников СКБ.
Сегодня СКБ СПбГМТУ — это два отдела (подводной и надводной робототехники); восемь постоянных сотрудников; около тридцати студентов. В образовательной и производственной деятельности участвуют преподаватели факультета морского приборостроения и факультета кораблестроения и океанотехники. СКБ осуществляет двухуровневое обучение. Первый уровень — обязательный общий курс робототехники, включающий изучение программирования, электроники, конструирования и работы с операционной системой Linux. В рамках второго студенты разрабатывают собственный проект.
Ориентированность на практическое применение, требования к качеству создаваемого продукта, коммерциализация проектов — это ключевые принципы бюро.
В СКБ уже реализованы такие проекты, как волновой глайдер, автономный необитаемый подводный аппарат (АНПА) «Акара», телеуправляемый необитаемый подводный аппарат (ТНПА) «Вариола», промерный роботизированный катамаран МААОК, водный велосипед «Неваляшка».
Работа студенческого конструкторского бюро успешно продолжается, ведутся работы над такими проектами, как АНПА «Барбус», АНПА «Гуппи», макет мультиагентной системы, парусное судно для спортсменов с ограниченными возможностями.
Перед сотрудниками и студентами СКБ СПбГМТУ стоят новые интересные задачи и перспективные проекты.

Михаил ЧЕМОДАНОВ

СПРАВКА
АНПА легкого класса «Акара» способен выполнять функции подводного агента мульти¬агентной информационно-измерительной сети морского базирования. Новизной реализованного проекта является разработка отечественного модульного АНПА в калибре 100 мм и объединение открытой группы разнотипных морских роботизированных платформ (МРП) в самоорганизующуюся сеть, устойчивую как к изменению количества взаимодействующих роботов, так и к низкой скорости взаимодействия, которая зависит от взаимного расположения роботов между собой и гидрологии.
Разработанный АНПА «Акара» легкого класса имеет модульную архитектуру с возможностью изменения состава полезной нагрузки (переконфигурации аппарата). Может осуществлять позиционирование и навигацию с использованием волнового глайдера-ретранслятора, входить в группу МРП. АНПА «Акара» имеет радиоканал для обмена данными в надводном положении. В базовой конфигурации АНПА включает: носовой модуль, оснащенный гидролокатором и видеокамерой; модули носовых подруливающих устройств (ПУ); модуль электроники и гидроакустики; модуль энергообеспечения; модуль кормовых ПУ; кормовой модуль, оснащенный маршевыми двигателями. 

ТНПА «Вариола» является высокоманевренным аппаратом легкого класса и предназначен для выполнения специальных функций. Может нести на себе различную полезную нагрузку в виде разнообразного оборудования, в том числе средств видеонаблюдения, измерительного оборудования, оборудования для взятия проб воды, грунта, компактных манипуляторов и других видов.

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ВЕСТНИК ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ. 10 (165) ДЕКАБРЬ 2020. СПЕЦВЫПУСК
Источник:  https://nstar-spb.ru
Короткая ссылка на новость: https://www.nstar-spb.ru/~xdBwo