Прорывной проект Корабелки - Информационный портал

Прорывной проект Корабелки

 
Фото: СПбГМТУ

Фото: СПбГМТУ

23 Декабря 2020

Прорывной проект Корабелки

На протяжении трех лет Санкт-Петербургский государственный морской технический университет (СПбГМТУ) принимает участие в проекте создания первой отечественной цифровой верфи. Сотрудники СПбГМТУ разработали концепцию глубокой модернизации Онежского судостроительно-судоремонтного завода (ООО «ОССЗ»), учредителем которого является предприятие «Росморпорт» Министерства транспорта РФ. В настоящее время уже завершены работы, предусмотренные первым этапом проектирования: обработаны исходные данные проекта, проведены необходимые инженерные изыскания, закончено обследование зданий и сооружений.

Одной из приоритетных задач «Стратегии развития судостроительной промышленности на период до 2035 г.» является организация системы цифрового судостроительного производства. В соответствии с поручением Президента РФ В. В. Путина СПбГМТУ еще в 2017 г. был назначен головной организацией инвестиционного проекта глубокой модернизации Онежского судостроительно-судоремонтного завода. Проект имеет прорывной характер в части внедрения цифрового сопровождения строительства, ремонта, роботизации и автоматизации процессов изготовления и покраски судов, а также блочно-модульного способа их строительства. 
Социальная составляющая проекта обусловлена территориальной разобщенностью различных регионов страны, связанной с общей нехваткой железных и автомобильных дорог. Именно цифровое производство призвано быстро, дешево и эффективно восстановить речной флот страны.

Отечественные технологии и оборудование
Однако новая верфь не сможет функционировать автономно, сама по себе: потребуется высокотехнологичное окружение, что предполагает комплексное внедрение цифровых технологий и роботизированного оборудования, управляемого интеллектуальными системами в режиме реального времени. Такие нововведения означают автоматизацию большинства производственных процессов: подготовки технологической и проектно-сметной документации, сборки, настройки, управления и учета. Цифровые технологии удешевляют продуктовую линейку и минимизируют риск возможных ошибок, обусловленных влиянием человеческого фактора.
Предварительные расчеты показывают: общая капиталоемкость проекта по глубокой модернизации «ОССЗ» не превысит 5,5 млрд рублей. Высокий уровень автоматизации и роботизации процессов будет обеспечен за счет технологических решений, ориентированных на отечественное оборудование (более 80 %). Российские производители уже разработали основные технологии и опытные образцы, в частности, инновационную технологию идентификации и прослеживаемости. Ее применение позволяет оптимизировать управление производственным циклом, в том числе на уровне гарантийного и постгарантийного обслуживания, а также своевременно, быстро и безошибочно определить, кем, когда и что было произведено и какой компонент задействован — будь то судно речного назначения или автомобиль. Кроме того, эта технология обеспечит новый уровень качества продукта и управления производством: искусственный интеллект верфи всегда будет точно знать, где находятся те или иные детали, каковы их статус и состояние.

Проект СПбГМТУ: сегодня и завтра 
Участие СПбГМТУ в проектировании верфи и ее пилотного судна позволяет одновременно решить множество задач: от привлечения дополнительного финансирования до создания инфраструктуры и организации студенческой практики. При этом Корабелка берет на себя долю прямых расходов, предусмотренных на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, включая финансирование научных разработок, поставок оборудования и программного обеспечения. Специалисты университета уже разработали технологию распределенного параллельного проектирования с использованием кинематического инженерного анализа на основе цифрового двойника. Помимо этого, в вузе действуют новые программы подготовки специалистов, напрямую связанные с тематикой проекта: «Цифровой инжиниринг в судостроении» и «Цифровые технологии в промышленности». 
Основными партнерами СПбГМТУ по данному проекту выступают: АО «ЦТСС», ООО «Нева Технолоджи», ООО «Центр лазерных технологий». У каждого предприятия свои задачи и зона ответственности. 

Прототип для отечественного судостроения
Конечно, ни один завод не сумеет в одиночку произвести речные суда для всей страны. В дальнейшем внедрение передовых технологических решений в рамках глубокой модернизации АО «ОССЗ» позволит транслировать его достижения на другие предприятия судостроительной отрасли. В целом создание новой верфи не только обеспечит серийность производства и возможность сборки судов в других регионах России и за рубежом, но также даст прирост производительности труда не менее чем в десять раз. В конечном итоге все это повысит конкурентоспособность отечественного речного судостроения и полностью обеспечит потребности внутреннего рынка. Стоит отметить, что на международном судостроительном рынке до сих пор отсутствуют цифровые верфи малого и среднетонажного судостроения. Поэтому в данном случае Россия — в авангарде. И СПбГМТУ сделает все возможное для успешного завершения проекта по созданию первой отечественной цифровой верфи.
Источник:  https://nstar-spb.ru
Короткая ссылка на новость: https://www.nstar-spb.ru/~OnK0p