Военмех: верность традициям и выбранному курсу - Информационный портал

Военмех: верность традициям и выбранному курсу

 
Фото: Российское историческое общество

Фото: Российское историческое общество

30 Октября 2020

Военмех: верность традициям и выбранному курсу

Интервью с ректором Балтийского государственного технического университета «ВОЕНМЕХ» имени Д. Ф. Устинова доктором технических наук, профессором Константином Михайловичем Ивановым.

— Уважаемый Константин Михайлович, наша последняя по времени беседа состоялась достаточно давно — в ноябре 2017 года. Тогда БГТУ ¬«ВОЕНМЕХ» им. Д. Ф. Устинова отмечал 85 лет с момента своего основания, и это был хороший повод для разговора о том, чего университет достиг и как представляется его дальнейшее развитие. Поэтому первый вопрос сегодня: какие, на ваш взгляд, наиболее важные события стоит выделить за прошедшие 3 года?
— Хотел бы сразу сказать, что событий за эти 3 года произошло немало, и, как мне кажется, они носили в основном положительный характер. Я бы выделил среди них несколько ключевых. 
Во-первых, два важных организационных момента 2019 года. Мы успешно прошли государственную аккредитацию вуза по всем реализуемым образовательным программам. Также у нас состоялись выборы ректора, которые прошли организованно и четко и, думается, подтвердили верность нашим традициям и правильность выбранного курса развития вуза.
Во-вторых, в 2018 году творческий коллектив, в который вошли несколько представителей нашего университета, был удостоен Государственной премии Российской Федерации имени Маршала Советского Союза Г. К. Жукова с формулировкой «За разработку и внедрение технологии, снижающей затраты на модернизацию авиационных боеприпасов и обеспечение учебно-боевой подготовки». Согласитесь, это показатель высокого уровня развития научно-исследовательской работы в Военмехе.
В-третьих, Военмех провел на своих площадках несколько крупных научных мероприятий: традиционные конференции «Уткинские чтения», «Окуневские чтения», общероссийскую молодежную научно-техническую конференцию «Молодежь. Техника. Космос», прошедшую в этом году уже в 12-й раз; юбилейный XXV Всероссийский семинар по струйным, отрывным и нестационарным течениям, прошедший в 2018 году. В 2019 году Военмеху было доверено организовать финальную часть Всероссийского конкурса «Орбита молодежи», на которой состоялась встреча наших студентов с генеральным директором государственной корпорации «Роскосмос» Д. О. Рогозиным, событие чрезвычайно интересное и поучительное, запомнившееся всем его участникам. Можно вспомнить и круглый стол по вопросам истории отечественного ракетостроения (2019 год), который в Военмехе провел президент Российского исторического общества С. Е. Нарышкин, выпускник нашего университета.
Ну, и, наконец, главное, наверное, событие года текущего — вынужденный переход университета в режим дистанционного обучения, который позволил оценить устойчивость нашей организации учебного процесса и, при всех объективных трудностях и выявленных проблемах, показал наши реальные — и, представляется, неплохие — возможности в цифровизации образования. 
Добавлю, что часть других военмеховских событий нашла отражение на страницах вашего издания, а еще одну часть стоит отнести к внутренней, повседневной вузовской работе, которая идет, не прекращаясь, несмотря на разные, не всегда приятные внешние условия, и о которой не всегда удается рассказать читателям. 

— Раз уж речь зашла о событиях 2020 года, давайте поговорим о них подробнее… 
— Хорошо, давайте о пандемии коронавируса 2020 года и ее последствиях для нашего университета в частности и всей оте¬чественной системы образования в целом. 
Наш университет с самого момента его образования занимается, как я уже неоднократно говорил, вопросами комплексной безопасности. В наши дни основными направлениями здесь стали энергетика, как обычная, так и обеспечивающая промышленность новыми источниками энергии; создание материалов с новыми физическими свойствами; конечно, цифровые технологии и, что вполне традиционно, системы обеспечения обороноспособности. Перевод образовательного процесса в дистанционный режим, с которым столкнулись практически все школы и вузы страны, для Военмеха, ориентированного именно на указанные направления, имел свои четко выраженные особенности. 
В наших учебных планах присутствует немало специальных учебных дисциплин, которые в дистанционном режиме прочитать крайне трудно, поскольку они требуют детального изучения современной материальной части объектов проектирования и использования сугубо специализированного лабораторного оборудования. Замечу еще, что эффективность преподавания этих дисциплин достигается не только использованием в качестве учебно-лабораторной базы самых современных образцов техники, но и плотной работой с различными оборонно-техническими предприятиями. Понятно, что и то, и другое крайне трудно реализовать в дистанционном режиме. И в связи с этим сразу началась серьезная перестройка данных направлений нашей учебной работы.
Нам удалось удачно перестроить последовательность учебного процесса, организуя все возможные занятия в полностью дистанционном режиме и отложив те курсы, которые требовали лабораторных и аудиторных занятий, на более поздние сроки. В настоящее время, работая в обычных условиях полного контакта со студентами, с обязательным соблюдением всех эпидемиологических мер, мы как бы «наверстываем упущенное», проводя занятия, ранее перенесенные, если можно так выразиться, в резерв.
Много вопросов в условиях дистанционного обучения возникало и с преподаванием традиционных инженерных дисциплин. В Военмехе мы большое внимание уделяем вопросам современной инженерии, стараясь не превращаться в этакий классический технический университет широкого профиля, который готовит специалистов по всему спектру инженерных специальностей. Конечно, мы открываем и новые направления подготовки, учитывая, что развитие науки и техники сегодня идет на стыке разных предметных областей. Но, отмечу особо, мы — приверженцы инженерной школы, и часть дисциплин, традиционно преподающихся в Военмехе, при любом развитии новых технологий и научных направлений, всегда останется в нашем учебном процессе. 
В первую очередь это касается таких предметов, как начертательная геометрия и инженерная графика: инженер должен видеть конструкцию в пространстве, причем в пространственной динамике. Недостаточно воспринимать трехмерный объект так, как это делает, скажем, представитель творческой профессии, художник. Инженер должен видеть все степени свободы, понимать возможность вращения, поступательного перемещения отдельных частей объекта. Пространственное воображение — тот дар, который необходимо развивать у будущих инженеров.
Другое ключевое направление подготовки в нашем университете — широкое использование во всех инженерных расчетах современных достижений физики и математики. И тут, к сожалению, мы вынуждены учитывать общее снижение уровня преподавания этих предметов в школе. К сожалению, это объективная реальность, объем учебного времени, выделяемого на изучение таких базовых предметов, падает из-за необходимости изучения других, вероятно, не менее необходимых сегодня дисциплин. А для инженерной подготовки — и это наше глубокое убеждение — качественное знание математики и физики совершенно необходимо, и вот почему. 
В тех предметных областях, которыми мы занимаемся, — ракетно-космическая техника, вооружение и военная техника и т. п. — уже достигаются невозможные ранее скорости движения разрабатываемых технических систем, что требует понимания тех физических процессов, которые при этом протекают, понимания изменения свойств конструкционных материалов, подвергаемых воздействиям, ранее неизвестным. В связи с этим меняются и приборы для регистрации и наблюдения этих новых процессов, усложняется их конструкция и, соответственно, возрастают требования и к их создателям, и к людям, эксплуатирующим эту новую измерительную технику. Причем некоторые явления, связанные со средой использования наших объектов, с большими скоростями и применяемыми новыми материалами, классическими методами описать уже трудно. Необходимо активное использование законов физики и математики в создании адекватных моделей, которые смогут использоваться при создании новой техники. И мы в нашем учебном процессе уделяем этому немало внимания, в том числе и с точки зрения инженерного приложения новых приемов и методов. Поэтому на преподавании таких базовых, системообразующих дисциплин дистанционное обучение сказалось определенным образом. 
В течение нескольких лет — достаточно долго — шли разговоры о необходимости перевода части образовательного процесса «в цифру», причем часто использовали аргументы о трудности такого перехода из-за недостаточной готовности оборудования и, что, наверное, тоже важно, неготовности самих преподавателей и обучаемых к подобному решительному шагу. Вынужденный резкий переход в сетевые технологии обучения показал, что оба опасения оказались напрасными. И технически, и психологически большинство участников процесса достаточно быстро адаптировались к новым условиям. 
Да, не обошлось без трудностей, но проявился и большой «плюс»: резкий переход к сетевым технологиям позволил многим преподавателям систематизировать свои курсы, взглянуть на них глазами студента, оценить и откорректировать манеру подачи материала. Лекции и пособия стали массово выкладываться в Сеть, и возросли требования к точности и ясности изложения: теперь оценивать материалы могут практически все участники образовательного процесса. Так что, перейдя в дистанционный режим, наш университет во многом пересмотрел свою методическую базу.
И можно сформулировать общий вывод: удаленный режим работы, самоизоляцию и другие «прелести» этой весны и этого лета — всё это Военмех испытал на себе, прочувствовал, творчески переработал и в результате показал свою готовность к работе в непривычных, некомфортных условиях при быстро меняющейся обстановке и дефиците времени на принятие управленческих решений. Итогом непростой, я бы сказал, самоотверженной работы всего коллектива университета стали успешные — в полном смысле этого слова — защиты дипломных проектов, подавляющее большинство которых прошли именно в дистанционном режиме.

— Всё, о чем вы сейчас рассказали, — это результат новых условий работы в ранее созданном образовательном пространстве. Но пандемия сказалась не только на учебном процессе, она затронула и одно из главных событий каждого года — прием студентов на первый курс…
— Несомненно, еще один вызов, связанный с коронавирусом, — новые условия приема в университет, когда практически все те мероприятия, те действия, что раньше проходили в очном, контактном режиме, перешли в информационную среду и осуществлялись дистанционно. И опять-таки все вузы страны работали практически в одинаковых условиях, но мы — вуз оборонной направленности, и здесь должна была учитываться его специфика. 
Традиционно так сложилось, что почти 90 % образовательных программ, реализуемых в Военмехе, востребованы именно «оборонкой», что называется, по всей стране — от Благовещенска до Калининграда. В университете ведется обучение по всем уровням высшего образования, причем из них доля специалитета составляет более 40 %. И это, выделю специально, основная часть нашего целевого приема и гособоронзаказа. Мы действительно детально, плотно занимались целевым набором в течение нескольких последних лет. И даже когда «целевая подготовка» сменилась «целевым ¬обучением», главные тенденции нашей работы сохранились: мы все равно ориентируемся на реальные потребности предприятий нашей базовой отрасли. Независимо от форм организации учебного процесса мы всегда при приеме теснейшим образом работали с предприятиями оборонно-промышленного комплекса страны.
Безусловно, пандемия не давала нам возможности осуществить привычные командировки на такие предприятия и лично пообщаться с их представителями, но мы смогли организовать подобные мероприятия и в дистанционном режиме. И снова вывод однозначен: несмотря на непривычный формат, приемная комиссия университета успешно справилась с поставленной задачей, план приема нами был полностью выполнен.
Учитывая накопленный этим летом опыт работы, мы распространили его и на проведение профориентационных мероприятий. Мы и раньше регулярно проводили, а теперь еще более расширим такую практику: публичные интернет-лекции для абитуриентов по различным направлениям подготовки в нашем университете в рамках военмеховского проекта «Лекториум». Формат здесь применяется интерактивный, лекции читают и преподаватели университета, и специалисты ракетно-космической и оборонной отраслей. Желающие получить дополнительные баллы за индивидуальные достижения могут по каждой лекции пройти итоговые тесты и получить соответствующий сертификат.
Замечу, что дистанционный режим работы несколько усложнил взаимодействие с нашими зарубежными партнерами. Такая работа в университете в последние годы велась достаточно активно, хотя по своей специфике Военмех и не является лидером в этом направлении. Тем не менее в рамках Договора о коллективной безопасности, в рамках Евразийского экономического союза мы намерены продолжать работать со странами Евразийского региона в области подготовки специалистов, в частности, по комплексной безопасности. Еще одним нашим партнером является Китай, и с точки зрения эпидемиологических ограничений здесь существуют наибольшие трудности. Но часть возникших вопросов уже снята, и мы надеемся на успешное продолжение сотрудничества.

— Ситуация этого года сказалась и на возможности достойно встретить 75-летие Победы в Великой Отечественной войне. Что удалось сделать Военмеху, вузу, награжденному боевым орденом Красного Знамени, в этом направлении?
— Был подготовлен и в разных изданиях опубликован цикл статей, посвященных вкладу Военмеха и военмеховцев в Великую Победу. В этих публикациях удалось еще раз подчеркнуть ту заметную роль, которую сыграли выпускники, ученые и студенты вуза и в создании оружия Победы, и в защите нашей страны на фронтах Великой Отечественной.
В конце 2019 года завершился конкурс на лучший проект памятника работникам оборонно-промышленного комплекса, который должен был в этом году занять свое место рядом со знаком, размещенным к 40-летию Победы во внутреннем дворе нашего университета. Этот новый монумент посвящен и студентам нашего вуза, тем, кто в годы войны был направлен для работы на оборонных предприятиях страны. К великому сожалению, здесь дистанционный режим работы нам совсем не помог, и открытие памятника мы вынужденно перенесли на более поздние сроки.
Еще один мемориальный проект, важный для нашего университета, — создание совместно с Российским военно-историческим обществом городского памятника Дмитрию Фёдоровичу Устинову, выдающемуся выпускнику Военмеха, который свой путь руководителя оборонной промышленности нашей страны начал именно в Ленинграде. Тут даже дистанционный режим работы большинства органов управления нашим городом не помешал провести конкурс, выбрать лучший проект и согласовать место размещения памятника — недалеко от Обуховского завода, знаменитого завода «Большевик», директором которого Дмитрий Фёдорович Устинов был в 1930-е годы. В настоящее время окончательный вариант памятника проходит экспертизу Градостроительного совета Санкт-Петербурга, и мы надеемся, что уже в первой половине 2021 года город получит новый прекрасный мемориальный комплекс.
Раз уж речь зашла о выдающихся выпускниках Военмеха, позвольте мне напомнить еще о двух важных для нашего университета событиях, пришедшихся на этот год. 
65 лет тому назад машиностроительный факультет Ленинградского военно-механического института окончил Герберт Александрович Ефремов, направленный по распределению в ОКБ-52, ныне акционерное общество «Военно-промышленная корпорация “Научно-производственное объединение машиностроения”». Став в конце 1980-х годов его генеральным конструктором и генеральным директором, Герберт Александрович Ефремов внес громадный вклад в создание ракетной и космической техники военного и гражданского назначения. В 2017 году он был удостоен звания Героя Труда РФ, став единственным в нашей стране обладателем такой награды и одновременно — звания Героя Социалистического Труда. А в сентябре 2020 года Президент РФ В. В. Путин наградил Герберта Александровича орденом Святого апостола Андрея Первозванного с мечами за его выдающиеся заслуги в создании гиперзвуковых ракетных систем.
Двенадцать лет назад, в 2008 году, факультет авиа- и ракетостроения Военмеха окончил Иван Викторович Вагнер, выбравший путь космонавта-испытателя. В апреле этого года он отправился в космос в составе 63-й долговременной экспедиции на Международную космическую станцию (МКС), на борту которой в течение 196 дней выполнял обязанности бортинженера МКС. Только что экспедиция успешно завершилась, и мы от всей души поздравили Ивана с возвращением на родную Землю и напомнили, что все летавшие космонавты-военмеховцы — а их у нас теперь стало четверо — всегда после полета первый свой официальный визит наносят именно в alma mater.
Мне кажется знаменательным, что эти два события произошли в этот трудный для всех 2020 год, показав еще раз, что выпускники Военмеха всегда, в любых сложных условиях работают на благо своей Родины.

— Спасибо за интервью, Константин Михайлович! Желаем вам и коллективу Военмеха творческих удач во всех начинаниях! 

Беседовал Александр ОРЛОВСКИЙ
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ВЕСТНИК ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ. 8 (163) ОКТЯБРЬ 2020
Источник:  https://nstar-spb.ru
Короткая ссылка на новость: https://www.nstar-spb.ru/~fYb45