Университет 4.0: наука — бизнес — производство - Информационный портал

Университет 4.0: наука — бизнес — производство

 
Фото: медиацентр ГУАП

Фото: медиацентр ГУАП

1 Декабря 2020

Университет 4.0: наука — бизнес — производство

Интервью с ректором Санкт-Петербургского государственного университета аэрокосмического приборостроения (ГУАП) Юлией Анатольевной Антохиной.

— Уважаемая Юлия Анатольевна, как весной вузу удалось справиться с трудностями, вызванными переходом на дистанционное образование? Каким образом выстроен образовательный процесс в ГУАП сейчас? 
— Мы с самого начала понимали, что ситуация с мировой пандемией складывается непростая, и, скорее всего, она будет иметь затяжной характер, поэтому все преобразования образовательного процесса были проведены нами с расчетом на долгосрочный период. Начиная новый учебный год, мы надеялись на то, что обучение будет проходить в смешанном формате. 1 сентября наши студенты вышли на учебу в очной форме, но позже осложнившаяся ситуация с коронавирусом внесла свои коррективы, и с 13 ноября по решению Министерства науки и высшего образования РФ мы полностью перешли на дистанционное обучение. Могу с гордостью отметить, что весной переход на эту форму обучения прошел буквально за неделю, был осуществлен на самом высоком уровне, и образовательный процесс у наших студентов и магистров не прервался ни на один день. Мы используем только авторский предметный материал, составленный нашими преподавателями, у нас нет заимствованных лекций или практических работ. Если говорить о студентах и магистрах, то, конечно, от них переход на дистант потребовал серьезной дисциплинированности и ответственности. Мы с вами представляем, что живая коммуникация складывается из многих аспектов, а при переходе в дистанционный режим остается только передача смыслового значения. В живом общении всегда можно увидеть глаза обучающегося и понять, как он воспринимает материал. По моему мнению, сейчас рождается новый вид коммуникации, и нам нужно подстраиваться под этот процесс, а молодежи — учиться работать с односторонним потоком информации и извлекать из него смысл. Никто не знает, сколько времени продлятся ограничения, связанные с пандемией, а закладывать фундамент основных профессиональных навыков обучающимся нужно уже сейчас. Образовательный процесс нельзя поставить на паузу.

— ГУАП получил статус главного ре¬гионального Специализированного центра компетенций по инженерии космических систем. Почему этот статус важен для вуза, накладывает ли он какие-либо дополнительные обязательства?
— Мы вместе с союзом «Молодые профессионалы» («Ворлдскиллс Россия») довольно долго шли к этому достижению. Сама компетенция «Инженерия космических систем», несмотря на свое современное название и принадлежность к линейке профессий будущего, лежит в основе образовательной парадигмы нашего университета. Именно нашему вузу с его 80-летней историей развития и внедрения всей авиационной и космической техники было принципиально важно получить статус центра компетенций по данному направлению. Конечно, это накладывает большую ответственность на ГУАП, который должен соответствовать всем требованиям, предъявляемым к работе подобных центров, а сотрудники владеть всеми современными технологиями, которые сейчас есть на рынке космических услуг, в отрасли авиационных и космических приборов и установок. Центр должен взять на себя ответственность за распространение методики, навыков и знаний, присущих этой компетенции, не только на Северо-Западе или в стране, но и во всем мире. Методики «Ворлдскиллс», такие как быстрая передача технологии через ее разбор на чемпионатах, обеспечивают предметные скоростные компетенции для обучающегося. Я вижу, как быстро схватывают новые знания те ребята, которые участвуют в этих соревнованиях. Когда они возвращаются к образовательному процессу, им проще учиться, и они становятся лидерами. Секрет в том, что у участников движения появляется навык освоения новой технологии за короткое время. Работа Спе¬циализированного центра компетенций по инженерии космических систем будет, конечно, направлена на развитие движения «Ворлдскиллс». Мы будем реализовывать те задачи и проекты, которые оно перед нами поставит. Наш центр предоставит краткосрочные программы дополнительного профессионального образования, повышения квалификации, переподготовки, причем не только для молодежи, но и для людей старше 50 лет. Стоит отметить, что на Северо-Западе наш центр — единственный, а в стране мы стали вторыми. И, конечно, это значимо и для города, и для региона в целом, а прежде всего — для аэрокосмической отрасли.

— 70 образовательных программ ГУАП успешно прошли профессионально-общественную аккредитацию, которую проводила Ленинградская областная торгово-промышленная палата. Можно ли назвать ваш вуз пионером в области прохождения подобной аккредитации? И почему сегодня так важна оценка качества образования в вузах именно со стороны работодателей? 
— Необходимость такой аккредитации диктуется современными тенденциями развития любой отрасли. Вуз сегодня не просто место, где передают знания. Университет будущего, или, как мы его называем, университет 4.0, должен быть ядерной точкой в сетевом взаимодействии любых бизнес- и производственных индустриальных процессов. Университет 4.0 должен генерировать знания и разрабатывать те самые новые технологии, которые потом применяются на производстве. Именно поэтому так важна сегодня оценка работодателей. Если придерживаться этой логики развития высшего образования, то, бесспорно, только работодатели могут сказать, качественно или нет ведется подготовка специалистов в той или иной области. К тому же дополнительным толчком к тому, чтобы провести массовую профессионально-общественную аккредитацию, стал тот факт, что с 2021 года вступает в силу новое законодательство, связанное с надзорными органами. Аккредитация вузов в ее сегодняшнем понимании, которая проводится Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки, будет уходить на второй план, а вот профессионально-общественная аккредитация, осуществляемая работодателями, производственниками, выйдет на первое место. Именно она будет определять статусность любого вуза и качество образования в нем. В 2018 году ГУАП прошел процедуру государственной аккредитации Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки, коллектив был уже знаком с подобной процедурой, и это дало нам возможность смело заявить профессионально-общественную аккредитацию 70 образовательных программ. Общее количество программ по укрупненным группам — 96. Оставшиеся 26 программ не подходили под критерии аккредитации: например, по ним еще не было трех выпусков подряд. В наших планах на ближайшие пару лет аккредитовать и эти программы. Если говорить о сравнении с вузами нашего города, то мы единственный вуз, который прошел профессионально-общественную аккредитацию такого количества образовательных программ. Кстати, процедура, начатая в марте, не прерывалась из-за пандемии, была доведена до конца, и в конце июня мы получили все сертификаты. Для нас это было особенно важно, так как начиналась приемная кампания 2020 года, и мы хотели заручиться высоким мнением работодателей об обучении в ГУАП. Мы понимаем, что это очень значимо для абитуриентов и родителей, которые заинтересованы в том, чтобы получать образование в вузе, являющемся полноценным игроком среди вузов региона и готовящем высококвалифицированных специалистов в соответствующих отраслях. И это мнение экспертов-производственников, которые на деле применяют все технические навыки, изученные в теории.

— В начале октября на территории ГУАП открылось совместное студенческое конструкторское бюро (СКБ) вашего университета и компании «Силовые машины». Скажите, пожалуйста, по каким направлениям студенты будут заниматься в СКБ? Что отличает его от другого конструкторского бюро, которое есть в структуре вашего вуза?
— Одним из структурных подразделений вуза действительно является опытное конструкторское бюро (ОКБ) РЭС с полноценным рабочим циклом, которое разрабатывает радиоэлектронную аппаратуру, СВЧ-устройства, программное обеспечение для сторонних заказчиков. ОКБ привлекает к работе и наших магистров, то есть выполняет и образовательную функцию. СКБ — совместный проект ГУАП и «Силовых машин» — эта структура будет решать поставленные компанией задачи в области проектирования электрических машин, а студенты приобретут практические навыки по профилю АО «Силовые машины». Конкретные проекты станут частью выпускных квалификационных работ. Это особенно приятно, потому что такой заинтересованности в знаниях будущих специалистов я еще не встречала ни у одного из наших партнеров. Это значит, что участники СКБ со временем станут очень востребованными профессионалами: сегодня работодатель хочет сразу получить квалифицированного специалиста, который на момент поступления на работу уже будет адаптирован в среду и коллектив, и именно такую возможность дает своим участникам СКБ. В лице АО «Силовые машины» мы приобрели еще одного наставника и педагога, который дает предметные знания, знакомит с технологиями современного предприятия. В то же время компания понимает, что ей необходимо развиваться, аккумулировать развитие новых знаний, разработку и применение новых технологий, и они видят в наших студентах будущих разработчиков.

— В Инженерной школе ГУАП недавно было открыто новое подразделение — Лаборатория искусственного интеллекта. На ее открытии вы сказали, что вуз стремится создавать свои технологии искусственного интеллекта вместо того, чтобы использовать чужие. Почему это так важно? Интеллектуальные продукты будут создаваться для какой-то конкретной области или они найдут применение во всех сферах жизни общества?
— Как я сказала ранее, университет завтрашнего дня — это университет — генератор идей. Сегодня вузы не могут существовать сами по себе, они должны входить в сетевые сообщества и занимать в них равноправное место или даже быть главным игроком в определенных аспектах, связанных с разработками технологий. Конечно, каждый университет обладает своими ядерными компетенциями и в зависимости от этого является важным партнером для различного спектра предприятий промышленности, индустрии, бизнеса и других структур. Развитие науки и образования неразрывно связано с развитием индустрии. Индустрия 1.0 — механизация процессов, 2.0 — электрификация, 3.0 — автоматизация. Сегодня индустрия 4.0 и университеты 4.0 ориентированы на умное производство. Если мы хотим быть равноправными партнерами с индустриальными и технологическими производствами, мы должны развиваться в этом направлении. Умное производство — это и есть тот самый искусственный интеллект, который сейчас просто необходим для развития любой отрасли. Уже сейчас мы используем некие механизмы и принципы искусственного интеллекта в быту: это и умный дом, и возможность удаленного управления повседневными устройствами. Бесспорно, этими технологиями нужно пользоваться, поскольку они существенно облегчают наше существование. Но когда мы говорим о трансформации индустрии, то понимаем, что современный университет должен обладать новыми компетенциями в этой области и предлагать производству новые разработки в области управления умным производством, в области систем или элементов искусственного интеллекта. Мы открыли Лабораторию искусственного интеллекта, потому что для нас важно быть разработчиками, занимающимися как созданием нового производства, так и собственно управлением и внедрением передовых технологий управления этим производством. Конечно, мы не можем покрыть полный спектр индустрий. Сейчас в лаборатории проводятся работы, связанные с программно-аппаратным комплексом искусственного интеллекта для диагностики раннего рака, искусственным интеллектом для роботизированного поверочного комплекса, программно-аппаратного комплекса «Парашютист», робота-курьера. Спектр широк, но выбран неслучайно: эти работы проводятся на базе существующих в университете научных школ и являются чрезвычайно востребованными заказчиками. Благодаря этой лаборатории мы попробуем доказать, что являемся равноправным игроком в сфере разработок для индустрии 4.0. Искусственный интеллект — это уже не будущее, а настоящее. И сегодня мы хотим не просто наблюдать за рождением умного производства, а стать одним из его создателей.

— Что представляет собой проект «Дальневосточный цифровой мультиуниверситет»? Расскажите, пожалуйста, об участии в нем ГУАП.
— Это очень интересный и долгосрочный проект, и я уверена, что наблюдать за его развитием всем нам будет интересно. Правительство Сахалинской области заинтересовано в том, чтобы молодежь не уезжала работать на большую землю, а оставалась на своей малой родине. С этой целью правительство по договоренности с Сахалинским государственным университетом (СахГУ) предложило целому ряду российских вузов поучаствовать в проекте мультиуниверситета. Были отобраны четырнадцать вузов. Первокурсникам СахГУ предоставили возможность одновременно получить два высших образования: первое в СахГУ, второе — в одном из этих вузов. С теми ребятами, которые заинтересовались проектом, правительство области заключило целевые договоры, которые обязывают студента после бакалавриата в течение пяти лет отработать по специальности на Сахалине либо поступить в магистратуру и по ее окончании отработать на острове еще три года. С ГУАП разработана совместная программа по направлению бакалавриата «Информационная безопасность» — мы очень сильны в этом направлении. В СахГУ реализуется бакалаврская программа по направлению «Техносферная безопасность», и десять человек, обучающихся по этому направлению, заинтересовались возможностью параллельно получить второе высшее у нас. На первых двух курсах, где в основном одинаковые общеобразовательные дисциплины, они обучаются на Сахалине, а в ГУАП эти результаты перезачитываются. А на третьем и четвертом курсе они будут параллельно осваивать профессиональные компетенции обеих программ. Затем студенты защитят две выпускные квалификационные работы в стенах СахГУ и ГУАП и получат два диплома. Таким образом, за счет возможности, предоставленной правительством Сахалинской области, они получают вторую специальность. Проект действительно интересный, недавно я посетила СахГУ, познакомилась с нашими первокурсниками и была приятно удивлена их энтузиазмом. Они понимают, что обучение будет непростым, но при этом видят будущие профессиональные перспективы и понимают, что могут стать крайне востребованными специалистами в своей области. Хочется верить, что все десять человек дойдут до финала, будет непросто, но мы искренне желаем им удачи. Вы только представьте: разница во времени с Сахалином составляет восемь часов, однако программа работает, обучение уже идет.

— Министерство науки и высшего образования РФ выбрало ГУАП одним из 44 вузов, которые получат субсидии на цифровое развитие. По каким направлениям оно будет проведено?
— Когда мы говорим о цифровизации вузов, нужно разделять два ее объекта. Первый объект — учебный процесс. Его цифровизация ускоряет и адаптирует процесс образования и расширяет инструменты обучения под индивидуальные запросы студента, преподавателя и учебного курса, а в период пандемии обеспечивает этот процесс полностью. Второй объект — вуз как административная ячейка и его сервисы, облегчающие взаимодействие преподавателей и студентов с университетом вне образовательного процесса, например, для получения справок, стипендий, участия в конкурсах и научных исследованиях. Процесс цифровизации этих объектов запущен нами давно. В апреле, как я уже сказала, переход на дистанционное образование прошел без особых затруднений. Теперь нам остается только отшлифовывать то, что уже сделано. А вот вопрос, связанный с сервисным обслуживанием университета, всегда отходил на второй план. Сейчас разрабатывается карта субъекта ГУАП, которая будет включать в себя как физический доступ во все корпуса, общежития и библиотеку, так и авторизационные данные для доступа ко всем электронным сервисам ГУАП: личный кабинет, электронная библиотека, почта в домене университета и другие. Есть цель — постепенно оснастить все учебные аудитории вуза электронными замками, которые будут в соответствии с расписанием предоставлять доступ в аудиторию по пропуску, а также автоматически вести журнал посещения. Цифровизация бизнес-процессов вызывает экспоненциальный рост обрабатываемых данных, поэтому одним из направлений программы развития вуза является создание единого центра обработки данных ГУАП. В следующем году планируется заложить финансирование на цифровизацию методов образования. Мы рассчитываем открыть в двух корпусах ГУАП студии, в которых преподаватели смогут самостоятельно и быстро записывать лекции и учебные курсы. Уверена, что именно четкое представление того, как мы планируем процессы цифровизации университета, и позволило нам войти в число вузов, отобранных министерством для реализации этой программы.

— Что представляет собой Энергетический клуб ГУАП? Для каких целей он был создан?
— Компания «Газпром нефть» — один из наших давних партнеров — решила открыть в четырех университетах города Энергетический клуб, работа которого направлена на решение задач газо- и нефтедобывающей отрасли. В клубе можно пройти обучение по дополнительным учебным программам, программам повышения квалификации. Недавно в Энергетическом клубе стартовал акселератор «EnergyLab», в который вошли семнадцать команд из трех университетов, всего около ста человек. Команды будут предлагать свои проекты. Лучший будет реализован в «Газпром нефти». ГУАП представил три команды. Энергетический клуб интересен тем, что в нем участвуют разные вузы (ГУАП, Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, Санкт-Петербургский государственный технологический институт (Технический университет), Университет ИТМО), а значит, есть высокая конкуренция. Участники чувствуют ответственность не только за себя, но и за вуз, который они представляют. Создание клуба — инициатива корпоративного университета «Газпром нефти». Проект Энергетического клуба — это один из способов поиска и отбора будущих сотрудников компании. Надеюсь, что работа новой структуры будет полезна и вузам, и компании. Для молодежи важна работа в команде, она способствует выработке тех гибких навыков, которые необходимы для профессионала, развивает коммуникативные компетенции.

— Планируется ли в этом году проведение всероссийского форума «КосмоСтарт»? И если да, то в каком формате?
— Да, V юбилейный форум пройдет с 3 по 5 декабря. Как и прежде, нас поддерживает «Роскосмос», ведь «КосмоСтарт» способствует патриотическому воспитанию, осознанию того, что Россия — космическая держава, а мы — лидеры в этой отрасли и во многом первопроходцы. Конечно, в этом году форум будет в дистанционном формате. С одной стороны, это даст возможность гораздо большей аудитории виртуально посетить мероприятия «КосмоСтарта», но, с другой стороны, через экран компьютера сложно передать атмосферу форума. В прошлом году было восемнадцать интерактивных площадок, среди экспертов были и летчики-космонавты, и летчики-испытатели. В этом году вся активность перенесена в онлайн. Мы будем по максимуму использовать интерактивное взаимодействие со зрителями, а еще постарались пригласить как можно больше интересных участников — так, в этот раз кроме летчиков-космонавтов на форум приедут члены сборной России по высшему пилотажу, чемпионы мира. Надеемся, что отдельные мероприятия форума все-таки пройдут очно при участии учеников петербургских школ, конечно, если это будет возможно в условиях пандемии.

— 25 января 2021 года ГУАП исполняется 80 лет. В нынешней нестабильной ситуации в мире сложно делать какие-то долгосрочные прогнозы и все же: как вуз планирует отметить юбилей?
— Пандемия внесла коррективы в наши юбилейные планы. Старт юбилейному году дан, все, что возможно, мы проведем и будем транслировать для всех желающих онлайн: это и награждение студентов и сотрудников вуза, и торжественное заседание ученого совета вуза, которое состоится 25 января. В каждую юбилейную дату мы проводим слет выпускников на одной из крупных площадок города. Это массовое мероприятие, которое посещают около шести тысяч человек, и мы планировали провести его в апреле. Однако понимаем, что этим планам не суждено сбыться так скоро. Однако как только пандемия завершится, мы обязательно соберем наших дорогих выпускников!

Беседовала Елена СЕРЕБРЯКОВА
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ВЕСТНИК ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ. 9 (164) НОЯБРЬ 2020
Источник:  https://nstar-spb.ru
Короткая ссылка на новость: https://www.nstar-spb.ru/~da8QL