«У России в области театра есть чему учиться»

 

2 Октября 2018

«У России в области театра есть чему учиться»

Интервью с ректором Российского государственного института сценических искусств Натальей Владимировной Пахомовой.

— Уважаемая Наталья Владимировна, в одном из интервью вы сказали, что убеждены в том, что очень важно сохранить традиции вуза и его атмосферу. Что, по вашему мнению, отличает Российский государственный институт сценических искусств (РГИСИ) от других театральных вузов нашей страны? Можно ли говорить о петербургской ¬театральной школе? И если да, как бы вы ее описали?
— РГИСИ по праву считается старейшей театральной школой нашей страны. В следующем году ему исполнится 240 лет. Он ведет свою родословную от Драматической школы, основанной Иваном Афанасьевичем Дмитревским в 1779 г. в Санкт-Петербурге. С ней связаны имена великих актеров, театральных художников, а впоследствии режиссеров, историков театра, критиков, театральных менеджеров. В настоящее время институт обучает практически всем театральным профессиям, охватывает все виды сценических искусств (потому так и называется!) и принадлежит к крупнейшим театрально-образовательным комплексам мира. Одна из важнейших традиций, которые развивает наш вуз, — это комплексное обучение, сочетание широкого гуманитарного образования с обучением театральному ремеслу. РГИСИ является практически театральным университетом, где огромное значение придается воспитанию личности будущих деятелей театра, формированию их мировоззрения, эстетических взглядов, художественного вкуса, творческой этики, а также их культурного багажа. Важнейшей особенностью нашего вуза является разнообразие творческих направлений в обучении, их тесная связь с корневыми традициями отечественного театрального искусства и современными тенденциями сцены.
Опора на фундамент профессионального мастерства и интегрированность в современный театральный процесс — вот, пожалуй, то, что является залогом высочайшего рейтинга выпускников института. Мы по праву гордимся выпускниками нашего вуза, как корифеями театра и кино, такими как Николай Симонов, Николай Черкасов, Аркадий Райкин, Василий Меркурьев, Георгий Жжёнов, Сергей Юрский, Алиса Фрейндлих, Марина Неёлова, Михаил Боярский, Дмитрий Нагиев, Игорь Скляр, Олег Погудин, Лариса Гузеева, Юрий Гальцев, Елена Воробей, Константин Хабенский, Михаил Пореченков, Ксения Раппопорт, так и новыми звездами — Елизаветой Боярской, Данилой Козловским, Дмитрием Лысенковым и многими-многими другими талантливыми молодыми артистами, которые сегодня создают яркие образы на сцене и экране.
Конечно же, черты петербургской ¬театральной школы четко различимы в их творчестве. Это, как мне кажется, в первую очередь четкое ощущение театральной формы, мастерская «сделанность» роли, номера или спектакля, ясность художественной мысли и творческого посыла, владение широким арсеналом выразительных средств, не ограничивающихся стилистической тенденцией какого-либо одного направления. Именно эта «универсальность» обеспечивает успешную интегрированность наших выпускников в самые различные творческие коллективы, их «выживаемость» в разные театральные времена.

— Нужно ли, с вашей точки зрения, что-то менять в учебном процессе института? Расскажите, пожалуйста, открываются ли в РГИСИ новые направления подготовки, профессиональной переподготовки?
— Конечно, каждое новое время приносит новые веяния и ставит новые задачи. Есть сегодня и новые направления, связанные с развитием различных форм перформативного искусства, иммерсивного, социального, физического театра, с развитием новых технологий на сцене и в кино, что требует обновления учебных программ, привлечения новых педагогов, набора курсов на базе или совместно с различными театральными организа¬циями, где эти новые формы сценического искусства получают яркое творческое развитие. Очень важными направлениями развития театрального образования являются ¬поиск и продвижение междисциплинарных форм обучения, которые мы можем развивать с вузами и организациями-парт¬нерами. Не менее важным направлением нашей работы должно стать и развитие среднего специального образования, ориентированного на театральную сферу. Мы давно думаем о создании при РГИСИ специального театрального лицея, который бы и готовил резерв для поступления в наш вуз, восполнял потребность театров в технических специалистах так называемого среднего звена. Перспективной частью нашего образовательного процесса должны стать переподготовка творческих кадров и повышение квалификации, создание профильных курсов для специалистов, уже работающих в театре. Это особенно важно, скажем, для театральных технологов, менеджеров, словом тех, кто непосредственно связан с развитием новых технологий и материальной сферы ¬театров. За последние годы мы многого достигли в области развития магистерской подготовки. Был создан специальный магистерский факультет, где было реализовано около двенадцати оригинальных магистерских программ, направленных на освоение современных форм театрального искусства. Однако развитие двухступенчатой системы профессионального образования тем не менее требует не забывать и о специфике подготовки специалистов по традиционным специальностям. И здесь наиболее острой проблемой является отстаивание специфики обучения некоторым театральным специальностям. Здесь, как еще и еще раз убеждает практика, нельзя мириться с тенденциями к унификации образования, которые не учитывают специфики нашей отрасли. Так, в течение уже нескольких лет мы не можем добиться возвращения такой системы ¬обучения режиссеров, которая на практике вполне доказала свою обоснованность. Речь идет о бесплатном втором образовании для режиссеров, куда по определению должны поступать люди зрелые, зачастую имеющие уже одну специальность и жизненный опыт. Отмена льгот на бесплатное обучение режиссеров, уже имеющих одно высшее образование, наносит существенный урон профессии и ставит почти неразрешимую дилемму перед мастерами, набирающими режиссерские курсы. Вторая проблема — это возможность получения бесплатного магистерского образования для выпускников специалитета по творческим спе¬циальностям. Это также вопрос во многом творческий, связанный с развитием новых междисциплинарных направлений современной театральной культуры. И наконец, третья проблема состоит в том, что в последние годы были сокращены бюджетные места по заочной форме обучения для актерской специальности. А ведь именно возможность заочного обучения — это путь к повышению профессионального статуса для актерского состава театров в регионах, где зачастую работают люди, не имеющие базового образования. Именно эта форма обучения являлась весьма действенной также и в деле подготовки театральных кадров для национальных театров народов России.

— Только что закончилась приемная кампания. Можете ли вы подвести ее итоги? Удивила ли она вас чем-то или ее итоги были ожидаемы? На какие спе¬циальности конкурс был наиболее высок?

— Нынешняя приемная кампания лишь еще раз подтвердила творческий рейтинг нашего вуза. Учиться в РГИСИ едут буквально со всех концов нашей страны, из ближнего и дальнего зарубежья, и конкурс стабильно высок. Конечно, более всего востребованы актерские специальности (по разным видам театра). Курсы набирали такие известные мастера театра, как С. Бызгу, В. Рецептер, В. Туманов, И. Благодер, И. Стависский. Режиссеров набирали Г. Козлов, А. Праудин… И здесь конкурсная борьба разгорелась нешуточная. Однако с удовлетворением отмечу, что серьезный конкурс был у театроведов и магистров, что свидетельствует о росте интереса к теоретическим вопросам театра, а также к междисциплинарным проблемам. Отрадно и другое: многие из абитуриентов, пробуясь в разные вузы Москвы и Петербурга, в итоге выбирали именно наш вуз.

— Расскажите, пожалуйста, об уникальном профессорско-преподавательском составе вашего института. Трудно ли руководить творческим коллективом?
— Что касается наших преподавателей, мало сказать, что каждый из них является крупным специалистом в своей области, прежде всего — это люди творческие. Большинство из них совмещают преподавательскую работу с активной профессиональной деятельностью. И это накладывает особый отпечаток, но и придает особую динамичность, позволяет теснее связывать педагогический процесс с практикой. Так, студенты Г. М. Козлова, И. Р. Штокбанта, С. Я. Спивака, Р. Р. Кудашова тесно связаны с Театром «Мастерской», Театром Буфф, Молодежным театром, Большим театром кукол. Многие из наших мастеров-практиков являются крупнейшими педагогами-¬теоретиками, создателями или исследователями театральных систем. К таким корифеям принадлежат Л. Додин, В. Фильштинский, Э. Кочергин, В. Гален¬деев, С. Черкасский, Л. Грачёва. Они — педагоги, имеющие высокий международный рейтинг. Конечно, руководить творческими людьми непросто, да собственно слово «руководство», пожалуй, не совсем подходит. Задача ректора в данном случае заключается в том, чтобы обеспечить им наиболее благоприятные условия для творчества, предвидеть те перспективы, которые открываются в вузе благодаря открытиям и идеям мастеров.

— Устраивает ли вас материально-техническая база РГИСИ?
— Одной из главных проблем, которые сегодня стоят перед руководством РГИСИ, является проблема развития и модернизации материально-технической базы. Историческое уютное здание на Моховой улице сегодня срочно нуждается не просто в капитальном ремонте и реставрации, но и в существенной модернизации, в приспособлении помещений к нуждам театрально-образовательного процесса. К сожалению, на протяжении десятилетий этот вопрос не имел положительного решения. Не был закончен капитальный ремонт другого учебного корпуса, расположенного напротив, в здании бывшего Тенишевского училища, не был реализован имеющийся проект реконструкции общежития института, расположенного на Васильевском острове. Причины такого положения дел заключались в нехватке средств, в межведомственных спорах, в невыполненных обязательствах подрядчиков… Сегодня благодаря помощи и поддержке Министерства культуры удалось запустить этот ремонтно-реконструктивный процесс, и мы надеемся, что в ближайшие годы РГИСИ получит, наконец, современную материально-техническую базу.

— Как вы считаете, театральные вузы — это замкнутые и самодостаточные сообщества или же они поддерживают связи и реализуют какие-то совместные проекты как у нас в стране, так и за рубежом?

— Плодотворность творческих связей между театральными вузами не требует каких-либо доказательств. РГИСИ — один из самых открытых театральных вузов не только в нашей стране, но и за рубежом. У нас проходят десятки мастер-классов коллег из других стран. Мы дружим и обмениваемся с театральными школами Германии, Италии, Финляндии, Венгрии, Польши, Румынии, Испании, Чехии, Китая… Наши педагоги ведут занятия в школах-партнерах. ¬РГИСИ является одним из инициаторов создания Ассоциации театральных школ Европы. Наши студенты участвуют в десятках международных театральных конкурсов, а также выезжают со своими спектаклями за рубеж, успешно участвуя в фестивалях театральных школ. И дело здесь не только в формальных успехах и количестве мероприятий. Дело в том, что наша школа вызывает неподдельный и пристальный интерес во всем мире. У России в области театра есть чему учиться. Это система Станиславского, методы Мейерхольда, Михаила Чехова, методики современных театральных педагогов. Так, например, уроки таких наших профессоров, как Лев Додин, Ве¬ниамин Фильштинский и Валерий Галендеев становятся событиями в театральном мире многих стран, не говоря уже о театральных вузах России. Востребованность русской театральной школы проявилась в последние два года даже в том, что мы совместно с Центральной театральной академией Китая развернули широкую программу обучения китайских студентов по спе¬циальности «актерское искусство» с целью получения выпускниками двух дипломов. Мы тесно сотрудничаем с театральными вузами Польши, Голландии, Испании… Не говоря уже о партнерстве с московским ¬ГИТИСом, с которым мы очень часто обмениваемся педагогами и спектаклями.

— Сегодня ведутся споры об этических принципах, которыми должен или не должен руководствоваться современный ¬театр, о возможности или невозможности цензуры в этой сфере. Какова ваша точка зрения?

— Вопрос поставлен очень правильно. В современном открытом и свободном обществе речь должна идти не о запретительных санкциях и мерах, а о внутренней ответственности художника, деятеля театра перед обществом, перед зрителями, перед нашим временем. Задача театрального вуза, как мы уже говорили, состоит в том, чтобы воспитать не просто профессионала, но прежде всего художника, которому должны быть присущи такие личностные качества, как ответственность, этичность и самоцензура. Ведь вопрос о том, что можно, а что нельзя вещать со сцены, что можно, а что нельзя показывать, — прежде всего содержательный.

— Актерскому мастерству сейчас ¬обучают многие учебные заведения, для которых эта специальность вообще не является профильной, появляется много актерских курсов для взрослых. Как вы к этому относитесь? Это создает для возглавляемого вами вуза какую-то конкуренцию?
— Вопрос о подготовке театральных специалистов в непрофильных вузах достаточно острый. Театральные (преимущественно актерские) курсы расплодились в последние два десятилетия. Но в итоге конкуренции не получилось. Качество подготовки непрофильных вузов весьма низкое, и это проявляется тогда, когда их выпускники пытаются устроиться на работу в театры. Они проигрывают нашим выпускникам еще и потому, что лучшие абитуриенты, как правило, поступают к нам. Мне кажется, что непрофильные вузы могут открывать лишь профилированные актерские программы, целенаправленно связанные с основным профилем вуза. Тогда это было бы хоть как-то оправдано. В целом же, на мой взгляд, нужно прекратить морочить голову абитуриентам, обещая им актерские перспективы, перестать распылять бюджетные средства и передать все бюджетные места в профильные вузы и их филиалы. Это позволило бы и поднять зарплату подлинным высококлассным специалистам, которые работают у нас. Непрофильные вузы могут реализовывать платные программы.

— Поддерживают ли известные выпускники РГИСИ связь со своей alma mater?
— Наши выпускники вне зависимости от степени их известности по большей части не теряют связи с институтом на Моховой. Они бывают здесь не только в связи с какими-то знаменательными датами, но и на занятиях своих мастерских. Самые именитые из них помогают институту в решении насущных проблем в тех случаях, когда требуется авторитетная поддержка во властных или административных структурах. Многие регулярно проводят творческие встречи и мастер-классы. Но главное, практически девяносто процентов преподавательского состава (в числе которого множество знаменитостей) — выпускники РГИСИ. Надо сказать, что и мастера пристально следят за своими учениками. Так, например, В. М. Фильштинский сохраняет единство своей творческой мастерской, постоянно поддерживая связь со ¬своими звездными выпускниками.

— В РГИСИ вот уже больше десяти лет ежегодно проходит конференция «Феномен актера: профессия, философия, эстетика». Удается ли организаторам и участникам каждый год делать ее ак¬туальной и оригинальной? Какие темы провоцируют самые интересные дискуссии?
— Ежегодная аспирантская конференция «Феномен актера» была организована нашим профессором Ю. А. Васильевым, который является одним из крупнейших педагогов сценической речи, автором десятков книг по методике преподавания своего предмета. Особенностью этой конференции является сочетание теоретических, историко-театральных и методических проблем сценической педагогики. В рамках этого форума молодые ученые и педагоги выдвигают новые идеи, представляют результаты ¬своих разработок и выносят их на обсуждение в профессиональной среде. Практически все молодые ученые и педагоги нашего вуза проходят апробацию своих работ на этой конференции. В частности, здесь открыто и остро обсуждаются проблемы актерского искусства в контексте современного театрального процесса, вопросы новых перформативных жанров и внедрения в театр новых технологий.

— РГИСИ проводит всероссийский конкурс театральных рецензий для старшеклассников «Пишу о театре». Расскажите о нем, пожалуйста, более подробно.
— Этот конкурс был организован несколько лет назад по инициативе декана театроведческого факультета Евгении ¬Эдуардовны Тропп. И, безусловно, стал в своем роде уникальным. Используя наряду с традиционными современные методы коммуникации в социальных сетях, организаторы добились широкого охвата аудитории потенциальных участников. Результаты не замедлили сказаться. Помимо того что существенно расширился круг интересующихся театром молодых людей, вырос конкурс поступающих на такие театральные специальности, как театроведение, менедж¬мент и режиссура. И что самое важное, это начинание имеет еще одну, очень важную цель. В век растущего дилетантизма, провоцируемого развитием псевдокультурного блогерства, наши специалисты нашли способ эффективного продвижения профессионального подхода к выработке у молодежи собственного эстетического вкуса и художественных критериев.

— Как в профессии актера сочетаются ремесло и талант? Считается, что ¬обучить можно ремеслу, а вот талант может быть дан только свыше. Согласны ли вы с этим? Можно ли вообще научить быть артистом?
— Говорят, что в искусстве актера — все от Бога! Талант дается свыше. Однако театральный вуз может распознать талант, ¬обучить ремеслу, сформировать мастерство и воспитать личность актера. В этом — предназначение театральной школы!

Беседовала Евгения ЦВЕТКОВА
Фотографии предоставлены РГИСИ
Источник:  http://nstar-spb.ru/
Короткая ссылка на новость: https://www.nstar-spb.ru/~no0EH