«Соблюдение закона, профессионализм и порядочность»

 

30 Мая 2014

«Соблюдение закона, профессионализм и порядочность»

Интервью начальника Санкт-Петер-бургского института повышения квалификации работников Федеральной службы исполнения наказаний России полковника внутренней службы Сергея Владимировича Назарова.

— В этом году отмечается 135-летие образования уголовно-исполнительной системы, а ваш институт отмечает свое 20-летие. Каковы основные вехи его становления?
— История нашего учебного заведения началась 15 июня 1994 г., когда был создан Межрегиональный учебный центр службы по исправительным делам и социальной реабилитации ГУВД Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Его работа была направлена на организацию и проведение первоначальной профессиональной подготовки вновь принятых на службу сотрудников уголовно-исполнительной системы для исправительных учреждений Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Первый выпуск слушателей состоялся в декабре 1994 г. Следующим этапом развития образовательного учреждения стала его реорганизация. Приказом МВД России «О создании учебных центров ГУИН МВД России» от 5 февраля 1996 г. № 49 Межрегиональный учебный центр службы по исправительным делам и социальной реабилитации ГУВД Санкт-Петербурга и Ленинградской области был преобразован в Межрегиональный учебный центр ГУИН МВД России (с 1998 г. — ГУИН Минюста России), в задачи которого входило обеспечение кадровых потребностей уже не только Санкт-Петербурга и Ленинградской области, но и многих регионов России в профессиональной подготовке сотрудников основных служб уголовно-исполнительной системы. В 1997 г. на базе учебного заведения были организованы специальные курсы по подготовке среднего начальствующего состава. Со временем возникла необходимость создания самостоятельного, принципиально нового многопрофильного учебного заведения дополнительного профессионального образования для работников основных пенитенциарных специальностей. Для реализации данной задачи приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 30 января 2001 г. № 27 на базе Межрегионального учебного центра ГУИН Министерства юстиции Российской Федерации был создан Санкт-Петербургский институт повышения квалификации работников УИС Минюста России (с 2005 г. — ФСИН России).

— Какие из наиболее важных задач стоят перед коллективом института?
— Приоритетными задачами института являются: удовлетворение потребностей специалистов уголовно-исполнительной системы в получении знаний о новейших достижениях в области пенитенциарной теории и практики, передовом отечественном и зарубежном опыте. Значительный объем занимает организационно-методическое и научное обеспечение учебно-воспитательного процесса учебных центров уголовно-исполнительной системы; организация и проведение научных исследований, направленных на обеспечение практической деятельности и учебного процесса; научная экспертиза программ, проектов, рекомендаций других документов и материалов в области уголовно-исполнительной политики государства.
Немаловажными представляются и качественная подготовка сотрудников к пресечению противоправных действий осужденных, обеспечение грамотного применения личным составом необходимых специальных средств, выработка умений и навыков адекватно реагировать на возникающие конфликтные ситуации, в том числе при проявлении агрессии и провокационных действий со стороны осужденных, при безусловном, конечно, соблюдении норм закона. Необходимо подготовить сотрудников с правовой точки зрения, чтобы они не боялись действовать жестко, когда имеют на это право.
Приоритетной задачей остается и внедрение в образовательный процесс инновационных технологий. Основные усилия в данном случае направлены на совершенствование систем видеонаблюдения, внедрение систем контроля управления доступом, которые применяются для осуществления пропускного режима на всех объектах исправительного учреждения. В зависимости от типа данные системы могут распознавать личность по отпечатку пальца, сетчатке глаза, по карте или чипу с электронным кодом.

— Если можно, несколько слов об истории образования уголовно-исполнительной системы и о том, что она представляет собой сегодня.
— 12 марта 1879 года (27 февраля по старому стилю) император Александр II издал Указ об организации Главного тюремного управления, положивший начало созданию единой пенитенциарной системы государства, но ее зарождение и формирование начинались задолго до этого числа.
В 1895 году Главное тюремное управление было передано в ведение Министерства юстиции и просуществовало в нем до 1922 года. Последние преобразования уголовно-исполнительной системы России завершились в начале 2005 года, когда была образована Федеральная служба исполнения наказаний (ФСИН) России. Пенитенциарная система России представляет сегодня многогранную, сложную и в то же время самодостаточную структуру, взаимодействующую со всеми государственными органами и службами, большинством общественных движений и организаций.
По состоянию на 1 февраля 2014 г. в учреждениях УИС содержалось 674,1 тыс. человек. В учреждениях содержится 55,1 тыс. женщин. При женских колониях имеется 13 домов ребенка, в которых проживает 656 детей. Медицинское обслуживание осужденных и подследственных обеспечивают 132 больницы различного профиля, а также медицинские части или здравпункты в каждом учреждении, 59 лечебных исправительных учреждений для больных туберкулезом, 9 лечебных исправительных учреждений для больных наркоманией.
В состав УИС также входят: 2460 уголовно-исполнительных инспекций, в которых состоят на учете 452,7 тыс. чел., осужденных к наказаниям, не связанным с лишением свободы; 587 центров трудовой адаптации осужденных. При исправительных и воспитательных колониях функционируют 319 вечерних общеобразовательных школ и 549 учебно-консультационных пунктов, 333 профес-сионально-технических училища, действуют 555 храмов, 702 молитвенные комнаты.
Штатная численность персонала УИС составляет 307,1 тыс. чел., в том числе аттестованных сотрудников — 217,2 тыс. чел. В составе УИС действуют 8 учреждений высшего профессионального образования, 3 института повышения квалификации, 32 учебных центра, научно-исследовательский институт уголовно-исполнительной системы, научно-исследовательский институт информационных технологий. Действительно, общая картина поражает своим размахом. В масштабах страны вряд ли найдется субъект Российской Федерации, свободный от вопросов, касающихся службы исполнения наказаний.

— Вы почти тридцать лет своей жизни посвятили работе в правоохранительных органах, прошли путь от инспектора отдела безопасности тюрьмы «Владимирский централ» до руководителя образовательного учреждения. Каково ваше личное восприятие тех изменений, которые произошли в пенитенциарной системе страны за последнее десятилетие?
— Идя навстречу современным требованиям общества о гуманизации всех сфер деятельности государства, руководством страны поставлена задача сформировать систему исполнения наказаний, соответствующую нормам международных стандартов, способствующую возвращению осужденных в общество социально полезными гражданами и в то же время надежно изолирующую общество от опасных преступников.
Без сомнения, перемены, произошедшие за последние годы в уголовно-исполнительной системе, значимы и заметны. Все мероприятия проводятся в рамках реализации Концепции развития УИС до 2020 г., которые включают не только совершенствование уголовно-исполнительного законодательства, его гуманизацию, но и строительство новых исправительных учреждений, их техническое оснащение, обеспечивается улучшение бытовых условий в местах лишения свободы. Наша деятельность стала более прозрачной и понятной для общественности. Отрадно, что наряду с решением вопросов соблюдения прав и свобод лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы, не забыты и сотрудники, чей ежедневный труд заслуживает особого уважения.

— Как, на ваш взгляд, воспринимает общество реалии процесса исправления лиц, находящихся в местах лишения свободы?  
— Три года назад проводился эксперимент, чтобы выяснить ответ на этот и другие вопросы. На тот момент выяснилось, что о работе учреждений и органов, исполняющих наказания, большинство опрошенных (62 % респондентов студенческой выборки и 78 % — других категорий населения) имеют весьма поверхностное представление. К реальности исправления осужденных население относится весьма скептически: верят в это меньше четверти опрошенных, сомневаются примерно половина, а считают вовсе нереальным — более пятой части. Кроме того, 59 % студентов и 44 % представителей других категорий населения полагают, что после отбытия наказания в виде лишения свободы освобожденные из ИУ вернутся к преступной деятельности. Я думаю, что за три прошедших года отношение населения в процентном выражении изменилось, но не сильно. Это в большей степени зависит не от ФСИН, а от социальных условий, в которые возвращается человек из мест «не столь отдаленных». Ждет ли его кто-то там? Над этим всему обществу стоит подумать и совместно с нами поработать.

— Не секрет, что уголовный мир устанавливает в исправительных учреждениях свои порядки и заставляет по ним жить даже случайно попавших за решетку людей. Как оградить обычных осужденных, например попавших в «казенный дом» за бытовые преступления или ДТП?
— Тюремная субкультура складывалась веками. Она, конечно, менялась точно так же, как и меняется любое общество. Мир вокруг не стоит на месте. Но во все времена те, кто считает преступность своим ремеслом, пытались насаждать эту субкультуру. С другой стороны, я должен сказать, что никакой романтики и благородства в среде преступников нет. Не стоит идеализировать осужденных лишь на основе фольклора и душещипательных баек, надо в первую очередь помнить о том горе, которое они принесли своим жертвам и их семьям. Среди уголовников существуют жесточайшая иерархия и жесточайшая борьба за место под солнцем.
Чтобы оградить людей, впервые попавших в места лишения свободы, от влияния криминала, ограничить развитие уголовных порядков, в соответствии с законом предусмотрено раздельное содержание заключенных. В законе есть несколько категорий лиц, которых надо держать отдельно. Начиная со следственного изолятора, предусмотрено раздельное содержание несовершеннолетних, женщин, а также тех, кто впервые попал в места лишения свободы.

— Многие представители общественных организаций часто критикуют систему исполнения наказаний. В чем вы с ними согласны, а в чем нет?
— Любая критика в адрес системы исполнения уголовных наказаний нужна и полезна. Она позволяет более тщательно разобраться в существующих проблемах, в частности касающихся соблюдения прав человека в пенитенциарных учреждениях. С другой стороны, иногда после целого ряда необоснованных критических замечаний напрашивается вывод об их заказном характере. Поэтому нужно очень внимательно разбираться по каждому поводу, ставшему причиной критического обращения и пристального внимания общественности. Осужденные время от времени жалуются на условия содержания в колониях, на плохое питание, на низкую оплату труда, где-то не хотят работать, где-то соблюдать режим. Такие проблемы чаще возникают в колониях общего режима, а жалобы, как правило, исходят от лиц, оказавшихся в местах лишения свободы впервые, и, следовательно, еще не знакомых с правилами поведения, субкультурой. По этой причине многое воспринимается ими с протестом.
ФСИН — это не закрытая, а даже чересчур открытая служба, работу которой нередко политически ангажируют. Сотрудники, которые работают в исправительных учреждениях, нередко подвергаются провокациям: зачастую под предлогом заботы об осужденных так называемые «правозащитные» организации и объединения пытаются дестабилизировать деятельность исправительных учреждений, подталкивают содержащихся в нем лиц на провокации и даже массовые неповиновения законным требованиям администрации. На устранение этих негативных последствий, разъяснительную, воспитательную работу отвлекается большое количество людей, дополнительных сил и средств.

— Какие мероприятия запланированы в рамках празднования юбилея института?

— Праздничные мероприятия намечены на 17—18 июня. В первый день планируется проведение Международной научно-практической конференции на тему «Дополнительное профессиональное образование: состояние, проблемы перспективы», в работе которой помимо представителей образовательных организаций правоохранительных органов России, вузов Санкт-Петербурга примут участие сотрудники пенитенциарных ведомств США, Германии, Финляндии, Латвии. Во второй день планируется проведение торжественного собрания, в рамках которого будет организовано вручение знамени институту и награждение отличившихся сотрудников, а также проведение праздничного концерта.

— Какие категории учащихся получают образование в вашем учебном заведении?
— В 2013 г. было реализовано 49 программ повышения квалификации по должностным категориям среднего и старшего начсостава УИС, основными из которых являлись сотрудники оперативных аппаратов, подразделений охраны, режима, надзора, безопасности, розыска, конвоирования, специалисты отделов специального учета, кадровых и юридических служб, сотрудники уголовно-исполнительных инспекций и др., а также 6 программ первоначальной подготовки сотрудников, вновь принятых на службу в УИС.

— Какова учебно-материальная база института? Достаточна ли она, по вашему мнению?

— Учебно-материальная база института представляет собой комплекс материальных, технических и информационных средств, включающих учебные и учебно-вспомогательные помещения, спортивные сооружения, технические средства обучения и т. д. Так, в учебном процессе используются 24 учебных аудитории, 10 из которых специализированные, практически все они оформлены стендами учебно-информационного характера. Институт располагает библиотеками (в том числе секретной), столовой на 250 мест, благоустроенными общежитиями на 251 койко-место. Функционирует учебный полигон, включающий 11 учебных мест.
В настоящее время мы не стоим на месте. На учебном полигоне планируется сделать учебные места: КПП по пропуску людей и дежурная часть колонии, а также оборудуется ситуационный центр.

— Кто определяет содержание программ обучения и в чем их особенности?
— Все программы в обязательном порядке согласуются с профильными управлениями ФСИН России. По структуре и содержанию все программы соответствуют квалификационным требованиям к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей; нормативам учебной нагрузки слушателей; установленным правилам оформления программ; ориентированы на современные образовательные технологии и средства обучения. Содержание программ периодически обновляется, особое внимание при этом уделяется ориентированию на соответствующие сферы профессиональной деятельности и современные методы обучения.

— В вашем учебном заведении наверняка применяется особая методика подготовки специалистов?
— Действительно, образовательное учреждение готовит сотрудников по различным программам и методикам. Если на курсах первоначальной подготовки изучаются основы правовых знаний (норм законов, ведомственных приказов и инструкций), основные приемы владения оружием, боевыми приемами самбо, использования специальных средств, то по программам повышения квалификации с офицерским составом углубленно рассматриваются вопросы, связанные с противодействием терроризму и наркомании, уделяется время психологическим и воспитательным приемам работы с осужденными, обеспечения безопасности персонала и лиц, находящихся на территории исправительных учреждений, преподается множество других специальных дисциплин.
Разработаны специальные программы для подготовки специалистов в области оперативно-розыскной деятельности, безопасности, со-циальной и воспитательной работы, охраны и конвоирования. Занятия проводятся как в аудиториях, так и на естественных полигонах.
В последнее время в институте стало доброй традицией проведение обучающих семинаров со священнослужителями Русской православной церкви, на которых можно получить новую информацию о тюремном капеланстве, знания, необходимые для выполнения режимных требований на закрытой территории. По данным опросов, среди верующих православных осужденных почти в два раза меньше злостных нарушителей режима.

— Поддерживает ли институт связи с зарубежными образовательными учреждениями или правоохранительными органами?
— Разумеется, в рамках международного сотрудничества в институте реализуются следующие основные направления: обобщение и формирование базы данных об опыте работы исправительных учреждений и служб пробации зарубежных стран; взаимодействие с институтами гражданского общества; подготовка методических материалов о деятельности религиозных организаций в исправительных учреждениях зарубежных стран; проведение совместных исследований; участие в международных грантах в сфере правоохранительной деятельности; разработка учебного и методического мате-
риала для проведения различных видов учебных занятий с учетом зарубежного пенитенциарного опыта; внедрение международных стандартов обращения с осужденными в деятельность учреждений ФСИН России; организация и участие сотрудников института в международных научно-представительских мероприятиях; обмен сотрудниками в рамках соглашений о творческом сотрудничестве с зарубежными партнерами; стажировка сотрудников института в образовательных учреждениях зарубежных стран; обучение сотрудников новым приемам и методам работы с заключенными.
В 2013 г. нами были заключены соглашения о международном сотрудничестве с Верийской тюремной миссией; с Департаментом шерифа
г. Пеория (США, Иллинойс); а также подписан меморандум о намерениях заключения соглашения о творческом сотрудничестве с Западным Иллинойским университетом (США). Ранее были заключены соглашения о творческом сотрудничестве с Академией подготовки тюремного персонала Министерства юстиции Норвегии; Учебным центром Главного управления мест заключения Министерства Латвийской Республики.
Сейчас ведется работа по заключению соглашений о творческом сотрудничестве с Западным Иллинойским университетом (США), Департаментом службы пробации округа Грант (США, Индиана), Департаментом исполнения наказаний Монголии, в том числе Институтом исполнения судебных решений, департаментами пенитенциарных учреждений министерств юстиции Германии, Канады, Финляндии.

— Как вы думаете, не отпугнут ли молодого сотрудника реалии жизни, с которыми ему придется столкнуться?

— Надеюсь, что нет. Если у сотрудника есть внутренняя убежденность в правоте своих действий, необходимости помощи людям, попавшим в беду, если это будет поддерживаться обществом и государство будет создавать все необходимые для работы условия, то, уверен, в уголовно-исполнительной системе будут работать лучшие. В частности, директором ФСИН и руководством ведомства предпринимаются конкретные шаги, направленные на социальную защищенность сотрудников. Главные условия — это соблюдение закона, профессионализм и порядочность. Абсолютное большинство офицеров пенитенциарной службы всегда отличались высоким представлением о долге и справедливости, неуклонным желанием честно служить своему Отечеству и народу.
Беседовал Илья ТЕЛЕГИН
Короткая ссылка на новость: https://www.nstar-spb.ru/~ec3oe