«Сегодня армия обретает новый облик»

 

27 Сентября 2016

«Сегодня армия обретает новый облик»

Интервью начальника Михайловской военной артиллерийской академии генерал-майора Сергея Анатольевича Баканеева.

— Уважаемый Сергей Анатольевич, в чем уникальность вашего учебного заведения? Какие задачи возложены на академию?

— Отвечая на этот вопрос, можно подчеркнуть, что Михайловская военная артиллерийская академия существует с 1820 года, то есть является одним из старейших военно-учебных заведений России. У нее богатые традиции, замечательные выпускники, ученые и педагоги. С деятельностью академии связаны имена 257 георгиевских кавалеров, 95 Героев Советского Союза, 7 Героев России, ряда видных военных и государственных деятелей. В прошлом году труд коллектива академии отмечен высокой наградой — орденом Жукова. Это уже третий отечественный орден на Боевом Знамени академии.
«Уникальный», значит, единственный, неповторимый. Под это определение однозначно подпадает ракетно-артиллерийское направление деятельности нашего учебного заведения. В современной армии России нет других вузов с подобной специализацией. В истории отечественного артиллерийского образования не имеет аналогов широта задач, которые решает академия. Наконец в наше время только в академии готовят для Ракетных войск и артиллерии кадры высшей квалификации.
Уникальность и заслуги Михайловской артиллерийской академии признаны на международном уровне. Не так давно академия получила статус методического центра по профилю артиллерийского образования армий — стран участниц Организации договора коллективной безопасности.
Основная задача академии — подготовка кадров для Ракетных войск и артиллерии Сухопутных войск, Воздушно-десантных войск, Береговых ракетно-артиллерийских войск ВМФ, ФСБ России, войск Национальной гвардии. Кроме того, академия в рамках международного военно-технического сотрудничества готовит специалистов для армий иностранных государств. Например, в этом учебном году у нас проходят обучение офицеры и курсанты более чем 30 стран. Желающих больше, но наши возможности не безграничны.
Академия решает и ряд других важных ­задач:
— Ученые и педагоги академии ведут фундаментальные и прикладные научные исследования в интересах рода войск и по другим направлениям.
— В академии осуществляется подготовка научно-педагогических и научных кадров высшей квалификации; профессиональная переподготовка и повышение квалификации офицеров.
— Нашему учебному заведению доверена переподготовка и дополнительная подготовка личного состава соединений и частей Ракетных войск и артиллерии на новые и перспективные образцы вооружения.
Мы занимаемся обеспечением практической подготовки обучающихся, боевых стрельб и подготовки пусков ракет; проведением ежегодных всеармейских состязаний командиров артиллерийских батарей и конкурсов командиров артиллерийских дивизионов.

— Расскажите о научной работе, которая ведется в академии. Задействованы ли сотрудники академии в разработках для ракетных войск и артиллерии? Поддерживает ли академия связь с промышленностью?
— Научная работа относится к одному из важных видов деятельности академии. Она направлена на решение научно-практических задач в интересах Вооруженных Сил Российской Федерации и непосредственно рода войск.
Научные исследования ведутся в рамках следующих отраслей науки: военные, технические, педагогические, экономические, исторические и социологические. Актуальность научных исследований в данных отраслях науки определяется интересами Ракетных войск и артиллерии Вооруженных Сил Российской Федерации в их строительстве, развитии, а также интересами совершенствования образовательного процесса академии и выполнения исследований по военно-научному сопровождению работ государственного оборонного заказа. Научные исследования проводятся во взаимодействии с органами военного управления, исполнительной власти, научно-исследовательскими организа­циями, предприятиями оборонно-промышленного комплекса.
Ряд исследований направлен на совершенствование образовательной деятельности, в том числе:
— создание модели системы управления качеством профессиональной подготовки специалистов РВиА в академии;
— повышение педагогического мастерства и качества подготовки военных специалистов по специальному и техническому обеспечению РВиА;
— разработку методики формирования профессиональных компетенций при преподавании оперативно-тактических (тактических) и военно-технических (военно-специальных) дисциплин, оценивания уровня сформированности профессиональных компетенций у обучающихся.
Инициативные работы подразделений академии являются логическим продолжением, развитием или поиском новых направлений разрабатываемых в рамках комплексных ­научно-исследовательских работ.
Научную основу выполняемых исследований составляют 20 сформированных ­научных школ, в составе которых трудятся ученые академии: 19 действительных членов различных академий; 22 члена-корреспондента различных академий; 7 имеют звание «Заслуженный деятель науки (науки и техники) РФ»; 9 почетных профессоров академии; 7 имеют звание «Заслуженный работник высшей школы»; 2 имеют звание «Заслуженный военный специалист».
В настоящее время РВиА являются одним из наиболее наукоемких родов войск и без тесного взаимодействия между разработчиками, производителями и потребителями невозможно дальнейшее эффективное развитие.
Руководство академии уделяет значительное внимание укреплению всестороннего взаимодействия и связи между заказчиком вооружения и производителями. На сегодняшний день все участники данного процесса и их общение обеспечивают непрерывное сопровождение образцов вооружения рода войск на всех этапах жизненного цикла.
Составной частью научной работы является рационализаторская изобретательская работа. Показателем в области рационализаторской и изобретательской работы яв­ляется тот факт, что за 2015–2016 учебный год личным составом академии подано и получено: рационализаторских предложений — 187; патентов на изобретение и полезную модель — 6; свидетельств программ для ЭВМ — 20.
Новаторы академии принимали активное участие в выставочных мероприятиях: ежегодно проводимом Международном военно-техническом форуме «АРМИЯ-2016» на базе конгрессно-выставочного центра Военно-патриотического парка культуры и отдыха Вооруженных Сил Российской Федерации «Патриот» (г. Кубинка Московской обл.); Международной выставке «День инноваций Министерства обороны Российской Федерации», проводимой в г. Москве; Международной выставке «ИНТЕРПОЛИТЕХ-2015» (г. Москва).
На базе академии функционирует Центр технической поддержки технологий и инноваций (ЦПТИ), который используется ­научно-педагогическим составом и научными работниками, а также слушателями и курсантами для поиска информационных ресурсов РОСПАТЕНТА при выполнении НИР, разработке диссертаций, дипломов и курсовых работ.
Не менее важной частью научной работы является военно-научная работа обучающихся, которая организуется и проводится кафедрами академии. Всего в этой работе участвует более 60 процентов обучающихся. Результатом этой работы является участие обучающихся в проводимых конкурсах, форумах, конференциях. К примеру, ежегодно слушатели и курсанты награждаются премиями, дипломами, грамотами Минобразования России, Министром обороны РФ, другими ведомствами (в 2015–2016 учебном году награждены премиями — 5 обучающихся, дипломами — 30, грамотами — 70).
В целях обмена положительным опытом, научными достижениями, получения научной информации и доведения научных результатов до широкой общественности академия имеет научные связи с Российской академией ракетных и артиллерийских наук, Академией военных наук; организациями Министерства обороны Российской Федерации: Центром военно-стратегических исследований Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации, Военно-научным комитетом Вооруженных Сил Российской Федерации, Главным штабом Сухопутных войск, Управлением начальника Ракетных войск и артиллерии Сухопутных войск, с научно-исследовательскими организациями Министерства обороны и многими другими учреждениями.

— В одном из интервью вы сказали, что академия руководствуется принципом опережающего обучения. Что ­имеется в виду?
— Ситуация в военной сфере быстро изменяется под влиянием военно-технического прогресса и других факторов. Так, конструктор ракетной техники военного назначения академик Юрий Семёнович Соломонов утверждает, что в недавнем прошлом в ракетной технике 40 процентов объема работ было связано с информацией, 60 процентов с носителем. Сегодня это соотношение диаметрально противоположное.
Непрерывно развиваются и взгляды на организацию и ведение боевых действий, повседневную деятельность войск. Тем не менее из опыта истории известно, что армия России зачастую готовилась к войнам прошлого, что дорого стоило нашей стране. Эта ситуация не должна повториться. По­этому для нас приоритетным является принцип опережающего обучения. Ориен­тация на этот принцип содействует разрешению противоречия между текущими взглядами на обучение и воспитание и достаточно длительным (до пяти лет) временем обучения и последующей адаптацией выпускников к должностным обязанностям. Ведь все это время меняются условия, содержание профессиональной деятельности, в том числе исчезают и появляются те или иные профессиональные компетенции.
Мы видим широкий спектр путей реализации принципа опережающего обучения. Прежде всего, это формирование у слушателей и курсантов желания и умения само­стоятельно и непрерывно приобретать новые знания, умения и навыки, совмещать службу с учебой. Мы также укрепляем связь академии с войсками в самых различных формах, в том числе участвуя в экспериментальных уче­ниях. Оперативно, ежегодно учитываем потребности войск внесением изменений в программы обучения. Реализации этого принципа содействуют научные исследования в академии по актуальным и перспективным проблемам военного дела. Эти разработки обогащают и содержание учебного процесса. Очень важным является сотрудничество со специалистами ОПК: наши ученые и педагоги принимают непосредственное участие в испытаниях вооружения и боевой техники, которая в перспективе поступит в войска. Наконец, командование вуза добивается, чтобы академия была в числе первых, куда поступают новые образцы военной техники и вооружения. Мы помним, что истоки этого подхода уходят в 1912 год, когда он был закреплен в военном ведомстве приказом о поступлении новой техники именно для артиллерии, а потом — других родов оружия.

— Не так давно академия отметила свое 195-летие. Не за горами 200 лет. Идет ли уже сейчас подготовка к юбилею? Что планируется успеть к этой дате? Какой вы видите академию через пять лет?

— В нашем учебном заведении дорожат его историей и традициями. Поэтому каждую годовщину основания академии, отмечаемую 7 декабря по новому стилю, рассматриваем как одно из главных событий жизни ее коллектива, ветеранов и выпускников. Работа вокруг истории академии носит систематический, отнюдь не кампанейский характер, и можно говорить о выработке устоявшегося алгоритма в ее организации, формах, но не содержании. Тем не менее двухсотлетний юбилей академии — это особая дата, которую бы хотелось отметить особенно ярко и нестандартно.
Если обратиться к истории, то о подготовке к празднованию так и не состоявшегося 100-летия со дня основания Михайловского артиллерийского училища и академии энтузиасты-михайловцы задумались уже в 1905 году. Это была общественная инициатива. Уже тогда на страницах журнала «Михайловец», издаваемого в учебном заведении, было размещено обращение к сослуживцам и выпускникам разных лет с напоминанием об этом юбилее и просьбой представить воспоминания, артефакты, связанные с исто­рией альма-матер многих поколений русских артиллеристов.
О том, как достойно отметить 200-летие нашего учебного заведения, мы задумались, отмечая его 195-летнюю годовщину. Контуры этой работы намечены.
Одним из ее ведущих направлений является расширение документальной базы по истории академии. По инициативе заместителя начальника академии по учебной и научной работе полковника С. В. Буга наши слушатели плодотворно работают в Военной библиотеке Генерального штаба в Санкт-Петербурге, одном из самых ценных книгохранилищ в России. Сканированы, скопированы десятки интересных документов, книг, позволяющих глубже понять жизнь академии до 1917 года. Группа офицеров академии была командирована в Российский государственный архив кинофотодокументов в Подмосковье. По итогам этой командировки существенно обновлен документальный фильм об истории учебного заведения. Определенные надежды мы возлагаем на работу с документами, хранящимися в Московском Доме русского зарубежья имени Александра Солженицына, кстати, артиллериста в годы Великой Отечественной войны. В конечном итоге расширение источниковой базы позволит обновить экспозицию Музея Михайловской артиллерийской академии, ожидающего реконструкции к юбилею в целом.
Реконструкция исторического прошлого не самоцель, а стимул и материал к размышлению для взгляда в будущее. Наше учебное заведение было учреждено в переломную эпоху развития науки, технологий и военного дела. Именно в XIX веке произошел, в частности, поворот от ударной к огневой тактике боевых действий. Математика как учебная дисциплина, определяющая фундамент образования артиллеристов, стала языком науки.
Сегодня армия обретает новый облик едва ли не на аналогичном переломном этапе истории. Этот процесс вступает в завершающую фазу. И наше видение академии в юбилейный год неотделимо от взгляда на новый облик армии, поскольку военные училища и академии всегда считались эталоном армейской жизни и боевой учебы и стремились таковыми быть.
Удастся ли нам быть на высоте поставленной цели? Основатель Михайловского артиллерийского училища и академии великий князь Михаил Павлович неоднократно напоминал своим воспитанникам о том, что «ежечасное самоотвержение, постоянство и терпение в трудах, без ропота, без устали; сколь они почтенны». Эта мысль и определяет нашу стратегию и работу вокруг подготовки и проведения предстоящего юбилея.

— Известный советский конструктор Василий Гаврилович Грабин говорил о «духе коллективизма», «товарищеской спайке», которые вырабатываются у солдат, овладевающих сложнейшей артиллерийской техникой. Присущи ли эти качества артиллеристам сегодня? Как удается развить и поддержать их?
— Так говорил не только этот легендарный конструктор артиллерийского вооружения, окончивший нашу, в то время Военно-техническую, академию в 1930 году. Служба в артиллерии действительно вырабатывает коллективизм, но и настоятельно требует быть носителем этой черты психологии солдата и офицера. Не зря артиллерию называют «коллективным родом оружия». Это определение — альфа и омега жизни воинских коллективов РВиА.
Было бы упрощением считать, что коллективизм формируется автоматически. Воинский коллектив в своем развитии проходит от стадии формальной сплоченности до зрелости. Как следствие, он требует постоянной, повседневной работы, в том числе индивидуальной. Она предполагает учет разных факторов и полной самоотдачи со стороны командиров, а в вузах и преподавателей. Среди этих факторов — многонациональность воинских коллективов, элементарная психологическая совместимость.
В отличие от войск, в военно-учебных заведениях задача формирования коллективизма облегчается, поскольку абитуриенты более однородны по жизненным целям и другим личностным особенностям, выявляемым в ходе достаточно жесткого профессионального отбора. В вузах очень многое зависит не только от командира, но и педагогической и военной культуры преподавателей, особенно кураторов подразделений. Мы взыскательно спрашиваем и с них за состояние дисциплины, сплоченности в курсантских подразделениях.
Практика показывает, что психология коллективизма скрепляется гордостью за службу в роде войск, учебном заведении, батарее, взводе, на курсе. Формируя это чувство, мы следуем сентенции, утверждавшейся в сознании русских солдат и офицеров столетия назад: «Все полки русской армии одинаково хороши, но один из них лучше всех, и это, конечно, свой собственный».

— День ракетных войск и артиллерии отмечается в нашей стране 19 ноября. Вне вашей профессиональной среды немногие знают, почему для праздника был выбран именно этот день. Расскажите об этом нашим читателям, пожалуйста.
— Празднование памятных дат военной истории глубоко укоренилось в жизни армии со времен Петра Великого. Артиллерия стала первым родом войск, которая была удостоена собственного праздника. Первоначально он назывался «День артиллерии Красной Армии», с 1964 года — «День Ракетных войск и артиллерии». Артиллеристам и ракетчикам хорошо известно то содержание дискуссии, которая предшествовала учреждению праздника.
Одним из первых инициаторов, выдвинувших идею в годы Великой Отечественной войны об установлении праздника артиллерии, был начальник Артиллерийского музея полковник Я. Ф. Куске, увязав его дату с завершением Сталинградской битвы. Однако на заседании ГКО мнения по поводу этой идеи разделились. Большая часть его членов посчитала, что достаточно Дня Красной Армии — единого праздника для всех родов оружия. Только Н. А. Вознесенский и А. И. Микоян поддержали оспоренную идею. Точки над i расставил Верховный Главнокомандующий И. В. Сталин. Он заявил: «Я за то, чтобы у артиллерии был свой праздник. Она этого заслужила».
Определяясь с датой праздника, руководство страны посчитало наиболее оптимальным предложение члена Военного Совета артиллерии Красной Армии генерала И. С. Прочко отмечать праздник артиллеристов 19 ноября, приурочив его к годовщине начала контрнаступления советских войск под Сталинградом в 1942 году. Однако праздник был учрежден в ознаменование заслуг артиллерии в ходе Великой Отечественной войны в целом, а не в отдельном сражении.
В академии день Ракетных войск и артиллерии по факту один из самых любимых и значительных праздников. На протяжении десятилетий выработан устоявшийся ритуал и традиции его проведения. Они опреде­ляются общими требованиями и нормами воинской культуры и нормативными актами: торжественное построение всего личного состава, вынос Боевого Знамени, объявление приказов по случаю праздника. Особый «ракетно-артиллерийский колорит придает­ возложение в этот день венков и цветов к монументу «Мать-Родина» и памятной доске «Артил­леристам-михайловцам» на Пис­карёвском мемориальном кладбище, возложение цветов к могилам артиллеристов-михайловцев на кладбищах Петербурга. По-военному красив и лаконичен ритуал поздравления михайловцев командованием Западного военного округа в Петропавловской крепости. Он завершается производством полуденного выстрела из пушки. Среди «изю­минок» праздника можно также назвать подведение промежуточных итогов состязаний по стрельбе и управлению огнем, обязательное исполнение стоя всей академией от всей души и сердца в завершение концерта в честь праздника легендарной со времен Великой Отечественной войны «Песни артиллеристов» на музыку Т. Хренникова, слова. В. Гусева. Разу­меется, в центре внимания — ветераны ракетных войск и артиллерии, ветераны Великой ­Отечественной войны, которых, к сожалению, на сегодняшний день осталось у нас в строю очень мало.
Но каких! Участники Великой Отечественной войны, как лучшие из лучших воинов, Г. К. Кравцов А. С. Круковский, А. К. Епихин (последнему три года назад, через 70 лет после награждения, была вручена еще одна награда — медаль «За Отвагу»), Ю. С. Фёдоров, который достиг после войны положения крупного военного ученого, организатора ­военной науки в стенах Михайловской военной артиллерийской академии.

Беседовала Евгения ЦВЕТКОВА
Источник:  http://nstar-spb.ru/
Короткая ссылка на новость: https://www.nstar-spb.ru/~lms2q