«Мы работаем для яркого будущего страны»

 

2 Июня 2013

«Мы работаем для яркого будущего страны»

— В сентябре Университету кино и телевидения исполнится 95 лет. Расскажите, пожалуйста, об основных вехах истории вуза. Кинематограф и телевидение — две отрасли, которые получили в XX веке наибольшее развитие. Удавалось ли университету идти в ногу со временем?
— Наш университет является одним из двух специализированных кинематографических вузов России. Он был учрежден 9 сентября 1918 года декретом Совнаркома как Высший институт фотографии и фототехники, призванный готовить технических специалистов для кинематографии. Острая необходимость подготовки квалифицированных кадров для звукового кино привела в 1930 году к его преобразованию в Ленинградский институт киноинженеров.
В 90-е годы благодаря открытию экономического факультета и факультета экранных искусств Ленинградский институт киноинженеров превратился в высшее учебное заведение университетского уровня. Эта трансформация была официально закреплена в 1998 году, когда институт получил статус университета и стал называться Санкт-Петербургским государственным университетом кино и телевидения (СПбГУКиТ). Наш вуз всегда развивался в соответствии с вектором времени, задаваемым культурными и социально-экономическими процессами, прои-сходящими в обществе.
Сегодня Университет кино и телевидения является единственным отраслевым вузом Министерства культуры Российской Федерации. Он включает Институт экранных искусств, Институт экономики и управления, Институт медиатехнологий, Институт цифрового кинематографа, Московский киновидеоинститут (на правах филиала), Институт повышения квалификации, факультет массовых коммуникаций, заочное отделение, докторантуру и аспирантуру. В университете действуют два докторских диссертационных совета. Профессорско-преподавательский состав университета насчитывает более 500 человек и отвечает квалификационным требованиям Министерства образования и науки РФ. Более 150 преподавателей отмечены отраслевыми и государственными наградами, свыше 30 человек имеют почетные звания. В настоящее время в университете обучаются около 6000 студентов, в том числе более 130 иностранных граждан.

— Вы упомянули, что СПбГУКиТ — единственный отраслевой вуз Министерства культуры. В чем же проявляется его отраслевой характер и уникальность?
— Не столько принадлежностью к Министерству культуры, сколько широкой «гаммой»
реализуемых университетом образовательных направлений: творческое,  экономическое, гуманитарное и инженерное. СПбГУКиТ — это единственный вуз, готовящий весь спектр специалистов, необходимых киноиндустрии, телевидению и массмедиа. При этом ни одно из образовательных направлений не имеет приоритета перед другими. Творческое направление является таким же важным для университета, как инженерное, экономическое или гуманитарное.
Необходимо отметить, что обучение в аспирантуре университета также осуществляется по самому широкому диапазону отраслей наук. Это физико-математические, технические, экономические и философские науки, а также искусствоведение. В то же время из всего круга вузов Министерства культуры, только в нашем вузе существует диссертационные советы, которые принимает к защите докторские и кандидатские диссертации по техническим и экономическим наукам.  

— Какие специальности являются самыми молодыми, а какие существуют с момента основания вуза?
— В Высшем институте фотографии и фототехники с момента его основания готовили художников-фотографов, художников-графиков, фототехников, инженеров-полиг-рафов, инженеров-химиков и инженеров-механиков.
По мере развития отечественного кинематографа открывались новые, необходимые для отрасли инженерные специальности: «Приборостроение», «Аудиовизуальная техника» и другие.
В 90-е годы мы начали готовить специалистов по творческим и экономическим направлениям: режиссеров и звукорежиссеров кино и телевидения, кинооператоров и киноведов, менеджеров, экономистов и продюсеров, а с 2003 года  —
по связям с общественностью и рекламе.
Самыми «молодыми» направлениями подготовки  в вузе на сегодняшний день являются «Журналистика», «Информационные системы и технологии» и «Инноватика».

— Что интересует сегодняшних абиту-риентов? Замечаете ли вы, что появляется и исчезает мода на те или иные направления подготовки, а что-то остается традиционно популярным?
— Среди творческих наиболее востребованными являются специальности «Режиссер игрового кино- и телефильма», «Режиссер телевизионных программ» и «Звукорежиссер аудиовизуальных искусств». Кроме того, стабильно высоким спросом пользуются экономические направления.
В последнее время возрос интерес к инженерным специальностям: радиотехнике, электронике и наноэлектронике, приборостроению. Современные абитуриенты понимают, что профессиональное владение теле- и киносъемочным оборудованием является залогом их успешной профессиональной карьеры.
На сегодняшний день интерес абитуриентов к университету стабильно высок. Он определяется следующей формулой: творчество, техника, управление, массовые коммуникации.

— Вы работаете в СПбГУКиТ более тридцати лет, перед вашими глазами прошло несколько поколений абитуриентов, студентов и выпускников. Как вам кажется, в какое время молодежь была более талантлива, творчески одарена? При современном уровне развития кино- и телеиндустрии остаются ли молодые люди такими же увлеченными, одухотворенными, как их предшественники, которые были во многом ограничены технически, имели меньше возможностей знакомиться с опытом своих и зарубежных коллег?
— В каждом поколении абитуриентов есть талантливые и увлеченные ребята, которые стремятся к знаниям и реализации твор-
ческих проектов. Для этого университет обладает необходимой технической базой. Например, с помощью системы захвата движения, которая в Санкт-Петербурге установлена только у нас, студенты могут создавать визуальные эффекты, как в лучших голливудских кинофильмах.
Не менее важно и то, что студенты в нашем вузе имеют возможность общаться с известными российскими и зарубежными актерами, режиссерами, продюсерами, которых мы приглашаем для проведения мастер-классов. Рутгер Хауэр, Александр Сокуров, Федор Бондарчук, Эльдар Рязанов, Сергей Безруков, Владимир Меньшов и другие мэтры делятся своим уникальным опытом, дают практические советы, и это особая составляющая атмосферы вуза.

—Активно ли участвуют ваши студенты в конкурсах и фестивалях и насколько успешно?
— Активность участия наших студентов в различных фестивалях традиционно очень высока. Каждый год сотни студенческих работ принимают участие в фестивалях и конкурсах регионального, российского и мирового масштаба.
Впечатляют результаты этого года. Например, на XX Открытом конкурсе студенческого и дебютного кино «Святая Анна», проходившем в апреле 2013 года в Москве, работы наших студентов и выпускников получили 70 % всех призов. А ведь нашими соперниками были не только ВГИК, но и другие серьезные российские киношколы!
Фильм «F5» выпускника 2012 года Тимофея Жалнина, ученика Сергея Овчарова, заведующего кафедрой режиссуры СПбГУКиТ, завоевал Гран-при и приз критики в конкурсе «Кинотавр. Короткий метр», а также был представлен во внеконкурсной программе Каннского фестиваля. Помимо этого, у фильма есть еще более десятка российских и международных наград.
За последние годы многие работы наших выпускников получили весомые награды и зрительское признание. Картина режиссера Артёма Антонова «Столичный скорый» была номинирована на студенческого «Оскара». Звукорежиссер Кирилл Василенко получил «Нику» за работу над фильмом «Девятая рота» Федора Бондарчука. Фильм «Итальянец» режиссера Андрея Кравчука был выдвинут на премию «Оскар». Его же работа «Адмиралъ» получила четыре  премии «Золотой орел» в разных номинациях. Максим Дроздов, оператор фильма «Бумажный солдат», на Венецианском фестивале получил приз «Озелла» за лучшую операторскую работу.
Мне кажется, это показатель качества подготовки специалистов в нашем университете.
Кроме того, наш университет активно участвует в городских, всероссийских и международных творческих конкурсах и фестивалях. Среди них: «Студенческая весна», «Я —
молодой!», «Арт-студия», «Серебряный якорь», «Золотая осень»,  международные фестивали «Балтийская феерия», «Город нашей дружбы», а также Дельфийские игры.
— Сотрудничает ли СПбГУКиТ с российскими и зарубежными кино- и телевизионными студиями? Есть ли возможность у ваших студентов проходить практику за границей?
— Если понимать под «практикой» изучение студентами зарубежного оборудования, технологий и принципов организации производства в рамках практической деятельности за рубежом, то, безусловно, да.
Ежегодно в университете реализуется несколько проектов, направленных на развитие сотрудничества между зарубежными и российскими вузами. При этом формируются студенческие съемочные группы, снимающие фильмы на заданную тему в разных странах. В каждый творческий коллектив входят будущие продюсеры, сценаристы, режиссеры, операторы, звукорежиссеры, видеоинженеры, обучающиеся в университетах разных стран. В ходе реализации таких проектов студенты нашего университета работают и на зарубежных студиях, например на одной из крупнейших студий Европы «Ciudad de la Luz» («Город света»).
Следует особо отметить, что СПбГУКиТ был выбран в качестве партнера Службой Олимпийского вещания OBS, созданной Международным олимпийским комитетом. Двести шестьдесят студентов университета прошли обучение по программе телевизионного образования BTP (Broadcast Training Programme), участие в которой принимают всего лишь семь вузов России. Ребята, успешно закончившие курс подготовки, будут работать в течение одного-двух месяцев в Олимпийском телецентре Сочи — 2014 на оплачиваемых должностях помощников телеоператоров, видеоинженеров, ассистентов телерепортеров, комментаторов, звукооператоров, ассистентов по логистике и помощников экономистов. Олимпийский телецентр оснастят самой современной телеаппаратурой, в нем будет работать большое количество ведущих зарубежных специалистов, рабочий язык персонала центра — английский. Лучшей практики для изучения спортивного телевизионного вещания мирового уровня придумать невозможно!
Продолжается работа в рамках сотрудничества университета с Обществом бытовой электроники Института инженеров по электротехнике и радиоэлектронике IEEE. Эта ведущая инженерная организация мира объединяет более 400 000 специалистов. Студенты снимают видеосюжеты о конференциях общества, которые проходят в разных странах, и размещают их на созданном ими же канале вещания общества, посещают основные мировые выставки электроники. Например, в этом году несколько человек посетили крупнейшую выставку мира по электронике CES (Consumer Electronics Show) в Лас-Вегасе, где были представлены телевизионная аппаратура и компьютерная техника.
Проект, позволяющий студентам изучать лучшие мировые образцы оборудования и технологий для производства фильмов и телевизионных программ, реализуется в рамках сотрудничества с Международной ассоциацией производителей телевизионного оборудования IABM и Обществом вещания Института инженеров по электротехнике и радиоэлектронике IEEE. Наши студенты, которые на протяжении последних десяти лет являются бессменными победителями конкурса на лучшую научную работу, получают возможность поехать за счет IABM и IEEE на крупнейшую европейскую выставку телевизионного оборудования — Международный съезд вещателей IBC (International Broadcasting Convention).

— Довольны ли вы технической оснащенностью СПбГУКиТ? Есть ли возможность у студентов реализовывать все свои творческие идеи в стенах вуза?
— Кино и телевидение базируются на использовании технических средств, поэтому и задача совершенствования технологической базы университета, нашего «второго дома», будет первостепенной всегда.
В первую очередь это необходимо для создания студентам и преподавателям соответст-вующих технических условий проведения учебного процесса, научных исследований и творческого проектирования. Здесь требуются не только финансовые ресурсы (мы их ищем и находим), но и комплексный подход в стиле концепции «умного дома — умного университета», когда разнообразные технические устройства интегрируются в единый комплекс. Примером такого решения является наш новый киноконцертный зал, в котором установлены такие высокотехнологичные системы, как объемное изображение 4К, многокамерный телевизионный комплекс с возможностью прямых телетрансляций, записи и монтажа телепрограмм и впервые установленная в высшем учебном заведении России система 64-канального звуковоспроизведения DOLBY Atmos.
Особое значение мы придаем оснащению университета «техникой для творчества». В то же время если говорить о возможности студентов реализовывать все свои творческие идеи в стенах вуза, то им для этого «и целого мира будет мало». Все-таки наша задача — дать качественную подготовку по предметам, составляющим основу профессиональной деятельности выпускников, а для этого в наших стенах есть все условия.

— Расскажите о фестивале студенческих фильмов Университета кино и телевидения «ПИТЕРКИТ», который вуз провел уже в двенадцатый раз.
— За двенадцать лет жизни фестиваля «Питеркит» более 700 студенческих фильмов вышли на всероссийскую и международную «кинематографическую арену».
Наш фестиваль — это главный профессиональный праздник студентов Института экранных искусств СПбГУКиТ, к которому они готовятся целый год. Это время напряженной работы и ожиданий  признания профессионального мастерства.
Предстоящий XIII «Питеркит» пройдет с 25 по 28 октября 2013 года. Он заметно расширит свои горизонты. Жюри впервые возглавят известные деятели российского кино (ведутся переговоры с Глебом Панфиловым, Инной Чуриковой, Владимиром Хотиненко и другими).

— Среди ваших медийных ресурсов есть собственный телеканал. Кто определяет его содержание? По чьей инициативе он был создан?
— Телеканал «КиТ-ТВ» создан по инициативе Службы информации и общественных связей университета с целью популяризации различных аспектов его деятельности. Он появился у нас совсем недавно, но на данный момент уже реализована техническая возможность вещания внутри университетской телевизионной сети: на плазменных панелях и в Интернете. Содержание определяется исходя из самых интересных событий и свершений вуза. Это видеоролики, посвященные жизни университета, поздравления, а также другой интересный для студентов и преподавателей материал. Среди прочего демонстрируются фильмы и анимационные ролики наших студентов,  являющиеся призерами различных фестивалей и конкурсов, а также лучшие дипломные работы наших выпускников.
Кроме того, «КиТ-ТВ» — важный инструмент работы приемной комиссии: во время приемной кампании и дней открытых дверей абитуриенты наблюдают за тем, как живут и что умеют наши студенты. Развивая этот ресурс, мы сотрудничаем с молодежным интернет-каналом «Мир» и другими телеканалами в плане обмена контентом, интересным молодежи.

— Расскажите, пожалуйста, с какой целью в вашем вузе функционирует отдел по психологической работе? Как вы думаете, в каждом ли вузе нужно заниматься психологической поддержкой и сопровождением студентов?

— Отдел по социальной и психологической работе был создан в 2011 году для решения двух основных задач. Первая — это психологическое сопровождение студентов, аспирантов и преподавателей в сложных жизненных ситуациях, помощь им в решении конфликтных вопросов, связанных с учебным процессом. Таким образом мы профессионально, быстро и эффективно справляемся с большинством возникающих проблем. При этом используются такие инструменты, как индивидуальные консультации, круглые столы, беседы, встречи с психологами.
Вторая задача — это внедрение адаптационных и развивающих программ, специально разработанных нашими специалистами для студентов: адаптация первокурсников, развитие творческого потенциала, школа студенческого са-
моуправления, командообразование, разработка и создание проектов, тренинги для тренеров, развитие волонтерского движения и многое другое. В ходе подобных занятий формируются команды, выявляются перспективные лидеры, на которых впоследствии опираются и педагоги, и однокурсники.
У научно-преподавательского состава наиболее популярны: управление процессами в стиле коучинга, инновационные методы в преподавательской деятельности, развитие педагогического мастерства и школа кураторов. Считаю, что в любом вузе психологические службы могут стать важным звеном в едином целенаправленном процессе воспитания и обучения студентов.

— Сегодняшние студенты имеют возможность оперативно знакомиться со всеми кинематографическими премьерами, телеви-зионными новшествами благодаря сети Интернет. Как вам кажется, такая интегрированность в зарубежное кино- и телевизионное пространство мешает или помогает становлению будущего художника?
— Вне этой интегрированности сегодняшние студенты существовать уже не могут. И это замечательно, что можно посмотреть практически любой фильм, не выходя из дома, аудитории или общежития. Студенты в курсе всех мировых премьер, они имеют возможность знакомиться с отечественными и зарубежными шедеврами прошлого и настоящего, тем самым формируя свое творческое видение и мастерство.
Мы видим, что информационное поле значительно расширилось. Но, как показывает жизнь, количество талантов от этого не увеличивается. Талант, а тем более гений, — субстанция особенная, планированию не поддающаяся. Она определяется многими обстоятельствами — врожденными качествами, воспитанием, приобретенными в социуме навыками.
Мы выращиваем будущих профессионалов кино и телевидения, а потому должны создать для них особые условия, дать возможность взойти тем росткам их таланта, которые заложили в них природа и Господь Бог. Этим и занимаемся.

 

Короткая ссылка на новость: https://www.nstar-spb.ru/~RXaWr