275 лет первой русской балетной школе

 

29 Апреля 2013

275 лет первой русской балетной школе

— В этом году академия отмечает 275-летие со дня своего основания. Расскажите об истории ее создания и о том, какие торжества запланированы по случаю юбилея.
— Как известно, Академия Русского балета имени А. Я. Вагановой была основана по указу императрицы Анны Иоанновны французским танцмейстером Жаном Батистом Ланде. Случилось это 4 мая 1738 г., когда в Зимнем дворце начались занятия «иноземным танцеванием» с 12 девочками и мальчиками из семей дворцовых служащих. За свою историю «Танцевальная Ея Императорского Величества школа» прошла длительный путь развития: от школы до высшего учебного заведения. В ее истории были различные периоды: помимо танцовщиков с 1779 г. школа готовила музыкантов (в 1862 они перебрались в только что открытую консерваторию) и артистов драмы — до 1930-х гг. Именно с этого времени наше учебное заведение стало именоваться Ленинградским хореографическим училищем и в 1991 г. получило статус академии. Ее история — это живая летопись русского балета, символ его развития и непрекращающегося роста. Нынешний юбилей академия отмечает с особым размахом. Праздничные торжества открылись в Москве 7 декабря 2012 г. гала-концертом на сцене Музыкального театра имени К. Станиславского и В. Немировича-Данченко. 13–15 марта 2013 г. в академии прошла приуроченная к юбилею Международная очная научно-практическая конференция на тему «Хореографическое образование: Россия и Европа. Состояние и перспективы». В рамках конференции состоялось очередное заседание УМО высших учебных заведений Российской Федерации по образованию в области хореографического искусства. Однако основные торжества состоятся 26 июня 2013 г.,
в день рождения А. Я. Вагановой, на сцене Александринского театра.
 
— Существует ли какой-то рейтинг хореографических вузов? Какие критерии являются для него определяющими? Что помогает вашей академии оставаться одной из лучших балетных школ не только России, но и мира?
— Официального рейтинга хореографических вузов не существует. Да и, наверное, не может существовать, поскольку в нашей стране профильных балетных вуза всего два. Это Академия Русского балета имени А. Я. Вагановой и Московская государственная академия хореографии. Именно эти учебные заведения реализуют весь возможный спектр образовательных программ в области балета, выпуская не только исполнителей, но и педагогов балета, хореографов, искусствоведов, концерт-
мейстеров и даже продюсеров. Остальные учебные заведения, готовящие артистов балета, являются колледжами или училищами,
т. е. относятся к системе среднего профессионального образования. Относительно критериев хочу сказать, что мы как вуз, с одной стороны, стремимся соответствовать всем установленным в системе образования требованиям к качеству (а в чем это не удается — наверстываем), с другой — постоянно проверяем себя на верность профессиональным традициям, являющимся залогом развития учебного заведения. Именно опора на педагогическую традицию, ее непрерывность позволяет нам оставаться одной из лучших балетных школ. Не менее важную роль в этом играет и исторически сложившаяся связь академии с Мариинским театром, благодаря чему актуальное состояние балетного театра служит источником постоянного обновления педагогической системы.

— В 1991 г. Ленинградское академическое хореографическое училище имени А. Я. Вагановой получило статус академии. Расскажите, для чего учебному заведению, долгие годы успешно существовавшему как училище, получать статус высшего учебного заведения?
— Прекрасный вопрос… Действительно, в 1991 г. мы стали вузом. Отмечу, что о необходимости преобразования Ленинградского хореографического училища в вуз говорила еще А. Я. Ваганова на конференции по хореографическому образованию в Москве в 1938 г.
Однако по какой-то странной исторической случайности, а может быть, в силу такой причины, как Великая Отечественная вой-
на, вопрос о вузовском статусе оказался отложен на неопределенное время. При этом системы подготовки в области музыки, изобразительного искусства и театра давно являются вузовскими, и это не вызывает никаких вопросов. На практике в течение всего советского периода артисты балета оставались самыми социально незащищенными: получив среднее образование в 18–19 лет, они начинали профессиональную деятельность, которую завершали, как правило, к 38–40-летнему возрасту. Таким образом, в середине жизненного пути они оказывались без высшего образования и вынуждены были фактически начинать жизнь заново — получать образование. Некоторые, имея предрасположенность к педагогической деятельности, не имели формального права ее вести по вышеуказанной причине. Именно поэтому в 1991 г. ученым советом академии при поддержке Министерства культуры было принято решение о реорганизации училища в вуз. Это позволило создать уникальную систему непрерывного балетного образования, в рамках которой артисты балета в 19 лет получают высшее исполнительское образование бакалаврского уровня и после окончания профессиональной деятельности могут при желании продолжить обучение по уже новым профильным профессиям, поступив на программы «балетная педагогика», «искусство хореографа», «искусствоведение», «продюсерство».

— Четыре года назад академия была признана «нетиповым учебным заведением для детей и подростков, имеющих выдающие-ся способности». Что отличает академию от типовых вузов? Как долго вы добивались присвоения вашему учебному заведению этого статуса и какие возможности и привилегии он обеспечивает?
— В целом процесс присвоения этого статуса занял около 10 лет. Дело в том, что балетное образование обладает целым рядом специфических особенностей, несвойственных другим видам образования. Ключевая из них — направленность всего образовательного процесса на достижение главной цели: профессиональное воспитание инструмента танцовщика — его тела, или, как мы говорим, телесного аппарата. Отсюда и ранний прием на обучение — в 10-летнем возрасте, когда тело еще податливо к изменениям и поддается профессиональной коррекции; и обязательность особых физических данных у поступаю-
щих, таких как выворотность (способность до предела разворачивать ноги в тазобедренном суставе), шаг (способность свободно поднимать ноги в разные стороны), особая форма стопы и т. д. Исходя из этого, начиная обучать детей профессии в столь раннем возрасте, мы входили в противоречие с Законом «Об образовании» (1992 г.), который устанавливал возможность профессионального обучения лишь с 15 лет. Не секрет также, что многие дети, поступившие в училище, в дальнейшем оказываются неспособны продолжать обучение и отчисляются, что разрешалось законодательством только по достижении
15 лет. Это старая проблема, возникшая еще в советское время в процессе кристаллизации системы общего образования. Желая защитить сложившуюся традицию подготовки артистов балета, мы стали добиваться статуса, который позволил бы нам работать в прежнем режиме. На помощь нам пришел тот же Закон «Об образовании» (1992 г.), предусматривавший согласно ст. 50 нетиповой статус для учебных заведений, где обучаются дети с выдающимися способностями.

— В ближайшие годы академия будет развиваться на базе концепции «нетипового элитного образовательного учреждения». В каком значении здесь использовано слово «элитный»?
— Концепция академии как нетипового элитного образовательного учреждения принята ученым советом в 2004 г. При описании образовательных систем термин «элитный» имеет различные коннотации. В частности, часто говорят об «элитарном образовании», рассматривая его как образование для узкого круга детей, отобранных по критериям знатности и богатства. Применительно к академии мы трактуем «элитное образование» как образование самого высокого уровня, критерием получения которого выступают способности и таланты детей, высокий уровень их духовного саморазвития и креативного самовыражения.

— Известно, что конкурс в вашу академию во все времена традиционно высокий. Остается ли неизменной ситуация в последние годы? Если сравнивать советское и нынешнее время, остается ли увлеченность детей балетом по-прежнему сильной?
— Наверное, самым ярким отличием современности от советского времени является необычайное расширение возможностей выбора для человека. И это, конечно, не могло не сказаться и на приеме в наше учебное заведение.
В целом конкурс в академию остается высоким. В период приемной кампании мы просматриваем около 700 детей, из которых принимаем 60. Это хороший показатель. К сожалению, как и раньше, детей физически способных к балету не хватает. Поэтому мы не ограничиваемся только приемным периодом и проводим еженедельные консультации для детей и родителей в течение всего второго семестра. Отмечу, что демографическая яма, порожденная кризисом рождаемости 1990-х, не обошла и академию, вызвав некоторый дефицит поступавших в 2000-х гг. Однако сегодня ситуация выправляется. Дети идут учиться, интерес к балету растет, что открывает прекрасные перспективы.

— Претерпевает ли с течением времени в стенах академии какие-то изменения и трансформации педагогическая система обучения основам классического танца, разработанная А. Я. Вагановой?
— Система обучения классическому танцу была разработана А. Я. Вагановой в 1930-х гг. И конечно, как и при жизни основательницы, так и в последующие годы она постоянно совершенствовалась, дополнялась, чутко реагируя на изменения в художественном состоянии балетного искусства. Кстати, сама Агриппина Ваганова настоятельно советовала педагогам «следить за требованиями жизни и искусства». Именно так и поступают наши лучшие преподаватели, педагогический метод которых динамично развивается в процессе их деятельности. Однако база — методика А. Я. Вагановой —
остается неизменной.

— Очевидно, что одним из принципов «нетипичности» вашего учебного заведения является наличие в составе администрации такой должности, как «художественный руководитель». Что входит в его обязанности?
— Художественный руководитель академии — народная артистка России, профессор Алтынай Асылмуратова. Она является первым проректором и отвечает за определение направлений развития, путей и форм совершенствования профессиональной — балетной —
составляющей учебного процесса. Именно художественный руководитель следит за сохранением в реальной педагогической практике методов и подходов, разработанных
А. Я. Вагановой, устанавливает и регулирует нормы качества профессиональной подготовки в академии, подбирает преподавателей хореографических дисциплин, обеспечивающих профессиональное образование, решает задачи по организации сценической, постановочной и педагогической практики обучающихся и студентов академии, по подбору репертуара, организации постановочной и репетиционной работы, контролирует качество приема обучающихся в академии и конкурсного отбора при переводе с одного года обучения на другой.


— Расскажите о деятельности Учебно-методического объединения высших учебных заведений Российской Федерации по образованию в области хореографического искусства.
— Учебно-методическое объединение в области хореографии работает с 2000 г. Базовыми вузами УМО являются Академия Русского балета имени А. Я. Вагановой и Московская государственная академия хореографии. Прошедшее десятилетие в деятельности УМО проходило под знаком разработки и утверждения государственных образовательных стандартов высшего и среднего профессионального образования второго, затем третьего поколения. Благодаря работе УМО система хореографического образования в стране перешла на двухуровневую структуру подготовки бакалавр-магистр. Активная деятельность в УМО учебных заведений России позволила в короткие сроки обеспечить систему примерными программами дисциплин и осуществить инновационные научно-методические разработки. Благодаря активному взаимодействию УМО с Минздравсоцразвития России обновлен «Перечень заболеваний, препятствующих поступлению в хореографические училища» (утвержден 09.04.2012 г.). Также под руководством УМО были разработаны «Федеральные государственные требования к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области хореографического искусства “Хореографическое творчество” и срок обучения по этой программе». Стратегическими задачами УМО на следующий период являются: разработка системы профессиональных стандартов в области хореографии с обязательным соотнесением их с содержанием ФГОС ВПО и СПО; совместно с федеральными органами управления культурой и образованием создание системы общественной аккредитации образовательных программ в сфере хореографии.

— Некоторое время назад активно обсуждалась тема проекта Закона о реформировании высшего художественного образования. Какую позицию по этому вопросу занимала академия? Как вы считаете, если реформирование художественного образования прошло бы по предложенному Министерством образования проекту, к каким последствиям это могло бы привести в области балета? Окончательно ли министерство решило отказаться от идеи реформирования художественного образования?
— Насколько мне известно, никакого концептуального законодательного проекта по реформированию художественного образования у Министерства образования и науки не было и нет до сих пор. Да и вряд ли бы Минобрнауки стало бы заниматься проблемой, впрямую не относящейся к сфере его компетенции, т. к. за художественное образование в стране отвечает Министерство культуры. То, о чем вы говорите, скорее относится к полемике, которая развернулась некоторое время назад в связи с подготовкой нового Закона «Об образовании», утвержденного в конце 2012 г. До этого шла активная работа по созданию «Концепции развития образования в сфере культуры и искусства», одобренной 25 августа 2008 г. Правительством РФ. Все эти инициативы Минкультуры России всколыхнули ряд проблем в сфере художественного образования, которые не решались десятилетиями. И прекрасно, что в конечном счете их удалось решить. Применительно к нашему искусству я говорю о законодательной легитимизации возможности учебных заведений обучать профессии артиста балета с 10-летнего возраста. В действующий Закон «Об образовании» были внесены изменения, предусматривающие наличие в системе образования «интегрированных программ в сфере искусства», в процессе освоения которых учащиеся с детства интегрированно осваивают программы общего и профессионального образования. Именно так, как мы обучаем детей 275 лет. Эти особенности балетного образования учтены и в новом законе.

— Одной из задач академии является «гуманизация балетного образования». Что имеется в виду? В чем именно его нужно гуманизировать?
— Не секрет, что обучение профессии артиста балета — тяжелый труд. Именно труд, т. к. с детского возраста учащимся приходится ежедневно и серьезно трудиться. В этом смысле академия видит одной из своих задач создание системы психолого-педагогического сопровождения каждого обучающегося, что позволит им пройти курс девятилетнего обучения с минимальными потерями. Современные образовательные технологии позволяют выстраивать для студентов индивидуальные образовательные маршруты в зависимости от склонностей и интересов. Естественно, я сейчас больше говорю не о профессиональной, а общенаучной составляющей учебного процесса. Хотя и в профессиональном смысле обучение у нас индивидуально ориентированно.

— Расскажите о международном конкурсе артистов балета «Ваганова-prix».
— Конкурс учрежден в 1988 г. в честь 250-летнего юбилея «Танцевальной Ея Императорского Величества школы» — первого российского профессионального учебного заведения в области искусства балета (ныне — Академии Русского балета имени А. Я. Вагановой).
Учредителем конкурса является Академия Русского балета имени А. Я. Вагановой. Он проводится под патронажем Министерства культуры Российской Федерации, правительства Санкт-Петербурга, Комитета по культуре администрации Санкт-Петербурга. Первый конкурс был проведен в 1988 г., второй — в 1990, третий — в 1995, четвертый — в 1998, пятый — в 2002, шестой конкурс прошел в июне 2006 г. Председателями жюри конкурсов были крупнейшие мастера отечественного балета Константин Сергеев (1988), Габриэла Комлева (1990), Ирина Колпакова (1995), Ольга Мои-сеева (1998), Наталья Макарова (2002, 2006). Всего за время существования конкурса в его различных программах приняли участие более 400 студентов и представителей балетных школ 29 стран мира. Лауреатами конкурса являются солисты Мариинского театра: У. Лопаткина, С. Захарова, М. Думченко, И. Желонкина, Е. Осмолкина, Е. Образцова, О. Новикова, А. Сомова, А. Фадеев, А. Корсаков, М. Ильин, Р. Бобовников, М. Лобухин, В. Шкляров, А. Никитина, М. Чугай, Е. Чепрасова; солисты Большого театра: А. Евдокимов, А. Хазанова, О. Конобеева; солисты Московского академического театра балета: Е. Березина и К. Олюнин; солистка Московского театра «Русский балет» Е. Князькова; солист Академического театра балета под руководством Б. Эйфмана И. Марков. Дипломанты конкурса — балетмейстеры А. Мирошниченко и К. Симонов — занимаются постановочной работой в Мариинском театре и ведущих театрах России и мира. Полагаю, что и в дальнейшем конкурс будет играть заметную роль в пропаганде и развитии русского балета.

 

Короткая ссылка на новость: https://www.nstar-spb.ru/~Vv7FT