На связи с будущим: передовые технологии и многолетние традиции

 

1 Марта 2013

На связи с будущим: передовые технологии и многолетние традиции

— Сергей Викторович, расскажите, пожалуйста, как университет отметил 125-летие со дня рождения Михаила Александровича Бонч-Бруевича.
21 февраля 2013 года университет провел цикл торжественных мероприятий.
Состоялось торжественное заседание ученого совета, на котором с приветственным словом выступил руководитель Федерального агентства связи О.  Г. Духовницкий.
В этот же день были возложены цветы к могиле ученого на Богословском кладбище.
Торжественные мероприятия продолжились в Центральном музее связи им. А. С. Попова, где  специалисты по истории связи из Твери, Нижнего Новгорода и Санкт-Петербурга рассказали собравшимся о различных периодах жизни и деятельности М. А. Бонч-Бруевича. Затем состоялась церемония спецгашения почтовой открытки с оригинальной маркой, изданной ФГУП издательско-торговым центром «Марка» к 125-летию профессора М. А. Бонч-Бруевича.
Юбилейной дате была посвящена и прошедшая 26–27 февраля II Международная научно-техническая и научно-методическая конференция «Актуальные проблемы инфотелекоммуникаций в науке и образовании», на которой была представлены работы самых разных научных направлений —  технических, экономических, гуманитарных.
Кроме того, в день рождения М. А. Бонч-Бруевича состоялся первый полноценный выход в эфир на средних волнах студенческого радио «Бонч», который будет полностью посвящен этому важному событию.

— Ваш университет славится тем, что широко использует в учебном процессе самые современные образовательные технологии. Каких результатов удалось добиться вузу благодаря такой оснащенности?
— Конечно, мы значительно повысили уровень обучения. Ведь у каждого человека,  умеющего пользоваться техническими новинками, повышается степень адаптации к миру, любо-знательность, расширяется круг возможностей. Однако несправедливо будет сказать, что хорошая техническая оснащенность — это всё, что необходимо для повышения качества образования. Многое зависит непосредственно от высокого уровня преподавания, которое обеспечивают наши преподаватели, а также от желания и способностей каждого студента усваивать полученные знания и навыки.

— Телекоммуникации — сфера, которая развивается сегодня  наиболее активно. Сложно ли идти в ногу со временем?
— Идти в ногу со временем всегда тяжело. Ведь в наше время техническая база ведущих отраслей экономики полностью обновляется за три-пять лет, а сейчас даже за три года. Труднее всего приходится нашим педагогам, которые должны оставаться востребованными профессионалами. А для этого приходится много работать самому и иметь доступ к реальным проектам, что отнимает немало сил и времени. Необходимо также, чтобы и наша организационная структура соответствовала духу времени: мы стараемся применять новые образовательные формы —  так, в вузе открыто  пять научно-образовательных центров, основная задача которых — приблизить учебный процесс к научно-техническому прогрессу. Недавно открыта кафедра цифрового телевизионного и радиовещания, и сейчас мы думаем над открытием новых кафедр, к примеру, в области фотоники, фотоэлектроники. Мы не стремимся закрывать те или иные кафедры: мы их реорганизуем — они либо объединяются с другими  кафедрами, либо меняют свой профиль.  Динамика нашей жизни такова, что мир за последние 10–15 лет изменился больше, чем изменился наш университет, да и любой другой вуз. Ведь как сказано: «Чтобы оставаться на месте, нужно бежать, а чтобы двигаться вперед, нужно бежать в два раза быстрее».

— Не получается ли так, что знания и навыки, которые получают студенты, устаревают к концу обучения?
— Такая проблема существует, но мы ее решаем. В первую очередь необходима хорошая фундаментальная подготовка. Такую подготовку обеспечивают наши  кафедры  физики, математики, теории цепей, теории сигналов, информатики.  Если фундамент основных знаний заложен прочно, то студент сможет освоить все то новое, с чем ему придется столкнуться на  профессиональном пути и через пять лет, и через десять, и через тридцать.  Что касается непосредственной специализации, новых видов техники, умения с ней работать, новых протоколов, новых подходов к построению систем сетей связи — всё это можно освоить в процессе работы. И здесь также очень помогает тот факт, что часть наших преподавателей сочетает преподавание с активной творческой работой в научно-исследовательских, приборостроительных и других предприятиях города. Происходит определенная ротация кадров — кто-то уходит из вуза в промышленность, кто-то возвращается оттуда в учебный процесс, принося свежий опыт.
 

— Расскажите подробнее о пяти научно-образовательных центрах вашего университета. Какие направления там развиваются?
— Для начала их перечислим — это научно-образовательный центр исследования протоколов телекоммуникаций, мультимедийный образовательный центр, научно-образовательный центр беспроводной связи, научно-образовательный центр по академии CISCO высшего уровня и научно-образовательный центр по проектированию электронной аппаратуры — вы видите, что мы охватили достаточно широкий спектр наших наработок. Научно-образовательный центр исследования протоколов IP/MPLS — это своеобразный центр-ядро. Он посвящен непосредственно связной проблематике, построению и управлению сетями связи с использованием аппаратуры различных вендеров, с исследованием архитектуры систем связи, со взаимодействием с дата-центрами —
то есть изучению всех тех сложнейших вопросов, которые и теоретически требуют большого задела, и предполагают практическую проверку. На нем проходят «обкатку» специалисты наших основных связных факультетов. Кроме того, там  проводятся интересные научно-исследовательские работы, в том числе и в сфере интересов «Ростелекома». Мультимедийный центр — это одно из новых направлений, которому сейчас уделяет внимание Министерство связи и массовых коммуникаций: связисты уже давно задумались над тем, что их задача не просто транспортировать контент из одного узла в другой, то есть перемещать изображение, голос и данные от одной точки до другой, но и доводить его непосредственно до потребителя — значит предоставлять ему определенные сервисы по запросу контента, по отказу, по поиску.
К тому же у нас появились мысли о создании самого контента. Это достаточно творческая задача, в которой мы немного пересекаемся в своей деятельности с творческими вузами, с факультетами журналистики, с тем, что реализуется в Университете кино и телевидения. Мы решили поддержать сложившийся тренд и открыть Центр мультимедийных технологий, который состоит из двух основных направлений: телевидения и радио. Там формируются студия аудиозаписей и радиовещания и студия телевидения и мультимедийных интернет-технологий, где ребята не только изучают процесс транспортировки и передачи контента, но и учатся его создавать, чтобы в будущем им было проще ориентироваться в этих вопросах и соответственно иметь преимущество при трудоустройстве. Центр беспроводной электросвязи, я думаю, особых комментариев не требует — там изучается всё, что связано с мобильной связью. В первую очередь он ориентирован на позиционирование в сетях подвижной связи и на ряд новых сервисов, которые с этим связаны. Речь идет о позиционировании, то есть обнаружении местонахождения, например, автотранспортных средств, людей в сложных технологических помещениях, то есть в аэропортах и на вокзалах, детей в детском саду и школе. В этом центре  также может быть исследован целый ряд новых направлений по беспроводным датчикам, но вплотную к этому мы еще не приступали. Следующий научно-образовательный центр связан с работой одного из ведущих производителей телекоммуникационного оборудования — компании «CISCO». Достаточное число наших операторов работает на базе этой компании. И мы в программе «CISCO» формируем самый передовой по Северо-Западу центр, где сможем обучать администраторов высшего уровня. Еще один центр — по проектированию электронной аппаратуры ­— создан для того, чтобы снизить огромную потребность отрасли и предприятий Санкт-Петербурга, ассоциаций предприятий электроники всей страны в конструкторах, схемотехниках и технологах. Теоретическое обучение с минимальным практическим уклоном дает неэффективный результат. Приходят люди, которые оказываются неспособными работать на реальном производстве. Поэтому мы и решили со-
здать свой центр по производству учебного оборудования, который уже с успехом работает и производит реальные электронные устройства, способные с успехом завоевать свое место на рынке. Наши специалисты, прошедшие обучение в этом центре, будут очень востребованы.

— С какими предприятиями отрасли вы сотрудничаете? Где проходят практику студенты?
— За выпускников активно борются в первую очередь наши основные работодатели — это «Рос-телеком»,  большая тройка мобильных операторов («МегаФон», «МТС» и «Билайн»), все дочерние предприятия «Ростелекома», строительные организации типа «Телефонстроя», занимающиеся строительством сооружений связи. Кроме того,  приборостроительные предприятия, которые разрабатывают оборудование для систем связи, — «Интелтех», НИИ «Масштаб», «Северная заря», ЭГО-холдинг. Российская  телевизионная и радиовещательная сеть (РТРС) в настоящий момент проводит в нашем университете большой курс переподготовки специалистов своих телевещательных центров в направлении цифрового телевидения. А вообще в списке наших партнеров — более пятидесяти предприятий. Мы проводим ярмарки вакансий, и представители предприятий, заинтересованных в наших выпускниках, предварительно отправляют свои запросы и пожелания в наше управление по работе с кадрами. Из недавних наших контактов — договор  о практике и стратегическом сотрудничестве с Государственным оптическим институтом. Мы побывали на заводе «Оптен», где производятся оптоволоконные кабели, и были приятно удивлены, узнав, что генеральный директор —  выпускник «Бонча». И на предприятиях связи, и в электронной отрасли работают выпускники нашего университета. Мы получаем многочисленные заявки на целевой набор со всей страны. Вообще следует отметить, что
97 % наших выпускников потом устраивается по своей специальности, то есть по профилю подготовки вуза, а это значит, что мы не работаем вхолостую. Выпускника «Бонча» не встретишь на бирже труда.

— Расскажите, пожалуйста, о том, как реализуется на практике многоуровневое образование: школа—лицей—колледж—вуз?
— Во-первых, мы установили контакты со многими школами и лицеями Санкт-Петербурга и Ленинградской области. С ними напрямую работает центр довузовской подготовки. Кроме того, в составе университета есть лицей телекоммуникаций, обучающий школьников начиная с 9-го класса. В составе нашего вуза есть три колледжа телекоммуникаций, где также ведется обучение с девятого класса по специальным программам. Учащиеся получают специальность и могут работать сразу по окончании колледжа. Часть выпускников поступает к нам на сокращенные программы бакалавриата и получает высшее образование с квалификацией «бакалавр». Дальше возможно обучение в магистратуре.

— Известно, что университет ведет активную международную деятельность. Студенты проходят обучение в вузах-партнерах, практикуется обмен аспирантами и стажерами. А вы планируете расширять это сотрудничество?
— Существует Международный союз электросвязи, университет является его членом, а руководит им наш выпускник. Мы с удовольствием принимаем на обучение граждан стран, входящих в этот союз, становимся все более открыты для мирового сообщества,  внутри страны открывается доступ к предоставлению образовательных услуг.
На текущий момент у нас более 60 вузов-партнеров — из Франции, Италии, Китая, всего ближнего зарубежья. У нас обучаются около 300 иностранных студентов. По обменным курсам выезжает до сотни студентов в год, но это кратковременные образовательные программы. Мы планируем укрепить наши отношения с Российским университетом дружбы народов, где тоже есть телекоммуникационный факультет, и планируем изучить их опыт по привлечению иностранных студентов. Эта  важно и в государственном, и в общеполитическом масштабе —
необходимо заново создать то, что когда-то уже было, — русскоговорящую прослойку в мире, которая с симпатией относится именно к России как к стране, давшей ей образование.

— Одним из структурных подразделений вашего вуза является Институт военного образования. Каких специалистов там готовят?
— Институт военного образования включает в себя две структуры: то, что раньше называлось «военная кафедра», — туда приходят студенты, обучающиеся на обычных факультетах, проходят дополнительную военную подготовку и получают звание офицеров запаса. И учебный военный центр, который готовит офицеров Вооруженных сил по полной пятилетней программе по специалитету, бакалаврские программы там еще только готовятся. Он находится в отдельном корпусе, оснащен хорошим оборудованием, недавно совместно с ДОСААФ была открыта автошкола. В свое время опять же мудрым решением моих предшественников было принять в свою структуру этот военный учебный центр, который был к нам перемещен из других вузов, где от него стали отказываться ввиду его нерентабельности. И мы полагаем, что в нашей структуре он к месту, несмотря на существование в Петербурге Академии связи. Выпускники этого центра котируются, уровень подготовки там достаточно высокий. К сожалению, уже два года в этот учебный центр не было набора, но в этом году Министерство обороны прислало нам заявку на сто человек, и я должен отметить, что конкурс туда очень большой. Связь — это государственное направление и для Министерства обороны, и для других специальных структур. И поэтому мы и впредь будем поддерживать это направление.

— Какова судьба строящегося корпуса на проспекте Большевиков и исторического корпуса на Мойке?
— Нужно сказать, что развитие квартала на проспекте Большевиков тесно связано с нашим университетом. Целая плеяда выдающихся ректоров ЛЭИС-СПбГУТ работали над его застройкой. Еще в 70-е годы удалось добиться выделения этого квартала для строительства нового кампуса университета, куда вошли общежития, спортивные и учебные корпуса, научные подразделения. Первое здание было построено только в 80-е годы, причем не самым качественным образом. Несколько лет оно не эксплуатировалось, однако усилиями моих предшественников и всего связистского сообщества была проведена его реконструкция: здание было практически отстроено заново и стало наконец пригодным для учебного заведения. Кроме того, мой предшественник Александр Александрович Гоголь добился финансирования строительства нового корпуса, который мы надеемся  ввести в строй в этом году.  Он будет приблизительно такого же класса, такой же площади и так же хорошо оснащен, как и действующий. Поэтому я бы сказал, что история этих корпусов — это история преемственности и совместного труда целого ряда ректоров, и сейчас мы наблюдаем здесь плоды их совместных усилий. Что касается корпуса на Мойке, то это историческое здание, расположенное в очень привлекательном месте. Мы намерены продолжить его развитие и, возможно, развернем там нечто вроде научного технопарка, где надеемся разместить основных связных вендеров. Компании-разработчики, компании-операторы — как отечественные, так и иностранные — смогут открывать там научные лаборатории, представительские центры, осуществляющие функции бизнес-представительства. Таким образом, сформируется своего рода связная площадка, на которой работники отрасли связи смогут встретиться одновременно с представителями полного спектра услуг, начиная от профсоюзов и заканчивая компанией «Siemens» или корпорацией «Nokia».  И если удастся реализовать эти планы,  это будет очень интересный проект, потому что ни у какого другого вуза подобного здания с такими площадями нет. Мы сделаем всё от нас зависящее, чтобы осуществить эти планы.

— По итогам мониторинга деятельности российских вузов, проведенного в сентябре-октябре 2012 года Минобрнауки, СПбГУТ вошел в десятку самых эффективных вузов Петербурга. Когда высота взята, самое сложное — удержать ее. Что вы планируете сделать для этого?
— В данном рейтинге мы стали шестыми в нашем городе. Как планируем удержать планку? Необходимо поднять наш средний балл ЕГЭ. Может быть, мы объявим меньший конкурс на коммерческие места, может быть, будем требовательнее относиться к нашим абитуриентам. Постараемся обеспечить иногородних общежитиями, потому что именно это в первую очередь способствует подъему балла ЕГЭ, так как  повышает конкуренцию. Как я уже говорил, из регионов приезжают очень хорошие ребята с сильной мотивацией. Они хотят сделать карьеру, очень активно работают, и это поднимает общий дух в университете. Мы планируем также увеличить объем наших научно-исследовательских работ, оптимизировать свою структуру — исключить неэффективные подразделения и, скажем так, лишние должности, которые снижают показатели. Планируем увеличить набор иностранных студентов — вот, пожалуй, и всё. Если мы сделаем то, что запланировали, мы сумеем сохранить высокие показатели качества образования.

— При всем соответствии требованиям времени, ваш вуз бережно хранит сложившиеся традиции. Расскажите о них.
— Традиции русского студенчества существуют независимо от нашего университета, и мы их соблюдаем — например, отмечаем Татьянин день.
Но у «Бонча» и вообще у связистов есть свои традиции, формы общения.  
Обязательно нужно сказать о том, что в нашем университете и вообще у связистов сильна степень неформального общения, взаимной поддержки.
У нас есть то, что называется корпоративной культурой. Существуют некие духовные ценности, которые сложно описать словами. Выпускников каждого вуза объединяет alma mater, но зачастую к ней нет того трепетного отношения, которое подразумевает это выражение. Однако у нас (и мы этим гордимся) существует то, что мы называем «бончевским духом», который объединяет наших студентов, преподавателей и многочисленных выпускников. Когда по истечении нескольких десятилетий люди гордятся тем, что окончили наше учебное заведение, это дорогого стоит, и мы стараемся сделать все, чтобы и наши сегодняшние студенты через много лет тоже гордились вузом, из стен которого вышли. К нам не приходят учиться случайные люди, а если и приходят, то быстро отсеиваются. Недавно мы проводили опрос, и оказалось, что у нас обучаются представители целых династий связистов. А это значит, что в семьях из поколения в поколение передается уважение к этой профессии.

 

Короткая ссылка на новость: https://www.nstar-spb.ru/~QSmnM