«Привыкнуть к таланту нельзя»

 

27 Декабря 2012

«Привыкнуть к таланту нельзя»

— Не за горами столетний юбилей университета. С какими успехами вы подходите к этой славной дате?
— Столетие мы будем отмечать только через шесть лет, но вы правы — уже сегодня вуз готовится к этой юбилейной дате. Кстати, в 2013 году мы отмечаем 95-летие вуза, что также очень значительная дата, и университет намерен достойно ее отпраздновать. Задачу свою мы видим в том, чтобы в условиях серьезного реформирования образования в нашей стране сохранить добрые традиции вуза, сложившиеся в нем научные и педагогические школы и в то же время обеспечить состоятельность и привлекательность университета в современной образовательной среде. Все предпосылки к тому есть: сотни квалифицированных преподавателей, тысячи талантливых студентов, десятки творческих коллективов, широко известных в нашей стране и далеко за ее пределами.

— Расскажите об истории вашего университета. Ведь вуз за почти столетнюю историю сменил не одно название и имел статус института, академии и, наконец, университета. Менялась ли в зависимости от названия основная направленность деятельности вуза? Отвечает ли сейчас университет требованиям времени, появляются ли новые факультеты, кафедры? И как адаптируются к реалиям современного времени традиционные учебные подразделения — скажем, в сфере библиотечного дела?
— Наш вуз действительно имеет богатую историю. Созданный в 1918 году как Петроградский институт внешкольного образования, он постоянно расширял спектр образовательных программ и направлений подготовки, повышал свой статус (институт — до 1993 года, затем академия, и, наконец, с 1999 го-
да — университет). Некоторые специальности развиваются в вузе практически со времени его основания, например библиотечно-информационная деятельность. Стоит отметить, что на протяжении более чем двух десятилетий — с 1941 по 1964 год — Ленинградский государственный библиотечный институт имени Н. К. Крупской был единственным в стране учебным заведением, готовившим кадры в сфере библиотечного дела. Сейчас библиотечно-информационный факультет является крупнейшим в вузе и готовит высококвалифицированных специалистов, способных эффективно работать с современными электронными информационными системами. И это — не единственный пример того, как  обучение по различным традиционным для нашего вуза специальностям кардинально меняется под влиянием времени и обстоятельств.
Многие направления подготовки практически родились в нашем вузе: музееведение и охрана памятников, режиссура театрализованных представлений и праздников и др.
Целый ряд образовательных программ начал осуществляться совсем недавно: музыкальное искусство эстрады, актерское искусство, дизайн, туризм, менеджмент. Мы активно внедряем новейшие технологии, в том числе основанные на мультимедийных технических средствах, в образовательный процесс. При этом учитывается специфика преподавания именно в вузе культурно-творческой направленности.
Переход на уровневую систему высшего профессионального образования в России, разумеется, также отразился на нашем вузе. Университет прошел лицензирование, в результате которого в 2012 году организован прием на 27 основных образовательных программ бакалавриата и 23 программы магистратуры.
Одним словом, мы не стоим на месте, и повышение статуса вуза — это отражение  реального расширения его возможностей.

— Проходят ли ваши абитуриенты дополнительные творческие конкурсы? Вы за долгое время работы с творческой молодежью должны были привыкнуть к такому явлению, как талант. Можете ли вы сказать, что ваши студенты продолжают вас удивлять? Чем они отличаются от студентов и выпускников предшествующих поколений?
— Обучение на большинстве направлений подготовки нашего вуза предусматривает для абитуриентов дополнительные вступительные испытания. В первую очередь — это творческие экзамены при поступлении на такие специальности, как «музыкально-инструментальное искусство», «дирижирование», «вокальное искусство», «режиссура театрализованных представлений и праздников», «графический дизайн» и многие другие. Задача наших мастеров — организовать вступительные испытания в такой форме и атмосфере, чтобы не пропустить человека с «искрой божьей». Талант это или только его предтеча — сложный вопрос. Я скорее соглашусь с теми, кто считает, что талант — это упорный труд, а не только способности или дар. Уверен, что нашим педагогам удается отбирать действительно способных и трудолюбивых студентов, потому что в процессе учебы и после окончания вуза подавляющее большинство из них проявляют себя как люди профессиональные и талантливые. А вот привыкнуть к таланту нельзя: всякий раз встреча с ним поражает и вдохновляет.
Совсем недавно мы отметили 40-летие кафедры русского народного песенного искусства. Собрались, съехались со всей страны и из-за рубежа педагоги, выпускники, нынешние студенты. Вспоминали, пели, говорили друг другу теплые слова. Конечно, чем-то представители разных поколений выпускников отличаются друг от друга. Но в глаза бросалось иное — любые отличия меркнут на фоне того, что объединяет этих людей: единая школа, высокое мастерство, любовь к своей профессии. То же самое можно наблюдать, когда, например, собираются выпускники кафедры хореографии на фестиваль памяти своего учителя — выдающегося танцовщика, педагога Бориса Яковлевича Брегвадзе. Мастера хореографии приезжают со своими коллективами, устраивают настоящий праздник искусства.

— Ваш университет — один из крупнейших гуманитарных вузов нашей страны. Его выпускники — люди творческих профессий. Следите ли вы за их судьбами? Насколько они успешны? Какой процент из них идет работать по специальности? Помогает ли университет им с трудоустройством? Насколько выпускники вашего вуза конкурентоспособны в сравнении с выпускниками других творческих вузов?
— Университет по праву гордится своими выпускниками. Они работают в крупнейших библиотеках мира и возглавляют многие из них. Например, Библиотекой Российской академии наук руководит наш выпускник — заслуженный работник культуры Российской Федерации Валерий Павлович Леонов, а директор любимой многими поколениями петербуржцев Центральной городской публичной библиотеки имени В. В. Мая-
ковского — заслуженный работник культуры Российской Федерации Зоя Васильевна Чалова, также закончившая наш вуз. Часть выпускников снискала себе славу известных артистов, режиссеров, исполнителей: клоун-мим, режиссер, народный артист России Вячеслав Полунин и певец, народный артист России Валерий Леонтьев, знаменитый режиссер Андрей Могучий и певец, заслуженный артист Российской Федерации Сергей Рогожин и многие, многие другие. И совсем не меньше мы гордимся теми, кто преподает в вузах, работает с детскими коллективами. Так, замечательным детским музыкальным театром «Радуга» руководит наша выпускница Марина Ланда. Мы также горды тем, что председателем правления Всемирного клуба петербуржцев является Валентина Трофимовна Орлова, окончившая библиотечный факультет нашего вуза. Мы стараемся поддерживать связь со всеми нашими выпускниками — знаменитыми и не очень, приглашаем по разным поводам в университет, благодарны им за сотрудничество.
Особенность нашего вуза еще и в том, что практически все выпускники профильных факультетов идут работать по специальности и в своей профессиональной сфере весьма востребованы. Замечу, что трудоустройству обучающихся и выпускников в университете уделяется особое внимание. У нас успешно функционирует Центр по трудоустройству студентов и выпускников. Созданы базы данных работодателей и вакансий, а также студентов, нуждающихся в трудоустройстве. Регулярным стал организуемый вузом Городской форум вакансий в сфере культуры и искусств, в котором принимает участие более 120 предприятий и организаций. Со-здаются условия для работы студентов внутри вуза во внеучебное время. Развивается практика летних студенческих отрядов, волонтерского движения.

— Приезжают ли в университет студенты из других стран? Остаются ли они потом работать в нашей стране или предпочитают возвращаться на родину?
— В университете учились и учатся студенты из десятка стран мира. Сейчас в университете обучается около 300 иностранных студентов из 26 государств. У нас работают курсы русского языка для поступающих в вуз. Мы поддерживаем активные партнерские взаимоотношения со многими зарубежными учебными заведениями и организациями, целью которых является действительная студенческая и преподавательская мобильность, а не экскурсионно-ознакомительные поездки. Наши студенты и преподаватели — участники многих международных форумов и конкурсов. И на большинстве из этих конкурсов наши студенты и выпускники занимают призовые места, становятся лауреатами. Среди таких коллективов нельзя не назвать ансамбли «Град-квартет», «Посолонь», «Невское раздолье», «Скоморохи», «ESSe Quintet» и многие-многие другие.            
Хочу упомянуть о совсем свежем примере международного сотрудничества, осуществляемой в нашем вузе. 15 декабря завершил свою работу первый в истории университета российско-белорусский открытый студенческий смотр-конкурс народного песенного искусства «Как на речке было на Фонтанке», организованный нашим университетом при активной поддержке министерств культуры Российской Федерации и Республики Беларусь, Союзного государства Беларуси и России, правительства Санкт-Петербурга. Более 200 участников смотра — солистов и коллективов средних профессиональных и высших учебных заведений культуры и искусств двух стран — прошли через конкурсные прослушивания. Итоги смотра на проходившем в Малом зале Санкт-Петербургской государственной филармонии гала-концерте огласил председатель жюри конкурса Юрий Константинович Лаптев, народный артист Российской Федерации, заведующий кафедрой оперной подготовки Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова. Нам особенно приятно, что гран-при завоевал творческий коллектив нашего вуза — сводный хор кафедры русского народного песенного искусства. На состоявшемся в рамках смотра-конкурса круглом столе широко обсуждались значимость и перспективы подобных студенческих форумов, которые призваны сыграть ключевую роль в развитии молодежных контактов России и Беларуси. Уже достигнуты предварительные договоренности о проведении в мае следующего года Международного студенческого джазового фестиваля, а осенью — очередного российско-белорусского студенческого конкурса народного художественного творчества.

— В чем для вас заключаются главные особенности в руководстве коллективом, состоящим в большинстве своем из людей творческих профессий?
— В университете работают около 600 штатных преподавателей, из них примерно 70% —
с учеными степенями и званиями; более семидесяти народных и заслуженных артистов СССР, России, заслуженных деятелей науки, заслуженных деятелей искусств и заслуженных работников высшей школы России. Это настоящие мастера своего дела. И я вижу свою главную задачу как руководителя вуза в создании условий, в том числе организационных и материальных, для их успешной работы, а также в том, чтобы не вмешиваться в творческий процесс, известный им в отличие от меня в тонкостях.

—  Сейчас много говорят о формировании толерантного сознания, а культура прежде всего  призвана объединять людей разного социального положения, происхождения, расовой принадлежности.  Уделяете ли вы внимание этой проблеме в процессе обучения?
— Я убежден, что культура — самый важный, действенный и необходимый инструмент в формировании взаимопонимания людей с разными ментальностью и мировоззрением. И вполне естественно, что в нашем вузе этому направлению уделяется большое внимание. В подтверждение этого приведу только один пример: совсем недавно, 3 декабря, одна из наших студенток была награждена дипломом победителя городского конкурса студенческих исследовательских работ по проблематике формирования толерантной среды.
 Возможности взаимообогащения культур так велики и многообещающи, а противопоставление их так обедняет мир и личность, что человек, желающий что-то сделать в культуре, человек талантливый по сути своей толерантен.
На этом строится не только процесс образования и воспитания в нашем вузе, но и сама жизнь.

 

Короткая ссылка на новость: https://www.nstar-spb.ru/~Y565x